Наибольшую тревогу испытывают дети в возрасте 6-9 лет. Родители первоклассников все еще беспокоятся о том, готов ли их ребенок к школе (и что делать, если не готов), в то время как другие беспокоятся, что дети устанут от учебы за лето и им будет трудно вернуться к учебе.
Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования
Большинство рекомендаций для тех, кто хочет учиться лучше, кажутся довольно тривиальными: Помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий, важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться и придерживаться распорядка дня.
Все это, конечно, хорошо, но как именно эти общие истины могут помочь студенту? Как студенту организовать свой распорядок дня, чтобы больше успевать и лучше запоминать? Действительно ли существует связь между жаждой и когнитивной деятельностью? Правда ли, что спорт помогает учиться (и речь идет не только о дополнительных баллах за значок ГТО)?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе ниже.
Тайминг: как грамотно распорядиться временем
В течение дня
В своей новой книге «Когда: The Scientific Secrets of Perfect Timing, автор Дэниел Пинк предлагает множество советов по управлению временем с биологической, психологической и даже финансовой точек зрения. Среди них есть несколько очень конкретных рекомендаций, которые могут помочь вам в учебе. В частности, Пинк советует учитывать циркадные ритмы при планировании рабочей нагрузки.
Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на наше настроение и концентрацию, которые циклически меняются в течение дня. В среднем концентрация и настроение достигают низшей точки через семь часов после пробуждения, после чего снова повышаются (именно поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать важные дела, а выполнять их в первые несколько часов после пробуждения). Наш циркадный ритм особенно связан с тем, что вероятность совершения ошибок на работе (например, в медицинской сфере) возрастает между 14 и 16 часами.
Конечно, студентам не обязательно вставать в одно и то же время каждый день, но понимание своего хронотипа и циркадного ритма может им помочь. Например, запланируйте самые сложные задачи (например, подготовку к экзаменам или семинару) на первые два-три часа после пробуждения — зная, что в последующие часы концентрация неизбежно снизится (о том, что делать с этим «непродуктивным» временем, см. ниже).
Перед дедлайном
Конечно, нехватка времени наиболее ощутима накануне экзамена. Кстати, «промедление» — это не просто привычка откладывать дела на потом, а поведение, которому подвержено большинство из нас. В качестве примера Пинк в своей книге приводит исследование ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которое показало, что большинство групп испытуемых ничего (или почти ничего) не делали, по крайней мере, в течение первой половины до дедлайна и только потом приступали к работе.
Чтобы избежать эффекта «сгоревшего поезда», ученые советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «спуска по цепочке»: Отметьте символом каждый день, в который вы потратили время на подготовку к экзамену (лабораторные работы, домашние задания). Цепочка таких символов в ежедневнике — дополнительный стимул не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и срочной работы. Конечно, календарь не заставляет вас делать записи или отключать социальные сети, но он служит «стимулятором» и напоминанием — и это иногда бывает полезно.
Нужно больше воды
Еще один распространенный совет — не употреблять слишком много кофеина, но пить много воды. Существует солидная научная база — исследования на эту тему ведутся уже давно. Один из таких экспериментов (результаты которого были опубликованы в 1988 году), например, показал, что даже небольшая потеря жидкости (1-2%) может привести к снижению когнитивных способностей. В частности, исследование выявило ухудшение кратковременной памяти и способности решать арифметические задачи.
А авторы другой статьи в European Journal of Clinical Nutrition утверждают, что «обезвоживание является предпосылкой для снижения когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не отвлекаться во время учебы, позаботьтесь о своем самочувствии и не испытывайте жажды — особенно если вы активно занимаетесь спортом параллельно с занятиями.
Фото из Университета ИТМО
Самые распространенные причины низкой успеваемости
Наиболее распространенными причинами плохой успеваемости в школе являются отсутствие внутренней дисциплины, гиперактивность, потеря мотивации и простая неорганизованность. Мотивация — это самое сложное: трудно понять, как хорошо учиться в школе, если ты не понимаешь смысла уроков. Во-вторых, это отсутствие внутренней дисциплины, которая неразрывно связана с силой воли, которой особенно не хватает младшим школьникам.
Еще одна распространенная причина плохой успеваемости — промедление. Многие студенты постоянно откладывают занятия и делают домашние задания поздно вечером или на перемене.
Пытаться справиться с этим сложно, но выполнимо — полезно составить распорядок дня и строго его придерживаться.
Гиперактивность легче лечить под наблюдением психиатра. Если вы не знаете, что с вами и почему вы не можете сидеть спокойно, вам следует обратиться к специалисту.
5 условий повышения успеваемости в школе
На самом деле, условий гораздо больше, но 5 из них являются основными. Постарайтесь взглянуть на них с учетом своей собственной личности. Основные условия для повышения успеваемости:
- Наличие мотивации – вы осознаете конкретные выгоды от того, что начинаете хорошо учиться и получать отличные отметки.
