Медитация, техники релаксации, отдых, здоровый, спокойный и регулярный сон — все это способствует духовному росту и наслаждению жизнью. Иногда в жизни должно что-то произойти, чтобы мы поняли, что духовное развитие себя так же важно и необходимо, как и внешнее или духовное совершенствование.
Как саморазвиваться каждый день?
Уважаемые читатели! Лень, конечно, двигатель прогресса, но только если человек гений. Остальные, чтобы добиться хоть малой толики успеха, должны сесть в повозку усердия и встать на путь роста и работы ради светлого будущего. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как ежедневно развивать себя, чтобы быть более эффективными и успешными.
Подчеркну, что кардинально менять жизнь противопоказано, необходимо постепенно направлять вектор деятельности на самосовершенствование. Поэтому я не собираюсь спешить с советом, что вам нужно срочно избавиться от вредных привычек, пройти множество курсов и заполнить свое время непрерывной «прокачкой» себя. Но сначала вам следует подумать о том, что вы хотите и что вам нужно в первую очередь.
Как понять чего хочешь
Для начала я рекомендую девушкам избавиться от всех ненужных задач, которые уже устарели, и определить, чем они будут заниматься, что будут развивать. Они везде пишут, что это нужно сделать, но нигде не говорят, как, и не ограничиваются общими формулировками.
Ответ на самом деле довольно прост: накапливайте опыт. Да, что бы это ни было. Вовсе нет. Вы всегда хотели освоить Photoshop? Отлично, действуйте. Не знаете, чего хотите, и не можете разобраться? Хватайтесь за первую понравившуюся идею, не задумываясь о том, нужна она вам или нет, и просто делайте ее. В конце концов, не каждая идея приходит бесплатно. Одна вещь ведет к другой, которая, в свою очередь, ведет к третьей любимой вещи. И рано или поздно, путем проб и ошибок, практики и обучения, вы сможете отделить зерна от плевел и выкристаллизовать свои драгоценные желания.
Если желаний много и вы не знаете, что выбрать, это замечательно! Тогда у вас много энергии, вы активны и быстро достигнете своих желаний. Принцип реализации тот же: просто попробуйте что-то более удобное, доступное и привлекательное, а опыт подскажет вам, куда двигаться дальше.
Трудности – источники роста
Еще один способ понять, к чему стремиться и что развивать, — это понять, чего еще не хватает в вашей жизни и что вызывает неудовлетворенность. Когда речь идет об отношениях с любимым человеком, вас должна интересовать психология отношений. Если вас волнует вопрос воспитания ребенка — читайте литературу и Интернет. Если вам не хватает профессиональных навыков, посещайте тренинги, семинары или читайте книги.
Как правило, каждый день уделяйте время интересующей вас теме. Я, например, каждый день пишу не менее 1500 знаков. Также рекомендую прочитать статью «Какие книги нужно читать для женского саморазвития», где вы найдете подробное описание. Там вы найдете подробные описания книг, которые я рекомендую.
Как постоянно развиваться?
Человеческий мозг — это невероятный и ни с чем не сравнимый механизм. Его функции до конца не изучены даже в наш век научных открытий. Ученым пока удалось раскрыть лишь малую часть потенциала мозга. Однако известно, что развитие разума может занять всю жизнь. Важно ли продолжать развиваться? И как это должно быть сделано?
Современный мир требует от каждого человека значительного запаса знаний, личностных качеств и высокого развития когнитивных функций. Поэтому сейчас многие люди стали заниматься нравственным самосовершенствованием и пополнять свои интеллектуальные запасы. И эта деятельность полностью оправдана. Это необходимо для повышения работоспособности и качества жизни, а также для того, чтобы избежать умственной деградации. Наш интеллект используется во всех сферах жизни, не только на работе.
Интеллект можно разделить на 2 составляющие: ментальную и эмоциональную. Последний необходим для управления эмоциями, построения отношений и правильного восприятия и понимания эмоций других людей. Вот почему так важно саморазвитие. Конечно, это относится не только к взрослым, но и к детям и подросткам. Потому что интеллект ребенка или молодого человека абсолютно необходимо развивать и поощрять. Кроме того, в юном возрасте гораздо легче и быстрее развиваться интеллектуально.
Как развить когнитивные способности?
Для развития интеллекта существует множество возможностей, которые можно использовать каждый день: Чтение книг, решение логических задач, игры, изучение иностранного языка, определенные упражнения для улучшения памяти, умственная и физическая активность, хобби, позитивное мышление, смехотерапия. Существуют также факторы, снижающие интеллект: злоупотребление алкоголем и наркотиками, длительный просмотр телевизора, апатия и нездоровый образ жизни.
