Мама, он меня удушил, я не могу дышать» Насилие, унижение и страх: что ждет жертв буллинга в российских школах. Статистика буллинга в россии 2022.

Важно, чтобы правосудие работало на всех уровнях, чтобы дети знали, что старшие встанут на сторону слабейшего и накажут злого хулигана.

«Мама, он меня удушил, я не могу дышать» Насилие, унижение и страх: что ждет жертв буллинга в российских школах?

Вводная картинка

Согласно статистике, более половины детей (55%) сталкивались с издевательствами в школе. В то же время 39% подвергались травле в социальных сетях, но боятся говорить об этом. Корреспондент Дарья Новичкова поговорила с людьми, которые сами пережили травлю, а также с родителями детей, ставших жертвами бойкота и издевательств. Лента.ру рассказывает о том, как происходит буллинг в обычных российских школах и как помочь детям.

«Подкараулили и сломали два ребра»

Евгения, я пережила издевательства в средней и старшей школе:

У меня были разные школы. Мы переехали в маленький городок, очень бедный городок. Там большая проблема с наркотиками, а дети — родственники. Поскольку мы с братом были новенькими, нас часто забирали после школы. Они могли перевернуть нас вверх ногами, трясти и пытаться получить деньги или наркотики. Они часто избивали меня, и позже я занялся боксом. Потом они дразнили меня из-за моей нехарактерной для девочки походки. По сей день я хожу как медведь. Мне говорили, что я некрасивая и глупая, хотя я очень хорошо училась в школе. Это были классы с первого по четвертый. Учителя ничего не предпринимали.

Однажды они устроили засаду перед библиотекой и предложили мне залезть на дерево рядом со зданием. Они сказали, что тогда перестанут меня дергать. Я забрался наверх, а когда слезал вниз, дерево начало трястись, и я упал. Я сломал запястье и сломал передний коренной зуб. С тех пор я ношу протез.

В пятом классе я перешел в новую школу, и на тот момент у меня не был вылечен передний зуб. Они называли меня беззубым человеком. В следующей школе я начал говорить о себе в более или менее мужском роде. Я был более привычен к этому. Одноклассница решила, что я ей нравлюсь, и мы подружились. Я рассказал ей все о себе, что было неправильно. Потом она все рассказала своим одноклассникам, и после школы они поймали меня и сломали мне два ребра. Потом девочки сделали что-то плохое и забрали мою форму и рюкзак в мужской раздевалке и бросили все в мужской туалет.

Бывало, что вещи пропадали, а потом я находил их рядом со школой на деревьях или за школой.

Мы неполная семья, но у нас четверо детей. У моей матери было много работы, поэтому у нее не было времени заботиться о нас. Ее почти никогда не было дома.

В какой-то момент я начал курить. Я порезался. Я всегда думал, что меня где-нибудь побьют. Но со временем я стал относиться к таким людям проще — если они агрессивны, значит, в их жизни есть проблемы.

Благодаря спорту я теперь могу защитить себя. Я пытался что-то сказать учителям, но это не возымело действия. Я искал проблему в себе.

В одной школе был хороший психолог, к которому я ходила довольно часто. До тех пор, пока мне не нужно было идти на занятия. Иногда она заменяла меня. Она была очень милой женщиной. Я могла поговорить с ней о проблеме членовредительства, и она давала мне советы. Она давала мне ромашковый чай. Жаль, что она проработала у нас всего семь месяцев.

Я начал ходить по школе в наушниках, но без музыки, чтобы узнать, не хочет ли кто-нибудь подождать у школы, или взять свой телефон на случай, если что-то случится. Как правило, они не скрывали таких намерений.

Было два инициатора, а затем все остальные присоединялись. Я до сих пор помню одного, кажется, он даже отсидел за серьезное избиение на рынке. Его там подставили. У него тоже были свои проблемы: он жил без родителей и тети, которая заботилась о нем.

