Фильм Джеймса Кэмерона также вошел в число лауреатов премии, только эпопея «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) получили одиннадцать статуэток. Любопытно, что три награды были вручены самому Кэмерону — за лучшую картину (он был одним из продюсеров), за режиссуру и за монтаж.
10 удивительных фактов о фильме «Титаник», которые стоит узнать
После завершения работы над фильмом «Терминатор 2» режиссер Джеймс Кэмерон посмотрел фильм «Кораблекрушение Титаника» 1958 года, и ему пришла в голову идея снять фильм о гигантском корабле. В течение многих лет он изучал историю драматического крушения и в 1995 году приехал в Калининград, где поднялся на борт российско-советского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». Под строжайшим секретом и под предлогом съемок айсбергов для несуществующего фильма «Планета льда» корабль достиг места крушения «Титаника». Кэмерон разрыдался, когда впервые достиг дна Атлантики и своими глазами увидел затонувшее судно, осознав масштаб трагедии 1912 года.
В общей сложности режиссер 12 раз погружался в криогенном аппарате «Мир» на глубину 3 800 метров. Он снимал внешний и внутренний вид корабля с помощью специальных подводных камер, разработанных его братом, инженером Майклом Кэмероном, и провел на «Титанике» в общей сложности больше времени, чем его пассажиры.
Для фильма пришлось построить киностудию. На ней потом снимали «Перл Харбор»
Джеймс Кэмерон на съемках «Титаника» | Источник: Legion-Media.com
До 1996 года в мире не было места, подходящего для производства столь масштабного проекта, каким Кэмерон задумал свой «Титаник». Так, на побережье Розарито, Мексика, для съемок была построена новая локация Fox Baja Studios с самым большим бассейном в мире. Позже здесь снимались такие фильмы, как «Завтра не умрет никогда», «Перл-Харбор», «Далеко от края земли» и другие блокбастеры.
Модель корабля длиной 231 метр была построена в огромном бассейне с открытой водой, в то время как настоящий «Титаник» имел длину 269 метров. Нос отсутствовал — он был снят отдельно и добавлен на компьютере. Говорят, что когда Кэмерон увидел счет за нос, он воскликнул: «Лучше бы мы его построили!».
Русские моряки-исследователи снимались в «Титанике» и первыми в России его посмотрели
Сцены открытия и закрытия «Титаника» были сняты на борту судна «Академик Мстислав Келдыш», причем в качестве статистов выступали настоящие члены экипажа. В знак признательности Джеймс Кэмерон лично подарил фильм съемочной группе «Келдыша» в кинотеатре «Заря» в Калининграде 7 февраля 1998 года. Режиссер также угостился хлебом-солью, получил в подарок янтарный «Титаник» и поднялся на борт корабля, где на двери одной из кают до сих пор висит табличка с его именем. Через две недели, 20 февраля 1998 года, фильм официально вышел в прокат в России.
Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и Джеймс Кэмерон во время съемок фильма «Титаник».
Какой была бы одна из самых романтичных кинопар, если бы Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо не снялись в «Титанике»? Мы расскажем вам: Одной из реальных претенденток на роль Роуз Дьюитт Букатер была звезда «Друзей» Дженнифер Энистон. Гвинет Пэлтроу, Габриэль Анвар и Клэр Дэйнс, которая в прошлом году сыграла дуэтом с ДиКаприо в хитовой мелодраме «Ромео + Джульетта», также рассматривались в качестве кандидаток. Но она преуспела в роли Уинслет — не в последнюю очередь благодаря своему упорству.
После ежедневных попыток актриса написала Джеймсу Кэмерону и обратилась к нему: «Ты не понимаешь! Я — Роза! Я не знаю, почему ты смотришь на кого-то другого!» Когда Кэмерон Уинслет наконец согласилась, она послала ему розу и письмо «От твоей Розы».
Хобби Джеймса Кэмерона
К середине 1990-х годов Джеймс Кэмерон имел неплохую репутацию в Голливуде — он снял двух «Терминаторов», развил сюжет, созданный Ридли Скоттом для «Чужих», и даже успел снять боевик с Арнольдом Шварценеггером «Правдивая ложь».
И когда он представил компании 20th Century Fox новый сценарий, который он описал как.
«Ромео и Джульетта на Титанике».
проекту был дан зеленый свет. Но не потому, что боссам студии понравилась трехчасовая история любви, в которой не было ни роботов из будущего, ни детей-визитеров и которая имела слишком мало общего с научной фантастикой, а потому, что они хотели сохранить перспективного режиссера. В конце концов, даже великие люди имеют право на маленькие слабости.
У Кэмерона было хобби — он любил подводный мир, корабли и считал «Титаник» «Эверестом кораблекрушений». Однако его последняя попытка совместить два увлечения — научно-фантастический триллер 1989 года «Бездна» — оказалась не самой удачной: при бюджете в 70 миллионов долларов он собрал всего 90 миллионов долларов. Это, конечно, позволило избежать полного провала, но оставило продюсеров в шоке — возможно, они подумали, что совмещать хобби и работу Кэмерона в будущем будет запрещено. Но режиссер получил разрешение на съемки «Титаника», а также практически неограниченный бюджет.