Если отказаться от саморазвития, есть опасность, что небольшие жизненные трудности будут восприниматься как ужасные и неразрешимые, что человек быстро устанет, что возникнут конфликты с окружающими и что неудовлетворенность жизнью не утихнет. Мозг необходимо постоянно тренировать, иначе человек забывает о продуктивности, важных финансовых ресурсах и гармонии. Интеллект влияет даже на качество отношений, ведь это тоже работа и ежедневный труд. Помните об этом. Интеллект влияет на все сферы жизни: Работа, учеба, отношения. Более того, человека с высоким IQ больше ценят и доверяют ему. Не зря существует поговорка, что вас видят только за ваш интеллект. Вот о чем стоит подумать! Кроме того, изучение возможностей самого мозга очень интересно и увлекательно.
Развитый интеллект — это путь к успеху. Без личного развития невозможно профессиональное продвижение и достойная зарплата. Даже исполнение давнего желания не может произойти без умственных усилий. В конце концов, интеллект — это основа каждого человека, показатель уважения к себе и другим. Это факт, доказанный и подтвержденный многими исследователями и обычными людьми. Она была проверена в течение многих лет. А с помощью специальных методик самосовершенствование становится приятным занятием, а не мучительным процессом. И вы всегда можете развивать свой интеллект с помощью тренажеров Wikium.
Для чего нужно заниматься саморазвитием?
Присущая человеческой природе потребность в постоянном развитии и открытии новых возможностей. Когда рост прекращается, человек начинает разлагаться. Спортсмену достаточно не тренироваться несколько месяцев, чтобы полностью потерять форму. Точно так же обычный человек перестал расти и быстро регрессирует.
Посмотрите на своих знакомых и попытайтесь выяснить, кто из них инвестирует в свой рост и как это влияет на их успех и взгляды на жизнь. Вы увидите, что самые счастливые люди — это те, кто постоянно стремится учиться и совершенствоваться. Они путешествуют, занимаются спортом и регулярно посещают образовательные и профессиональные курсы.
Другая группа предпочитает отдыхать на диване с бутылкой пива. У них нет времени на развитие, потому что они всегда усталые и несчастные. Если вы не хотите быть похожими на них, пришло время работать над собой. Давайте перейдем непосредственно к 12 шагам, которые помогут вам выбрать направление и придадут вам сил и мотивации.
12 первых шагов в саморазвитии
1. Поставьте перед собой цели
Невозможно продуктивно работать, не имея перед собой конкретной цели. Только если у вас есть четкое представление о задаче, вы можете спланировать свой подход наилучшим образом. Рекомендуется составить подробный план, в котором будут определены каждый шаг и отдельные этапы.
В саморазвитии бывает трудно предсказать достижение целей. Например, если вы занимаетесь спортом, вы можете захотеть достичь определенного веса или добиться определенного объема бицепсов или бедер. Сначала спросите себя, что такое реалистичный темп прогресса, и только потом ставьте достижимые цели, разбивая их на 1-2 недельные этапы. При методичных тренировках вы вскоре увидите значительный прогресс, который будет вас мотивировать.
Помните, что завышенные ожидания — это самая большая опасность на пути к самосовершенствованию, поэтому ставьте перед собой реалистичные цели. Если вы хотите узнать больше о том, как ставить цели и добиваться результатов, прочитайте эту статью.
2. Повышайте мотивацию
Для эффективной работы над собой вам нужна сильная мотивация. Но со временем он неизбежно увядает, поэтому необходимо найти способы его поддержания. Чтение книг по саморазвитию и историй успешных людей, просмотр мотивационных фильмов и поиск новых путей развития помогут вам. Дело не в том, чтобы читать и смотреть «для протокола», вы должны быть увлечены процессом.
3. Наведите порядок в голове
Мы склонны накапливать в своем сознании всевозможный «хлам», состоящий из ложных убеждений, ненужных привычек, навязанных моделей поведения и прочего багажа. Когда вы освободитесь от этого балласта, вы сможете вздохнуть с облегчением и начать работать над реализацией своих собственных целей и желаний, а не навязывать их.
Спросите себя, чего вы действительно хотите. Вы не обязаны повторять поведение, предписанное родителями. Избавьтесь от ненужного, избавьтесь от навязанных убеждений и думайте только о своих собственных желаниях. Четко сформулируйте их и запишите на чистом листе бумаги. Теперь вы можете составить план по их выполнению. Если вы хотите раз и навсегда навести порядок в своей голове, прочитайте эту интересную статью.
4. Боритесь с ленью
Лень — это сложное явление, которое мешает людям работать, жить и развиваться. Если вы чувствуете, что лень тянет вас вниз, заставляйте себя делать важные дела. Ваш разум должен быть достаточно сильным, чтобы принимать решения и действовать незамедлительно. Конечно, должны быть и перерывы на отдых, но только в качестве награды за продуктивную работу.