Если я реагировал на издевательства или бросал предметы, мои одноклассники с большим энтузиазмом нападали на меня в следующий раз. Если я реагировал спокойно, то реакций было меньше.

Они также пытались оскорбить меня в Интернете на анонимных сайтах. В какой-то момент я понял, кто это был, потому что человек поставил слишком много пробелов. Мне пришлось создать другие страницы. У меня было гораздо больше друзей в Интернете, чем реальных друзей. Сокурсники иногда писали гневные комментарии к фотографиям. Там был целый ряд проблем, и помимо школы, там была травля.

«Достала туфли и выбросила их в мусорное ведро»

Галина, мать ребенка, над которым издевались в начальной школе:

Я с самого раннего возраста была рядом с детьми, у меня была такая возможность. Мы очень быстро взяли ножницы и начали склеивать. К тому времени, когда дети попадали в детский сад, они уже знали, как все делать. Моя дочь Наташа столкнулась с непонятным поведением детей, вероятно, с ревностью. В основном это проявлялось в форме избегающего поведения: никакой дружбы с Наташей, никаких совместных игрушек, никаких игр в дочки-матери. Были пинки и толчки. Я учила свою дочь, как учила себя и свою мать, не обижать, не толкать и не оскорблять никого.

Я была матерью-одиночкой и не могла купить своему ребенку красивую и модную одежду и обувь. Это стало поводом для издевательств уже в школе. Во втором классе начались плевки, опрокидывание тарелок с едой. Ребенок пришел домой грязный и сначала молчал, но потом признался, что над ним издевались в школе.

Проблемы усугублялись классным руководителем. Несмотря на то, что он долгое время находился на службе, его уволили из нескольких школ. На собраниях он просил меня жаловаться на драки и плевки, а затем говорить детям, чтобы они не сплетничали. Однажды я не заметила, что обувь ребенка слишком мала. Однажды она сняла их в классе и поставила на них свои ноги. Учительница зашла и увидела это. Поэтому она сунула руку под стол, сняла туфли, пересекла класс и бросила их в корзину. Конечно, все дети смеялись.

  Обезвоживание у пожилых людей. Сколько человек проживет без еды и воды.

Когда прозвенел звонок, Наташа, в колготках, достала из урны свои туфли, легла между бревнами и стала жевать жвачку.

Если ребенок чего-то не понимал, учительница могла заглянуть в классную тетрадь. Недопустимо, когда учитель так поступает — это показывает всем детям одновременно, что они могут делать то же самое.

Моя племянница училась в том же классе. Но ее перевели только из-за классного руководителя. Девочке было шесть лет, когда она начала ходить в школу. Она уже довольно старая, и через год ее пришлось сдать. Моя племянница была немного умственно отсталой, ее выделяли, дети тоже участвовали в насмешках.

Дети стали относиться друг к другу так же, как учитель относился к ним. Начались оскорбления и обзывательства. Многие родители жаловались, что мальчики должны быть зарегистрированы. Часто случалось, что девочки, спускаясь по лестнице, толкались или спотыкались.

В третьем классе сменился классный руководитель. Но дети начали издеваться над новой учительницей: они могли ударить ее карандашом по попе, хихикать или оскорблять ее. Когда его стукнули карандашом, учительница взяла мальчика под руку и повела к директору. Но занятие уже было заброшено; было слишком поздно что-либо предпринимать.

Бывали случаи, когда даже родители не реагировали на происходящее. Когда его попросили обсудить ситуацию, ответ был примерно таким: «Мы тоже дрались в детстве, пусть дерутся, в этом нет ничего плохого». Никто не думал о возможности серьезных последствий в таких боях.