- Искренний интерес – вам должно быть интересно учиться, интерес при этом должен постоянно подогреваться и расти.
- Комфортные условия – у вас должно быть достаточно времени для занятий, удобный и хорошо освещенный рабочий стол.
- Наличие сил на учебу – день не должен быть перегружен, у вас должно оставаться достаточно времени на отдых и развлечения.
- Умение организовывать себя – с учетом большого числа предметов и существенного объема домашних заданий важно уметь распределять время и силы, организовывать себя.
Еще одно важное условие для улучшения успеваемости — это правильная самооценка. Это не позволит вам сдаться при первых признаках неудачи, и вы не будете зависеть от мнения окружающих. Если вы не уверены в своих силах, беспокоитесь о случайных «двойках» или не можете начать занятия из-за страха провалиться, пришло время поработать над повышением своей самооценки.
Как начать хорошо учиться в школе: ТОП-10 советов
Вам нужно преодолеть свою лень, мотивировать себя и работать над умением находить общий язык с преподавателями. Отличных оценок гораздо легче добиться, если учитывать советы учителей и психологов. Вот самые важные рекомендации из них.
Найдите мощную мотивацию
Успехи в учебе гарантируют не только хорошо оплачиваемую работу, но и счастливую жизнь в целом. Положительные оценки не должны быть самоцелью — вы не учитесь ради пятерки. Поэтому объясните себе, почему вы хотите добиться хороших результатов в учебе. Например, чтобы поступить в хороший университет или из искренней жажды знаний.
Выбирайте правильное время для занятий
Лучшее время для выполнения домашнего задания — 1-2 часа после возвращения домой из школы. В это время ваш мозг достигает максимальной активности. Старайтесь делать домашнюю работу в одно и то же время. Не перенапрягайтесь и старайтесь не понимать слишком много — даже в старших классах домашнее задание не должно занимать более 3 часов.
Создайте распорядок дня
Часто у студентов просто нет времени на учебу, и они заполняют свое время вне школы компьютерными играми, долгими прогулками и ничего не значащим щелканьем пульта телевизора. Составьте распорядок дня, в котором останется время для занятий, отдыха и чтения. Старайтесь строго придерживаться его и не приступайте к следующей задаче, пока не выполните предыдущую.
Перестаньте прокрастинировать
Прокрастинация — это сильная склонность откладывать даже важные дела на потом. Причинами хронического промедления являются низкая самооценка, частые неудачи и отсутствие внутренней дисциплины. Если вы склонны к промедлению, начните «лечить» его, сделав каждый вечер ежедневной рутиной и наладив ответственность. Помните, что хорошо учиться — это ваш выбор и ваша ответственность.
Позвольте себе увлечься учебой
Избавьтесь от шаблонов — школа — это не только домашняя работа и задания. Старайтесь изучать предметы, которые вас действительно интересуют. Интернет поможет вам в этом — ищите хорошие учебные материалы, читайте больше и углубляйтесь в тему. Поверьте, в Интернете много интересного — достаточно взглянуть на канал учителя физики из Одессы Павла Виктора.
Наладьте контакт с учителями
Если вы хотите получить не только максимум знаний, но и как можно больше положительных результатов, постарайтесь найти подход к преподавателям. Самый простой способ — прислушаться к их требованиям и пожеланиям, даже если они кажутся странными и надуманными. Не пытайтесь стать их любимчиком, но доверительные или даже дружеские отношения точно не повредят.
Перестаньте гнаться за отметками
Тысячи выдающихся ученых, бизнесменов и даже известных политиков хорошо учились в школе, но имели плохие оценки. Каждая «пятерка» — это субъективная оценка уровня вашего образования учителем. Вам не нужно напрягаться, чтобы получить их. Поверьте, все пятерки и четверки забываются на следующий день после окончания школы.
Создайте комфортное рабочее место
Практика показывает, что умственная работоспособность значительно повышается в приятной обстановке. Поэтому рабочий стол должен быть хорошо освещен и свободен от посторонних предметов. Следите за чистотой в комнате, если вам удобнее учиться под музыку — поставьте что-нибудь нейтральное и стимулирующее, убедитесь, что в комнате достаточно свежего воздуха, проветрив ее.
Что сделать для того, чтобы хорошо учиться в школе
Удивительно, но чем больше дел вы запланировали, тем большего вы достигаете. Если ребенок участвует во внеклассных мероприятиях, занятиях, репетиторстве, смотрит телевизор и ходит на прогулки, у него обычно хватает времени на все.