5. Развивайте дисциплину
Вы можете ответить на вопрос «Что мне теперь делать?» в любое время. Самодисциплина — это способность заставлять себя делать важные дела и отказываться от ненужных, вредных и не нужных дел. Однако самодисциплина не является синонимом «лагерной жизни». Речь идет о том, чтобы не тратить время впустую, а это существенный фактор для эффективного саморазвития. В этой статье вы узнаете больше о развитии самодисциплины.
6. Избавьтесь от «токсичного» окружения
Прежде чем думать о том, с чего начать саморазвитие, постарайтесь уменьшить негативное влияние «токсичных» людей. Среди ваших знакомых наверняка есть сплетники и негативисты, которые оставляют неприятный «осадок» после общения с ними. Невозможно полностью улучшить себя, когда рядом находятся такие люди, поэтому постарайтесь заменить их на тех, кто предпочитает делиться позитивом.
Ищите новшество
Не случайно гении, подобные Эйнштейну, были сведущи, или, как мы это называем, эрудированны, во многих областях. Гении постоянно ищут новые занятия и исследуют новые области. Это их индивидуальность.
Только одна черта из «Большой пятерки» пятифакторной модели личности (сокращенно ODEPR, или Открытость, Честность, Экстраверсия, Соглашательство и Раздражительность) связана с IQ, и это черта Открытость новому опыту. Люди с высоким уровнем открытости постоянно ищут новую информацию, новые занятия, новые вещи, которым можно научиться — новый опыт в целом.
Когда вы ищете что-то новое, это происходит. Во-первых, с каждым новым занятием вы создаете новые синаптические связи. Эти связи строятся друг на друге, повышая активность нервной системы и создавая больше связей, чтобы на их основе возникали новые связи — так происходит обучение.
Одной из областей, представляющих интерес в последних исследованиях, является нейронная пластичность как фактор индивидуальных различий в интеллекте. Пластичность относится к количеству связей между нейронами и к тому, как это влияет на последующие связи, а также к продолжительности этих связей. По сути, речь идет о том, сколько новой информации вы можете принять и способны ли вы удержать ее благодаря постоянным изменениям в мозге. Постоянное непосредственное столкновение с новым помогает мозгу прийти в состояние, необходимое для обучения.
Новизна также вызывает выработку дофамина (я уже упоминал об этом в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенез — образование новых нейронов — и подготавливает мозг к обучению. Все, что вам нужно сделать, это утолить голод.
Превосходное условие для обучения = Новая деятельность->выработка допамина->способствует более мотивированному состоянию->которое способствует вовлечению и созданию нейронов->Может происходить нейрогенез и увеличение синаптической пластичности (больше новых нейронных связей или обучение).
После исследования Ягги шведские ученые обнаружили, что после 14-часовой тренировки кратковременной памяти в течение пяти недель наблюдалось увеличение обязательного дофамина D1 в префронтальной и теменной областях мозга. Этот конкретный дофаминовый рецептор D1-типа участвует в росте и развитии нейронов, среди прочего. Такое повышение пластичности, способствующее стабилизации этого рецептора, очень полезно для максимального улучшения когнитивных функций.
Доведите мысль до конца: будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новые занятия для своего ума — расширяйте свои познавательные горизонты. Изучите какой-нибудь инструмент. Посещайте занятия по живописи. Сходите в музей. Прочитайте о новой научной области. Будьте зависимы от знаний.
Бросьте себе вызов
Слишком много ужасных вещей было написано и распространено о том, как «тренировать свой мозг» и «стать умнее». Когда я говорю об «играх для тренировки мозга», я имею в виду игры на память и скорость, направленные на увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда входят, например, игры типа судоку, которыми вы должны заниматься в «свободное время» (конец оксюморона, учитывая когнитивное развитие). Я развенчаю некоторые вещи, которые вы слышали об играх для тренировки мозга. Я скажу вам следующее: они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают вас умнее — они делают вас более искусными в обучающих интеллектуальных играх.
Так что у них есть цель, но результаты недолговечны. Чтобы добиться успеха в этих видах познавательной деятельности, вам необходимо разобраться с первым принципом поиска новизны. Как только вы освоите один из этих видов познавательной деятельности в игре для обучения мозга, вам нужно перейти к следующему стимулирующему виду деятельности. Научились ли вы играть в судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Есть исследования, подтверждающие эту логику.
