Как научиться мнемотехнике. Как впитывать информацию как губка.

Поиграйте в игру: «Что если? Дайте волю своему воображению и придумайте необычные и любопытные вопросы. Пока вы размышляете над наиболее подходящими вариантами, вас, скорее всего, посетит озарение — ответ на важный вопрос, который придет совершенно неожиданно, как озарение.

Критическое мышление: базовые принципы и приёмы

Как работать с информацией, которая поможет вам правильно оценить утверждения других и поддержать свою точку зрения.

Чтобы действовать осмысленно и отстаивать что-то, не следует ограничиваться собственным опытом. Аргумент «так было всегда» вышел из моды с распространением общего образования и массовой печати и уже не работает так хорошо, как раньше. Сегодня наши действия во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.

Но даже эксперты время от времени ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдется масса желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых мелких продавцов целебных браслетов и уникальных методик исцеления до недобросовестных политиков, рассчитывающих на поддержку населения. Именно поэтому каждый из нас старается изо всех сил фильтровать окружающую нас информацию, чтобы отделить истинную от ложной и неверной.

Ещё по этой теме :

Золотое правило журналистики гласит: «Сначала упрощай, потом преувеличивай». Согласно одному из отчетов, главный редактор журнала The Economist дал это правило своим сотрудникам в 1950-х годах. Сегодня она распространена как никогда, и не только среди журналистов.

Каждый пытается выработать правила поведения, которые позволят ему пробираться сквозь поток информации, не заражаясь очень вредными мыслевирусами. Одни делают это тщательно и постоянно, другие не уделяют столько внимания этой защите и предпочитают плыть по течению. Но было бы мудрее руководствоваться хотя бы элементарной техникой безопасности — правилами мышления, которые можно применять осознанно и систематически.

Правила безопасности преследуют нас всю жизнь, но мы все еще небрежно относимся к ним.

Слишком часто мы сталкиваемся с утверждениями, которые кажутся в чем-то ошибочными. «Что-то здесь не так», — думаем мы и решаем, что лучше держаться подальше от таких заявлений. Способность критически мыслить помогает нам понять, что не так в сомнительном аргументе, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы.

  Как не уснуть за рулем и почему клонит в сон. Почему в машине хочется спать.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление — одна из важнейших учебных дисциплин в высшем образовании во многих англоязычных странах. Студенты учатся внимательно читать тексты, методично сомневаться (т.е. выяснять, в чем «логически можно сомневаться», согласно Декарту), находить слабые места в аргументах других и своих собственных, работать с понятиями и выражать свои мысли четко и логично.

Важным элементом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам можно уделить гораздо больше внимания, чем обычно в системе домашнего образования.

Читайте также :

Например, одним из заданий в курсе истории литературы может быть формулировка 50 вопросов о шекспировском «Гамлете» — ситуация, которую большинство российских студентов не могут представить даже в самых смелых мечтах.

Критическое мышление как дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (отрасль философии, которая занимается инструментами и границами познавательной деятельности). Одним из самых важных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который рассматривал критическое мышление как основу рационализма. Знание, по мнению Поппера, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос источника здесь не важен: важен метод и отношение к данным источника.

В этом отношении к научному журналу, бульварной прессе или каналу RenTV следует относиться с одинаковой бдительностью.

В важном учебнике по критическому мышлению под названием «Искусство задавать правильные вопросы» авторы описывают два способа мышления, которые использует каждый разумный человек. Первое — впитывать всю информацию вокруг себя как губка. Этот способ достаточно прост и необходим каждому: Только собрав достаточное количество фактов, человек может составить представление об окружающем его мире.

Читайте также :

Человек, которому ближе первый тип мышления, будет стараться запомнить каждый материал как можно правильнее, не упуская ни одной детали. Он мысленно воспроизводит образ мышления автора, не оценивая и не подвергая его критическому анализу. Это не обязательно должно привести к скучному заучиванию и пересказу без отступления от оригинального текста: Такой подход также может быть весьма полезен. Но ему не хватает критической дистанции: человек остается в определенных рамках, вместо того чтобы расширяться и двигаться дальше.

  Что такое Bulge — почему «бугорок» так заводит женщин. Члену тесно в одежде мужчины.