В моем классе был мальчик Костя. Он мог обзывать ее, толкать или спорить с ней. Он всегда раздражал Наташу, он был намного больше и весил в два раза больше. Хулиган, одним словом. Однажды моя дочь прислала мне сообщение: «Мама, я задыхаюсь, не могу дышать». В то время я проходила реабилитацию с другим ребенком-инвалидом. Учительница рисования вышла из класса, чтобы пойти в кабинет директора, и ее парень поспешил за ней. Она не могла освободиться, хватка была слишком сильной. Мать мальчика отказалась связаться с ней и сказала, что не будет разговаривать с ней до окончания собрания учителей. У меня сложилось впечатление, что в семье только ругаются. Я был не единственным, кто жаловался на него.

Виды буллинга

Школьный буллинг

Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте по правам ребенка, в сентябре 2021 года сообщила, что 55% детей в российских школах подвергаются травле. Из них 39% предпочли молчать о случившемся. «Итак, основная проблема буллинга — это его скрытая природа, когда у взрослых нет времени, возможно, профессионализма или желания видеть, что ребенок страдает. Это может превратиться в большую проблему», — сказал защитник детей.

Любой человек может стать жертвой издевательств. Многое зависит от микроклимата в группе и наличия «лидера». Для хулиганов важно, чтобы жертва была легко обозначена, тогда агрессия более вероятна по следующим причинам:

  • необычная внешность (шрамы, лишний вес, неровные зубы и так далее),
  • скромность, замкнутость, немногословность,
  • неопрятный внешний вид,
  • незаинтересованность в том, что популярно среди других детей (блогеры, игры, музыканты и так далее),
  • новое лицо в классе, когда роли распределены, а отношения между одноклассниками устоялись.

35% школьников со всего мира так или иначе вовлечены в буллинг, 15% - в киберагрессию.

35% учащихся во всем мире так или иначе вовлечены в издевательства, а 15% — в онлайн-агрессию. (Фото: Freepik)

Издевательства — явление не новое, и о нем даже говорится в некоторых романах и фильмах. В романе Стивена Кинга «Кэрри», например, рассказывается о скромной и тихой школьнице, которая не хочет больше терпеть издевательства и мстит своим обидчикам.

Проблема издевательств затрагивает и учителей. Однако этот вопрос все еще недостаточно изучен, поскольку буллинг обычно происходит в контексте насилия со стороны сверстников, т.е. в отношениях сверстник-ученик, учитель-учитель, где буллинг служит для «возвышения» агрессора по отношению к жертве. Однако статистика показывает, что 75,8% учителей в российских школах подвергаются травле со стороны учеников. Учителя с низким уровнем дохода в два раза чаще подвергаются травле, чем их более высокооплачиваемые коллеги.

Кибербуллинг

Кибербуллинг — это цифровое издевательство, которое включает в себя такие виды издевательств, как кибербуллинг и кибербуллинг. В первом случае оружием являются сообщения и комментарии, во втором — травля, распространение слухов и запугивание.

Фото:РБК Тренды

Согласно статистике, 58% россиян подвергались травле в Интернете. Хотя все действия происходят в Интернете, существует множество способов вывести человека из себя. Более того, этот тип запугивания дает преимущества нападающему: Доступ к неограниченной аудитории и возможность оставаться анонимным.

Буллинг на работе

Издевательства на рабочем месте называются моббинг. Оно отличается от буллинга тем, что нападение совершается от имени всего коллектива в надежде впоследствии уволить жертву, которая сама может стать жертвой:

  • тихий и спокойный по характеру сотрудник,
  • новичок,
  • компетентный сотрудник, трудоголик,
  • коллега, получивший повышение,
  • тот, кто не участвует в жизни коллектива вне рамок рабочего времени.

Нападающие используют ложные слухи и клевету, скрывают важную информацию, чтобы заманить их в ловушку, унижают их на встречах, заставляют опаздывать, игнорируют их достижения и постоянно критикуют их за ошибки.