Несколько лет назад ученый Ричард Хейер хотел выяснить, можно ли значительно повысить когнитивные способности, интенсивно практикуя новую умственную деятельность в течение нескольких недель. В качестве нового вида деятельности они использовали видеоигру «Тетрис», а в качестве испытуемых — людей, которые никогда не играли в эту игру (я знаю, знаю — вы можете представить, что такие люди существуют?!). Они обнаружили, что после нескольких недель тренировок с игрой «Тетрис» у участников исследования увеличилась толщина коры головного мозга, а также повысилась активность коры, что было подтверждено увеличением потребления глюкозы в этой области мозга. По сути, мозг использовал больше энергии во время тренировки и стал толще после такой интенсивной тренировки — это означает, что было больше нейронных связей или нового опыта обучения. И они стали экспертами в Тетрисе. Довольно круто, правда?
Вот в чем дело: После первоначального резкого повышения когнитивных способностей они заметили снижение толщины коры головного мозга и количества глюкозы, использованной во время выполнения задания. Но они по-прежнему играли в «Тетрис» так же хорошо; их навыки не снизились. Сканирование мозга показало снижение мозговой активности во время игры, а не повышение, как в предыдущие дни. Почему же произошло снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг разобрался, как играть в «Тетрис», и действительно начал понимать его, ему стало лень что-либо делать. Ему не нужно было так стараться, чтобы хорошо играть в игру, поэтому когнитивная энергия и глюкоза пошли в другом направлении.
Эффективность не поможет вам, когда речь идет о когнитивном развитии. Для того чтобы ваш мозг продолжал создавать новые связи и поддерживать их в активном состоянии, вам необходимо заняться другой стимулирующей деятельностью после того, как вы достигли пика в определенном виде деятельности. Вы хотите постоянно находиться в состоянии легкого затруднения и стремиться к достижению чего бы то ни было, как об этом говорил Эйнштейн. Это держит мозг в состоянии, так сказать, лимба. Мы вернемся к этой теме позже.
Мыслите творчески
Когда я говорю, что творческое мышление помогает вам улучшить нервную систему, я не имею в виду рисование картины или выполнение чего-то претенциозного, как в первом абзаце книги «В поисках инноваций». Когда я говорю о творческом мышлении, я имею в виду непосредственное творческое осознание и то, что оно означает, пока процесс происходит в мозгу.
Вопреки распространенному мнению, творческое мышление — это не «правополушарное мышление». В процесс вовлечены оба полушария мозга, а не только правое. Творческое познание включает дивергентное мышление (широкий круг тем/объектов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными способами взгляда на вещи (когнитивная гибкость) и придумывать оригинальные, свежие идеи, которые также соответствуют деятельности, которой человек занимается. Чтобы все было правильно, правое и левое полушария должны работать одновременно и совместно.
Несколько лет назад доктор Роберт Стернберг, бывший декан Университета Тафтса, открыл в Бостоне Центр PACE (Психология способностей, компетентности и превосходства). Стернберг стремился не только определить базовую концепцию интеллекта, но и найти способы для каждого человека максимально повысить свой интеллект с помощью образования, особенно школьного.
Здесь Стернберг излагает цели центра PACE, основанного при Йельском университете: «Основная идея центра заключается в том, что способности не являются жесткими, они гибкие, они могут меняться, каждый может превратить свои способности в умение, а умение в мастерство», — объясняет Стернберг. «Мы сосредоточены в основном на том, как мы можем помочь людям изменить свои навыки, чтобы им было легче решать задачи и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в своей жизни».
Проект «Радуга» не только разработал инновационные методы творческого обучения в классе, но и создал оценки, которые проверяют учащихся таким образом, что требуют от них творческого, практического и аналитического подхода к решению проблем, а не просто запоминания фактов.
Стернберг объясняет: «В проекте «Радуга» мы оценивали творческие, практические и аналитические навыки. Например, творческий тест может звучать так: «Вот мультфильм. Дайте ему название» Практическим заданием может быть фильм о студенте, который приходит на вечеринку, оглядывается по сторонам, никого не знает и чувствует себя явно неловко. Что делать студенту?»
Она хотела выяснить, возможно ли, чтобы студенты узнавали больше о предмете, получали больше удовольствия от учебы и переносили полученные знания в другие сферы академической жизни, если они научатся смотреть на задания с творческой точки зрения. Она хотела выяснить, можно ли, изменив методы преподавания и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов больше учиться в целом. Она собрала информацию по этой теме и получила хорошие результаты.
В двух словах? Студенты из тестовой группы (которых обучали с использованием творческих методов) в среднем получили более высокие итоговые оценки по окончании университетского курса, чем студенты из контрольной группы (где их обучали с использованием традиционных методов и систем оценки). Но справедливости ради следует отметить, что испытуемые сдавали тот же аналитический тест, что и обычные студенты (тест с множественным выбором), и по этому тесту они также показали лучшие результаты. Это означает, что они смогли перенести знания, полученные с помощью творческих, мультимодальных методов обучения, и лучше справились с совершенно другим когнитивным тестом по тому же материалу. Звучит знакомо?