Другой путь подобен просеиванию песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия с усваиваемыми знаниями. Без этого механизма независимое мышление было бы невозможным; все ваши мнения определялись бы тем, что вы слышали и читали в последнее время.

Если вы овладели искусством просеивания песка, вы понимаете, что аргументы нужны не для того, чтобы выучить их наизусть, а чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту работу из бессознательного на сознательный уровень. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить с чужой точкой зрения и не соглашаемся с ней?

Аргументированный спор может быть чем-то пох

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задается следующей моделью: Вещи являются X, потому что они являются Y. Есть то, что они пытаются нам доказать, и есть то, что они используют для доказательства. Критически относиться к материи — значит научиться отделять одно от другого и обращать внимание на их взаимосвязь. Можно ли сделать разные выводы на основе одних и тех же данных? В какой степени выдвинутые аргументы оправдывают вывод автора?

Отвержение чужого вывода только потому, что он нам не нравится, не означает, что мы относимся к нему критически. Это просто означает, что вы не понимаете сути вопроса.

Иногда даже самые умные и просвещенные люди подвержены искушению смотреть на вещи упрощенно. Это часто связано со стигмой и разделением на «внутреннее» и «внешнее» — основой многих наших повседневных социальных переживаний, которые включают бытовой расизм, гендерную дискриминацию и интеллектуальный снобизм.

Читайте также :

Еще одно заблуждение, которое часто лежит в основе наших ложных выводов, — это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы существует только один относительно точный ответ. Например, вам не нужно спорить о том, каково расстояние до Луны — вы можете просто посмотреть его в справочнике. Но большинство вопросов требуют размышлений, и ответы на них могут быть самыми разными. Поэтому недостаточно просто обратиться к авторитетному источнику: Вам необходимо оценить, насколько убедительно обоснованы приведенные данные, и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

  Развитие памяти дошкольников в образовательном процессе ДОУучебно-методический материал. Возраст наиболее благоприятный для развития памяти.

Использование мнемотехник

Секреты мнемоники полезны для всех, потому что, развивая умственную выносливость, продвигается самый важный навык — способность к обучению. Ребенок дошкольного возраста быстрее запоминает стихи и песни и лучше подготовлен к школе. Обостряя память и внимание, ребенок может учиться и выполнять домашние задания быстрее, чем его сверстники. Взрослый человек, овладевший техникой работы с информацией, сможет осваивать новую работу или повышать свою квалификацию регулярно и быстрее, чем его сверстники.

Кроме того, мнемоники занимают наш мозг, синхронизируют работу полушарий мозга и стимулируют образование новых нейронных связей, тем самым предотвращая возрастные изменения. Практикуя мнемонику, вы развиваете свое воображение и становитесь более ценным сотрудником, поскольку мыслите нестандартно и принимаете креативные решения.

Мнемотехника для развития ребенка

  • Во-первых, ребенок, владеющий приемами запоминания, знает больше, чем его сверстники. На учебу он тратит гораздо меньше времени, чем отличники-зубрилы и не привлекает родителей к “домашке”.
  • Во-вторых, методы мнемотехники позволяют детям учиться с удовольствием. Обретая положительный опыт и радость первых достижений, ребенок получает сильнейший заряд мотивации, благодаря которому сможет как губка впитывать новые знания и развиваться всю жизнь.

Чтобы ваш ребенок мог учиться самостоятельно, ему необходимы навыки ассоциативного мышления, работы с текстом и основы эффективного чтения.

Использование мнемотехники в работе

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о том, почему взрослым необходимо учиться.

Не секрет, что после 25 лет усваивать новые знания труднее, чем раньше — мозг замедляет процесс образования новых нейронов и связей между ними. Однако чтение, анализ и запоминание не менее сложны. Занимаясь мнемоникой, они вырабатывают умственную выносливость, что повышает производительность на работе в два-три раза.

Кроме того, становится намного проще и быстрее совершенствовать свои навыки самостоятельно. Чтобы увеличить свою умственную силу, необходимо развивать себя:

  • навыки быстрой работы с текстом;
  • умение улавливать информацию на слух;
  • запоминание методом ассоциаций;
  • запоминание чисел, формул и графиков.

Современные мнемоники значительно облегчают жизнь.

Оцените статью
Блог Бабника