Позже Роджер Мур снимался в фильмах «Человек с золотым пистолетом» (1974), «Шпион, который меня любил» (1977), «Лунный рейкер» (1979), «Только для твоих глаз» (1981), «Осьминожка» (1983) и «Вид на убийство» (1985). Актер показал агента более утонченным и элегантным. Когда был закончен последний фильм, Роджеру было уже 57 лет.
Эволюция Бонда: от Коннери до Крэйга. Как с 1962 года менялся агент 007
История серии фильмов о британском шпионе насчитывает полвека, и трудно найти в мире человека, который никогда не слышал о Джеймсе Бонде. И неудивительно: его имя известно уже давно, его образ узнаваем и часто цитируется, а о приключениях агента 007 знают миллионы поклонников по всему миру. Влияние сериала на поп-культуру огромно, но он также является любопытным зеркалом времени, постоянно отражая текущие политические повестки дня и культурные тенденции. Премьера долгожданного нового фильма о шпионе на службе Ее Величества Джеймсе Бонде состоится в России 7 октября. Исходя из этого, Андрей Станкевич решил проанализировать все фильмы франшизы и проследить, какие изменения претерпел один из самых знаковых киногероев 20-го века.
Создание агента 007
Автор романов о Джеймсе Бонде Ян Флеминг взял за основу своего главного героя нескольких известных британских шпионов, некоторых из которых он знал лично. Среди них были герои Второй мировой войны, двойные агенты и люди, предававшиеся безнравственности в виде азартных игр, употребления алкоголя или чрезмерного, даже противоестественного влечения к женщинам. Все это помогло передать образ живого, настоящего человека. Но больше всего от Бонда взял сам автор: романтический образ самого себя, каким Флеминг видел героя своих романов. Он писал о том, что хорошо знал: Как и Флеминг, Бонд окончил Итонский колледж, служил в военно-морском флоте и дослужился до звания командира, любил яйца и интересовался орнитологией.
Здесь важно отметить, что увлечение птицами помогло автору выбрать имя главного героя, которого он назвал в честь американского орнитолога Джеймса Бонда. Флеминг как-то вспоминал, что его персонажу требовалось простое и банальное имя, которое идеально подошло бы грубому инструменту на службе короны. Мог ли он предвидеть, что со временем это имя станет привычным?
Бонд — верное и надежное оружие Британии. Иногда тупой, но все же скальпель для очень сложных и опасных задач. Он решителен, глубоко патриотичен, готов идти на риск и, прежде всего, готов идти на жертвы.
Как собирательный образ, Джеймс Бонд был образцом мужественности и мужской красоты, где харизма и манеры превалировали над внешностью. Агент 007 всегда имел отличный вкус в одежде и носил дорогие костюмы. Он знал, какие напитки пить и какие часы носить, а его манеры и обходительный внешний вид с аурой шарма позволяли ему покорить любую женщину. Из всего этого может сложиться впечатление, что это очень легкомысленное произведение, в котором акцент сделан на впечатлениях, основанных на самых низменных устремлениях читателя. И да, и нет, потому что Джеймс Бонд — это не только об элитарном гедонизме, но и о важных вопросах — как для автора, так и для его страны.
Враги Джеймса Бонда
Ян Флеминг пережил и выжил во время Второй мировой войны и видел Великобританию в плохом свете. Страна, некогда бывшая могущественной империей с большим количеством колоний, в то время, казалось, переживала сильнейший стресс послевоенного периода. Она потеряла свое былое величие и весь престиж, который позволял Мисту противостоять другим странам. В реальной истории такие мысли укрепились, когда несколько агентов британской разведки предали королевство и перешли на сторону врагов короны.
Флеминг болезненно воспринимал эти геополитические изменения, поскольку Бонду часто приходилось работать в районах, которые когда-то были британскими территориями, и иметь дело с людьми, которые когда-то находились под защитой короны, а теперь стали независимыми. Прежде всего, Британия столкнулась с новыми вызовами со всем грузом проблем и сложностей. И она должна была собрать все силы, чтобы встретить их. Это размышление не является центральным для Бондианы, но было бы ошибкой не упомянуть о нем. Будучи отставным офицером, Флеминг пытался осмыслить эти вопросы и обратиться к читателю, но более того, он пытался понять, какое место в мире сейчас занимает его страна. Тем не менее, следует отметить, что некоторые ученые, изучавшие творчество Флеминга, негативно относятся именно к этим соображениям, обвиняя романы и фильмы о Бонде в ностальгии по империалистическому прошлому. С этим трудно не согласиться, ведь Флеминг говорил не только о внутренних проблемах Великобритании, но и о ее внешних врагах.
Фильмы о Джеймсе Бонде всегда старались работать с актуальной политической повесткой дня. Такой подход кажется наиболее логичным, поскольку он позволяет зрителю легче погрузиться в мир фильма, понять, о чем он, кто хорошие, а кто плохие парни. Существует ли энергетический кризис из-за арабо-израильской войны? 007 отправляется на Ближний Восток. Холодная война в самом разгаре? Итак, Бонд будет сражаться с Красной угрозой. Космические гонки и мода на научную фантастику на повестке дня? Сразу вспоминается «Лунный рейкер» с Роджером Муром. Но не забывайте о немцах, потому что после войны их тоже изображают в роли великих врагов свободного мира — например, графа Хьюго Дракса. В какой-то момент происходит разрядка между Западом и СССР, и вот Бонд уже помогает хорошим русским победить плохих («Осьминожка»).