Причины буллинга

Хотя жертвам тяжело, самим преступникам тоже приходится нелегко в жизни. В школе хулиганами обычно становятся дети с проблемами в учебе, которые воспитываются матерями-одиночками и имеют семейные конфликты. Яркий пример этого можно найти в телесериале «Сверхъестественное» (сезон 4, эпизод 13): Мальчик Дирк, задирающий слабых одноклассников, сам переживает трудные времена — его мать умирает, а отец почти все время на работе. Таким образом, он пытается что-то сделать в своей жизни как человек значимый, сильный и влиятельный.

Кадр из сериала

Кадры из 13-го эпизода 4-го сезона «Сверхъестественного».

Использование насилия в качестве цели часто является результатом хорошего воспитания. Если преступник — взрослый человек, он, скорее всего, закомплексован или нарциссичен, неуверен в себе или своих профессиональных навыках.

Мотивы агрессии могут быть следующими:

  • зависть, неприязнь,
  • желание унизить, запугать непонравившегося человека,
  • демонстрация окружающим своей силы и влияния,
  • месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания).

Последствия буллинга

Издевательства имеют негативные последствия для всех участников:

  • жертва, в итоге склонна к депрессии, социальной тревожности и подвержена развитию психических расстройств;
  • агрессор, приобретающий криминальные наклонности, также оказывается в группе риска по суицидальному поведению;
  • наблюдатели, испытывающие психологический дискомфорт из-за неспособности помочь, которая в свою очередь рождается из страха оказаться на месте жертвы.

Фото:Shutterstock

Для хулигана ситуация усугубляется тем, что школьный опыт часто становится доказательством того, что грубая сила может быть использована для завоевания желанного положения в обществе. Насилие становится способом общения, и его проявления часто связаны с другими признаками проблемного поведения: Прогулы в школе или на работе, употребление алкоголя и другие правонарушения.

В школах хулиганов могут исключить из учебного заведения, поставить на учет в полиции или даже привлечь к уголовной ответственности за агрессивное поведение.

  Гигиена сна. Можно ли спать в одежде?

Как показывают исследования, на рабочем месте проще и выгоднее уволить проблемного сотрудника: Издевательства, которые приводят к общему напряжению, отчуждению и насилию, влияют на качество и результат работы, доход, культуру компании, текучесть кадров и имидж.

Масштаб проблемы

Каждый второй подросток в России сталкивался с издевательствами в школе. По данным исследования, проведенного в 2019 году компанией «Михайлов и партнеры. Конкретно, 52% детей в возрасте от 10 до 18 лет сталкивались с травлей со стороны сверстников — они сообщали в основном о психологической агрессии (32%) и физической агрессии в виде толчков и ударов (26,6%). Что касается огласки, то 63% молодых людей рассказали бы об этом родителям, 29,9% — друзьям, 19,2% — учителям, а 15,2% предпочли бы не говорить об этом. Только 0,5% российских студентов обратились бы в полицию.

Как и в случае с другими формами насилия (в отношениях, в семье, на работе), мы предпочитаем закрывать глаза на масштабы проблемы и ждать, пока все само собой разрешится, делая вид, что все в порядке. Статистика, которую мы имеем, например, о травле и самоубийствах среди детей, не является даже верхушкой айсберга. Он основан на предположении, что плохие вещи не должны быть спроецированы. Таким образом, наша статистика издевательств включает только те случаи, когда ребенок берет в руки автомат, чтобы застрелить своих обидчиков. В случае последнего самоубийство в школе будет считаться несчастным случаем. Конечно, мы хотим иметь что-то, на что можно положиться, потому что официальная статистика — это своего рода объективная реальность, но это цифры с очень малым смыслом. Один случай из миллиона становится известным.

Когда я работала в школе, я проводила опросы в параллельных классах, объясняя, что такое буллинг, и просила тех, кто с ним сталкивался, поднять руки. И поскольку дети доверяли мне (ведь я никогда никому не рассказывала и всегда обо всем заботилась), я смогла составить следующую статистику: В шестом классе примерно половина класса подвергается травле. Это вещь, которая проходит циклично: В один день мы издеваемся над одним человеком, на следующий день — над другим. Она не обязательно должна длиться годами для одного человека. Конечно, есть такие «невезучие» люди, но чаще всего это колеблющееся насилие, жертвой которого может стать каждый. И это, конечно, системное заболевание.