Бюджет растет
Кэмерон очень тщательно подошел к созданию фильма. Сначала он отправился к обломкам настоящего Титаника — с помощью российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и кораблей-лягушкокопателей «Мир-1» и «Мир-2», одновременно строя масштабную копию разрушенного корпуса и создавая (в своей студии «Digital Domain») анимационные видеоролики о катастрофе. Все это обошлось 20th Century Fox в 3 миллиона долларов, но позволило кинокомпании осознать масштабность идеи.
Это еще не все. Ирландская судостроительная компания Harland and Wolff (построившая «Титаник» и два других подобных корабля — «Олимпик» и «Британик») обнародовала свои архивы и передала режиссеру планы, считавшиеся утерянными.
Декораторы изучили старые фотографии, чтобы воссоздать интерьер корабля,
Тем временем в Мексике, недалеко от города Розарито, была организована новая студия для съемок огромного задника (около 230 метров) «Титаника» на океанском горизонте.
Фактические съемки начались в июле 1996 года со сценами в Келдыше в начале и конце фильма и заняли 160 дней вместо запланированных 138 дней. Были проблемы со съемочной группой, нахождение в холодной воде негативно сказалось на здоровье съемочной группы, несколько каскадеров получили травмы — но Гильдия актеров экрана после расследования признала, что их безопасность все же была принята во внимание.
Цена фильма в итоге была увеличена с первоначальных 110 миллионов долларов до 200 миллионов долларов, что сделало «Титаник» самым дорогим фильмом того времени еще до его выхода; сегодня, конечно, такие суммы уже не поражают воображение.
Актеры и роли
Кэмерон не пригласил в фильм ни одной звезды из своего нынешнего восприятия. Британская актриса Кейт Уинслет была номинирована на премию «Оскар» (за роль второго плана в фильме «Разум и чувства»), но ее карьера только начиналась, и в то время ее, пожалуй, еще нельзя было назвать знаменитой. То же самое можно сказать и о Леонардо Ди Каприо — в те годы никто не мог предположить, насколько длинным будет путь этого перспективного актера (он также был номинирован на «Оскар» за роль второго плана в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа») к желанному американскому «Оскару». И сколько хороших ролей он должен сыграть, чтобы добиться этого.
В фильме также снимались Билл Пэкстон (в роли Брока Ловетта, охотника за сокровищами, нашедшего портрет Роуз на затонувшем «Титанике») и Билли Зейн (Каледон, жених Роуз). Но с тех пор фильм стал настоящим кинособытием,
Актеры, ставшие звездами, выразили свое недовольство методами режиссера.
Например, Уинслет, которая простудилась во время съемок «Титаника», заявила, что больше не будет работать с Кэмероном, если не заработает много денег. Ди Каприо раскритиковал сам процесс создания фильма за опасность, которую он представляет — по его мнению, в нем нет никакого смысла.
Кэмерон никогда не извинялся за «Титаник», но признал, что требовал многого от съемочной группы и актеров.
Он даже верил, что конечный результат оправдывает его.
«Титаник» (Titanic, 1997)
Уже ставший классическим, но несколько противоречивый фильм Джеймса Кэмерона. Главная романтическая линия, конечно, совершенно надумана, на настоящем «Титанике» такая история была бы вообще невозможна, поскольку границы между первым и третьим классом были буквальными, но благодаря этой линии Кэмерон смог легко и органично показать срез общества — от бедных иммигрантов, отправляющихся в Новый Свет в надежде на новую жизнь, до богатейших людей планеты.
Ему также удалось показать Титаник так, как никто до него не мог, потому что не было технических средств, и никто после него тоже, потому что помимо технических средств нужна искренняя любовь и страсть к предмету, которую Кэмерон испытывает к Титанику в избытке, и это очень хорошо видно в фантастически красивых кадрах Титаника во время плавания и в душераздирающих кадрах на затонувшем корабле.
«Призраки бездны» (Ghosts of the Abyss, 2003)
Признаюсь, что документальный фильм Кэмерона я люблю больше, чем художественный. В фильме также много подводных съемок «Титаника» и много нашего члена Академии Мстислава Келдыша (и его команды). Особенно сильное впечатление производит сочетание кадров с актерами и затонувшим кораблем, когда кажется, что экипаж и пассажиры ходят по палубе глубоко под водой.
Существует две версии фильма «Призраки бездны», 60 и 90 минут, я видел обе и рекомендую 90-минутную версию. В 2012 году Кэмерон снял еще один документальный фильм «Титаник: последнее слово с Джеймсом Кэмероном», который дополнил и заменил «Призраки глубин»: студия историков, инженеров и экспертов скрупулезно исследовала затопление «Титаника», ища ответы на технические вопросы, например, почему корабль разломился между третьей и четвертой трубами. Но «Призраки бездны» — это гораздо больше о корабле и людях.
«Миссия «Титаник» (Titanic: the Mission, 2010)
Очень необычный документальный сериал из пяти частей, в котором четыре инженера реконструируют или исследуют отдельные части и элементы «Титаника» — носовую часть, якорь, электрическую систему, дымоход и каюту третьего класса, радиопередатчики и спасательные жилеты. В книге много подробностей о жизни в индустриальной Британии и рабочих во время строительства «Титаника», а также об используемых технологиях — особенно интересно узнать, как что-то производится сегодня и как это делалось тогда. Фрагмент носовой части судна, построенный инженерами во время съемок первой серии в Белфасте, теперь стоит на набережной города как памятник строителям «Титаника».