Переломный момент наступает с падением режима СССР (фильмы с Пирсом Броснаном). Бонд посещает страну, которая начинает сталкиваться с теми же проблемами, что и Британия после войны. Некогда могущественное государство теперь должно найти новое место в мире, встретиться со своими страхами и комплексами и вернуть себе власть. Враги 007 тоже изменились: Вместо коммунистов и шпионов теперь бандиты и генералы, которые грабят страну; вместо идеологических конфликтов теперь речь идет о прибыли и выгоде. Чужие идеологии и идеологические противники заменяются личными интересами человека.
Вместо военной машины Бонд теперь борется против профсоюзов, террористических групп и медиа-магнатов. Бонд видит, как его некогда великий враг меняется под давлением новой эпохи и превращается в еще более непостижимую организацию («Золотой глаз»). Эпоха Броснана вызывает споры, но именно во времена этого актера Бондиана лучше всего показывает, как темы фильмов меняются под давлением реального мира. В очередной раз Бонд, будучи старомодным инструментом британской короны, доказывает себе и другим, что он способен приспособиться к новым условиям шпионской войны.
Боб Холнесс
Роберт родился в Южной Африке в 1928 году. Когда ему было всего 7 лет, его семья переехала в Англию. После окончания учебы Холнесс устроился работать радиоведущим на Би-би-си. Вскоре он стал вторым человеком, официально сыгравшим Джеймса Бонда, на этот раз в радиоадаптации книги Флеминга «Moonraker» в 1956 г. Поскольку передача транслировалась в прямом эфире, никаких известных записей сделано не было. Позже Боб вспоминал, что программа длилась около полутора часов. Холнесс также стал известен благодаря телевизионной программе Blockbusters.
Шон родился в Шотландии в 1930 году и сменил множество профессий, прежде чем стал актером. В детстве он работал молочником, а затем служил на флоте. После увольнения по состоянию здоровья Коннери пробовал себя в качестве водителя, спасателя и даже художника-модельера. Он занялся бодибилдингом и футболом. Так что атлетичный, подтянутый и красивый мужчина 1950-х годов оказался за кулисами театра. Первый показ фильма состоялся в 1957 году. Шон сыграл Спайка в фильме «Обратной дороги нет». После серии картин Коннера пригласили сняться в серии фильмов о Джеймсе Бонде. Сначала актер неохотно согласился, но вскоре понял, что его карьера пойдет в гору, если все пойдет хорошо.
Шон Коннери сыграл агента 007 в первых пяти фильмах о Бонде: «Доктор Ноу» (1962), «Из России с любовью» (1963), «Голдфингер» (1964), «Шаровая молния» (1965) и «Живешь только дважды» (1967). В 1971 году он появился в роли Бонда в фильме «Бриллианты навсегда», а в 1983 году — в фильме «Никогда не говори никогда». Последний, кстати, является неофициальным, так как был снят другой кинокомпанией.
Все семь фильмов имели коммерческий успех. Джеймс Бонд, которого изображал Коннери, был признан третьим по значимости героем в истории кино. Экранизация романа сделала актера настоящей звездой. Шона даже раздражало, что он ассоциируется только с этой ролью, которая «наскучила» ему. Позже он доказал, что способен на большее. Коннери получил премию «Лучший актер в главной роли» за роль в фильме «Имя розы», а позже получил премию «Оскар» за фильм «Неприкасаемые».
Боб Симмонс
Боб так и не стал полноценным Джеймсом Бондом, но без него не было бы культовой заставки с пистолетом. Поэтому мы решили поговорить с вами о человеке, который остался за кадром.
Симмонс был бывшим инструктором по физической подготовке в армии. Изначально он хотел стать актером, но карьера каскадера показалась ему более прибыльной и интересной. В начале 1950-х годов он работал с Альбертом Брокколи и Ирвингом Алленом над фильмом «Красный берет». Там же он познакомился с будущим режиссером фильма о Бонде Теренсом Янгом.
Когда Брокколи начал снимать фильмы об агенте, Боб прошел пробы в качестве актера на роль Бонда, но в итоге стал каскадером. Он координировал трюки почти для всех фильмов вплоть до своей смерти в 1987 году. Симмонс участвовал в съемках трех фильмов: Доктор Ноу», «Из России с любовью» и «Голдфингер». Он также появился в одном из эпизодов сериала «Шаровая молния».
Дэвид Нивен
Дэвид, еще один персонаж Бонда, который не является Бондом, был очень популярным британским актером в 1940-х годах. Он снимался в фильмах «Лестница в небеса», «Жена епископа», «Очаровательная» и многих других. Наибольшего успеха Нивен добился в 1956 году, сыграв роль в фильме «Вокруг света за 80 дней». Когда Шон Коннери проходил пробы на роль Бонда в 1961 году, Дэвид был выбран лично Флемингом, потому что писатель чувствовал, что актер идеально воплощает его персонажа. В 1965 году продюсер Чарльз Фельдман подписал контракт с Нивеном на роль в фильме «Казино Рояль», который был снят не компанией Eon, а Famous Artists Productions. В результате адаптация не стала частью фильма о Бонде.
Дэвиду было 56 лет, когда он сыграл Бонда. Идея Eon заключалась в том, чтобы после ухода Нивена от Бонда, его имя и обозначение 007 были переданы другому агенту для укрепления легенды. Это, по сути, означало, что Коннери будет следующим.