Что делать

Чтобы нормализовать текущую ситуацию, профилактика насилия в школах должна быть организованной и последовательной. К сожалению, маловероятно, что один психолог или учитель может изменить ситуацию.

Например, я бы регулярно ходила в класс и рассказывала о буллинге, о том, что с этим делать, как жаловаться и к кому обращаться за помощью. Но я понял, что никто, кроме меня, этого не сделает. И все нужно делать по-другому. На Западе, например, молодых людей с раннего возраста учат, как относиться друг к другу без насилия и каковы ваши личные границы. Технически это не работает. Его нужно тщательно культивировать, чтобы, когда в 10 часов класс вдруг загудит, вы поняли, что происходит, и не молчали. А наши дети обычно молчат. Им стыдно жаловаться, потому что они заслужили клеймо обидчиков. А к пятому классу ты думаешь, что ты уже большой мальчик и что ты должен все решать сам. И вы никогда не сможете решить это для себя.

Вы должны завоевать доверие ребенка, дестигматизировать слово «травля», чтобы дети всегда знали, что взрослые — это люди, которые им помогут.

В нашей стране самое худшее, что может случиться, — это то, что старейшины узнают о конфликте. В 99% случаев они не могут отличить, кто прав, а кто виноват, и наказывают всех. Каждый учитель или школьный психолог должен быть справедливым, чутким и внимательным, чтобы предотвратить зарождающееся насилие и не погасить огонь, когда страсти уже разгорелись. Дети, которые отличаются от других, нуждаются в особом внимании.

Группы риска

Те, кто не похож на других, по определению попадают в группу риска. В Москве, например, это в основном иммигранты разных национальностей, вероисповеданий или дети, которые плохо говорят по-русски. Затем есть дети, которые выглядят необычно: очень толстые, очень худые, рыжие, седые и так далее. Есть также дети из малообеспеченных семей, которые плохо одеты. В 7 классе, когда вопросы сексуальной ориентации уже всплыли, ЛГБТ-ребенок, скорее всего, будет подвергаться травле за то, что он «вышел в свет» (публично объявил о своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности).

К моему удивлению, я также обнаружила, что самые красивые девочки в классе часто находятся в группе риска. Работает это так: она не обращает внимания на того, кто якобы главный, и он или она организует любую манипуляцию, чтобы унизить ее. Случаи, подобные этому, еще раз доказывают, что на самом деле никто не защищен от издевательств и что нужно быть внимательным к каждому, чтобы вовремя распознать, что с ребенком происходит что-то плохое.

Травля в европейских и зарубежных школах

борьба с буллингом

К сожалению, такая же методология не была использована для определения распространенности буллинга в школах по всему миру. Поэтому данные из разных источников значительно отличаются друг от друга.

В 2014-2015 годах распространенность буллинга была самой высокой в Австрии среди 27 стран, исследованных Организацией экономического сотрудничества и развития (журнал Education Policy Journal 2016). 21,3 % австрийских мальчиков в возрасте 11-15 лет подвергаются травле (почти в два раза выше среднего показателя). Эстония заняла второе место с 20 %. Самый низкий показатель (4%) был зафиксирован в Швеции, где законы о борьбе с буллингом действуют с 2006 года.

ЮНЕСКО в своем исследовании, опубликованном в 2019 году, приводит другие цифры — в самой Швеции в 2014 году уровень распространенности составил 12,5% (хотя это очень низкий показатель по сравнению с другими странами). В Корее, например, в том же году этот показатель составлял 46,9% (и снизился до 29,5% в 2018 году).