Нередко у детей, не участвующих во внеклассных мероприятиях, не остается времени даже на выполнение домашнего задания. В чем причина этого? Психологи говорят, что все это происходит из-за неорганизованности. Вернувшись домой, студент обнаруживает, что у него много времени и времени на все. В результате ребенок бесцельно проводит день и не понимает, как он его провел, а за уроки даже не садится. Чем больше вы планируете, тем больше успеваете сделать. Чтобы быть успешным в школе, важно иметь хорошие привычки, которые способствуют учебному процессу.
Активная работа
Быть проактивным — значит как можно больше вовлекать ребенка в процесс обучения.
- Делай заметки, когда читаешь или слушаешь. Таким образом лучше запоминаются данные, мозг поддерживает активность на высоком уровне и лучше впитывает информацию. Можно делать заметки на уроке. При чтении записывайте ключевые моменты. Конечно, в современном мире быстрей и проще напечатать, но информация, написанная рукой, быстрей запоминается. Если человек машинально рисует, то он лучше концентрируется, следовательно, у него запоминается больше услышанной информации.
- Не бойтесь задавать вопросы. Если тебе на уроке что-то не понятно, задай вопрос учителю. Таким образом ты не только лучше поймешь материал, но и покажешь учителю свою заинтересованность предметом, материалом. Если ты стесняешься спросить на уроке при одноклассниках, подойди к учителю на перемене, после занятий. Если в школе по предмету, который вызывает трудности для понимания, предусмотрены факультативы, то не теряй возможность «подружиться» с ним. Психологи советуют более стрессовый способ понять предмет — сдать по нему экзамен.
- Всегда выполняй домашнее задание. Как правило, неуспевающие ученики игнорируют этот аспект. Причем заданную работу нужно выполнять в полном объеме. Это не только улучшит показатели в виде оценок, но улучшит общее понимание предмета.
- Не пропускай уроки. Ходи на все уроки, посещай факультативы, таким образом показывая интерес к учебе. Это позволяет узнать предмет глубже, чем дается во время общих занятий. Если пропустил урок, то уточни, какой материал был пройден в твое отсутствие, перепиши конспект у одноклассников. Посещаемость прямым образом влияет на оценку и отношение учителей.
- Посещай дополнительные занятия. Участие в школьных мероприятиях позволяет весело провести время, познакомиться с одноклассниками и учителями в неформальной обстановке.
Психологи утверждают, что дети, которые участвуют в различных внеклассных мероприятиях, лучше учатся и не прогуливают уроки.
Полезные привычки
Хорошие привычки — хорошие помощники в школьной жизни.
- Проверяй себя. Благодаря самопроверке улучшается понимание материала, можно найти слабые места, на которые впоследствии обратить особое внимание. В качестве самопроверки можно отвечать на вопросы в конце параграфа, выполнить дополнительные задания и тесты.
- Занимайся в месте, в котором тебя никто не потревожит, с комфортной температурой воздуха, хорошим освещением. Не учи уроки на кровати или диване. Там можно через чур расслабиться и даже уснуть.
- Убери телефон и другие отвлекающие предметы. Рассеянное внимание является большой проблемой. На время выполнения уроков лучше убрать телефон в сторону, выключить телевизор. Попроси родственников, чтобы они не беспокоили тебя в это время.
- Делай перерывы каждый час продолжительностью 10-15 минут. Это время поможет собраться с силами и восстановить концентрацию. Во время перерыва можно перекусить, посмотреть передачу, прогуляться, вздремнуть.
Советы родителям
Родители сами решают, как их ребенок будет учиться. Но это не значит, что они должны сидеть вместе и делать домашние задания. Если вы уже работали вместе раньше, снимите это бремя со своих плеч. Пусть уроки будут его обязанностью. Вполне вероятно, что его успеваемость ухудшится. В средней и старшей школе он все равно не поступит в колледж. Перестаньте быть контролирующим и надзирающим органом. В конце концов, родители не могут заниматься этим всю жизнь. Позвольте ребенку выработать правильные привычки для будущего уже сейчас.
В то же время не отчуждайте своих детей; проявляйте интерес к их жизни, а не к их образованию. Если ребенок просит о помощи, помогите ему. Но не тратьте свое время и нервы на задачи, которые вам не принадлежат. В противном случае ребенок научится дрейфовать, постоянно ожидая указаний сверху и не принимая на себя ответственность за собственную жизнь.
Михаил Лабковский, российский психолог, говорит, что когда родители берут ответственность за воспитание детей в свои руки, те перестают отвечать за свои поступки и перекладывают все на плечи родителей. Будьте рядом со своим ребенком. Помогайте им и показывайте свою любовь к ним, независимо от их успеваемости. Ваш ученик постепенно станет самостоятельным. Хорошая учеба будет его заслугой. Самое главное, чтобы дома была здоровая эмоциональная обстановка, где нет ругани и нареканий.
Каждый ребенок может хорошо учиться в школе, если он ответственно относится к учебе, соблюдает режим дня и заботится о своем здоровье.