Для сравнения с российской действительностью приведем еще несколько цифр:

  • в африканских странах, расположённых южнее Сахары, по данным ЮНЕСКО, от буллинга страдают 50,5% школьниц и 47,7% школьников. В северной части континента ситуация чуть лучше — 39% девочек и 46% мальчиков сталкивались с травлей;
  • на среднем востоке этот показатель 33,4% и 45,4% соответственно;
  • в Азии, Центральной и Южной Америке, а также на Карибах буллингу подвергались 25-30% детей;
  • в США и Канаде — 30,5% мальчиков и 32,8% девочек;
  • в Европе в среднем от травли (чаще психологической) страдают 30,1% школьников и 28,2% школьниц. Причём кибербуллинг испытали на себе в той или иной форме около 15% ребят;
  • для России в том же исследовании приводится показатель в 42,5%. При этом самым проблемный возраст в этом плане у наших ребят — 9-11 лет. В этот период страдает от нападок почти 50% детей.
  Главные отличия IQOS и электронных сигарет. Чем отличается вайп от айкоса.

Защитите своего ребенка: проверьте, не подвергается ли он травле со стороны сверстников или взрослых, или соберите доказательства, чтобы помочь ему. Установите приложение «Где мои дети» или купите детские часы с GPS, чтобы всегда знать, где находится ваш ребенок и что происходит вокруг него.

Как ведётся борьба с буллингом?

буллинг в мире

В последние годы проблема буллинга привлекла к себе повышенное внимание. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Международный день против насилия в школе, издевательств и кибербуллинга отмечается с 2020 года. Он отмечается в первый четверг ноября.

В некоторых странах, таких как Швеция, Япония, Нидерланды, Молдова, некоторые штаты США и другие, установлены юридические определения буллинга, алгоритмы действий, права и обязанности всех вовлеченных сторон, а также ответственность за насилие (в том числе психологическое) в отношении детей. Давайте рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Швеция

Насилие над детьми, включая психологическое насилие, запрещено в Швеции с 1979 года. Жестокое обращение с детьми запрещено, даже если авторитарное воспитание соответствует вашим религиозным взглядам или национальным традициям.

Существует также Закон об образовании и Закон о дискриминации, согласно которым администрация учебных заведений должна обеспечить уважение к ребенку, а не притеснение или запугивание. Существует даже специальная школьная инспекция, которая отслеживает все жалобы и инциденты. Следует отметить, что он также получает жалобы на неправомерные действия учащихся, а не только на хулиганство или неправомерные действия учителей.

В Швеции оценки в школах выставляются только начиная с 6 класса, успеваемость обсуждается только с ребенком и его или ее семьей, а все школьные материалы и питание для детей бесплатны — чтобы обеспечить равные условия для детей разного социального статуса. С 2006 года в Швеции действует омбудсмен по делам детей, который занимается исключительно вопросами дискриминации и является частью школьной инспекции.

США

статистика буллинга в россии

В США штат Джорджия стал первым штатом, который в 1999 году ввел закон против буллинга. Там не только следят за тенденциями, но и запрещают использовать гаджеты для травли других детей.

В Неваде, которая, как и некоторые другие штаты, участвовала в создании законов против буллинга, человек несет уголовную ответственность, если он угрожает ребенку и запугивает его. В штатах, где нет собственных законов, дела о буллинге преследуются как нарушение гражданских прав.

Япония

Япония очень ответственно относится к качеству образования: Нагрузка на детей высока, поэтому конкуренция в школах высока. Это также может привести к издевательствам и их последствиям: Самоубийство.

Многие взрослые считают издевательства чем-то естественным, смягчающим характер ребенка. Более того, они сами страдают от издевательств на работе. После общественного резонанса, вызванного очередным самоубийством ребенка — над ним издевались на глазах у взрослых, но никто не помог — в 2013 году был принят закон о предотвращении буллинга. Согласно документу, каждая школа должна разработать политику предотвращения буллинга и создать структуру для выявления, предотвращения и разрешения конфликтов.

Принятые в странах законы не являются 100% решением проблемы. В Японии, например, каждая школа по-своему трактует буллинг, и количество случаев буллинга, которые не рассматриваются, по-прежнему велико. В Швеции закон также защищает самих преступников: Очень трудно наказать их — не их семьи. В США правовая система довольно субъективна, и агрессоры не всегда наказываются.

Что делается в России?

как справиться с буллингом в школе

В настоящее время в России не существует государственных программ по борьбе с буллингом. Однако этому вопросу уделяется все больше внимания. Например, по итогам заседания Правительственной комиссии по делам молодежи, посвященного профилактике буллинга, министерствам образования и науки, внутренних дел и Росмолодежи России было поручено проанализировать и обобщить региональную практику в области профилактики буллинга. Это включает в себя наблюдение за ситуацией в классе и непосредственную работу с учителями, родителями и учениками. Рекомендуется, чтобы регионы вели систематическую работу по выявлению буллинга в школах. В то же время власти намерены создать онлайн-библиотеку полезных практик.

Пока государство пытается найти способ работы в школах, некоторые организации уже предлагают решения. Например, Центр толерантности проводит тренинги по борьбе с буллингом и публикует сборник лучших практик в рамках собственной национальной программы по борьбе с буллингом «Каждый имеет значение» (реализуется при поддержке Фонда президентских грантов).

В настоящее время под эгидой ЮНЭСКО разрабатываются руководящие принципы для школьного персонала по предотвращению насилия. На сайте траулинет.рф предлагаются поведенческие алгоритмы для детей и взрослых в случаях буллинга.

Исследователи отмечают, что российский дискурс о буллинге очень часто фокусируется на усилении контроля со стороны учителей и родителей и на обвинении самой жертвы. Это означает, что даже если существует государственная программа по борьбе с буллингом, она, как правило, сосредоточена на симптомах, а не на причине буллинга.

Почему это происходит?

Родители, опрошенные экспертами Высшей школы экономики, утверждают, что школы пытаются избавиться от учеников, которые не справляются с учебной программой и дисциплиной, а заинтересованы только в хороших учениках.

Опрошенные учителя оспаривают это и говорят, что они положительно относятся к ученикам других национальностей, ученикам с задержкой развития и детям с проблемами здоровья или из неблагополучных семей. Эксперты РЭШ не сбрасывают со счетов высокую вероятность социально ожидаемых ответов на этот вопрос.

В 2019 году авторы исследования HSE «Агрессия и буллинг в школьной среде» определили типичные характеристики семей, чьи дети чаще подвергаются буллингу. Это семьи с низким уровнем дохода, семьи, где работает только мать и где родители не имеют высшего образования.

Как распознать буллинг?

Светлана Кривцова, руководитель центра по борьбе с буллингом при ФИРО Российской академии народного хозяйства и государственной службы, говорит, что существует четыре основных признака буллинга:

  • Очевидное неравенство сил буллера и жертвы (все против одного или старший/более сильный против младшего/слабого);
  • Агрессия (не только физическая, но и психологическая: сплетни, слухи, оскорбительные прозвища, намеки, последовательное разрушение репутации жертвы);
  • Инциденты повторяются уже какое-то время (от двух месяцев до полугода и более);
  • Впечатлительность жертвы, острая эмоциональная реакция на подобные выпады.

Как это можно исправить?

Светлана Кривцова сказала, что учителя и родители дают детям

  • Все — учителя, ученики, родители — будут узнавать буллинг «в лицо» и точно знать, что делать, встретившись с ним;
  • Взрослые — учителя и родители — объединяться против буллинга (будут действовать вместе, а не против друг друга);
  • Антибуллинговая работа станет частью культуры всей школы, а не личным делом одного учителя, родителя или тем более одного ученика.
Оцените статью
Блог Бабника