Жизнь и смерть на «зебре»: история и сегодняшний день пешеходных переходов. Что такое зебра на дороге.

Используются различные типы пешеходных переходов: I — нерегулируемые переходы; II — регулируемые переходы со светофорами; III — пешеходные переходы на разных уровнях (надземные и подземные). (Источник: СП 34.13330.2012)

Жизнь и смерть на «зебре»: история и сегодняшний день пешеходных переходов

Недавно известной «зебре» исполнилось 65 лет. Да, да, пешеходный переход с белыми полосами не был само собой разумеющимся в начале 1950-х годов. Вот некоторые интересные факты о зебрах и о том, какими они должны были быть.

Интересные факты о «зебре»

  1. Первая «зебра» появилась 31 октября 1951 года в английском городе Слоу – именно тогда, согласно большинству источников, пешеходный переход через улицу был официально оформлен белыми полосами, нанесёнными на полотно дороги.
  2. До появления «зебры» переходы отмечались металлическими кружками, которые были не слишком хорошо заметны водителям. Именно поэтому было решено найти им замену. Было научно обосновано, что продольные белые полосы подсознательно заставляют водителя снижать скорость.
  3. В 1930-х годах, задолго до появления на дорогах белых полос, ПДД в Великобритании, как таковых, ещё не существовало. Чтобы хоть как-то обезопасить пешеходов, министр транспорта сэр Хор-Белиша приказал ставить у дорог оранжевые маяки на полосатом столбе, обозначающие переход. До сих пор «зебра» в Англии дублируется «маяками Белиши».
  4. В Германии «зебра» появилась в сентябре 1953 года, через пару лет после британской.
  5. В СССР «зебру» ввели только в середине 1960-х, наряду с другими элементами дорожной разметки.
  6. Знак «пешеходный переход», которым принято дублировать «зебру» в России, не так уж общеупотребим, как кажется. Без него обходятся многие пешеходные переходы в Японии, США, Германии, Англии. А там, где он встречается (как в перечисленных, так и в других странах мира), он выглядит зачастую совершенно непохожим на российский вариант.
  7. «Зебра» – далеко не единственный формат обозначения перехода. Например, в Берлине и Лондоне его обозначают пунктирными линиями, а в США кроме привычного нам вида, есть ещё пять разновидностей разметки – сплошные линии вдоль перехода или сочетание их с «зеброй», пунктирные линии, диагональная «зебра», а также сплошное белое поле перехода, именуемое «solid». Впрочем, и классическая «зебра» в Европе и США встречается довольно часто.
  8. В Германии пешеходы имеют право переходить проезжую часть не только по «зебре», но и вообще в любом месте дороги, если позволяет транспортная ситуация и нет специальных ограничений. Приоритет пешехода – не только на «зебре», но и на любом перекрёстке, даже лишённом разметки.

В последние годы наметилась тенденция критики качества проектирования пешеходных переходов в России. Например, в 2012 году российская блогосфера была полна постов, сравнивающих переходы «зебра» в России и на Западе. Действительно, общая культура оформления улиц в России значительно отстает от культуры развитых стран, а пешеходные переходы, в частности, зачастую уродливы или даже преступны, если судить по удручающей статистике. Мы не считаем обязательным устанавливать светофоры перед перекрестками, где более одной полосы движения в одном направлении, и дополнять такие перекрестки островками безопасности посреди проезжей части, так же как не является обязательным освещение пешеходных переходов «зебра» в темное время суток. Заметна тенденция к отказу от «зебр» на оживленных дорогах и возведению ограждений вдоль проезжей части, а также к замене «зебр» на уровневые переходы или метро — это якобы замедляет поток транспорта, но в действительности делает «пробки» неконтролируемыми и лишь «телепортирует» их на несколько километров дальше. Однако такой отказ не только влияет на поток транспорта, но и создает дополнительные трудности для пожилых людей и пешеходов с детьми, а также приводит к переходу проезжей части в очень неподходящих местах. В последнее время бордюр опускается до уровня проезжей части вблизи переходов, но не везде — часто можно увидеть, что путь к переходу преграждает бордюр высотой 15-20 см.

Необычные «зебры»

Если вы в основном ходите по пешеходным переходам, не останавливаясь на зебрах, то одним из самых экзотических, безусловно, является тот, что находится в Шанхае возле телебашни «Восточная жемчужина» — это второй, удобный для пешеходов «уровень» города, со всех сторон которого расположены эскалаторные пандусы. Это редкий случай, когда эстакада явно круче зебры, но представьте, какими средствами это достигается.

shanghai streets at lujiazui financial center. View from the Ori

Что касается самой зебры, то иногда люди пытаются как-то изменить ее, чтобы сделать более информативной. Почему бы и нет — велосипед, например, до сих пор «изобретают». В начале 2000-х годов бельгиец Тони Кавальери думал примерно так же и изобрел знак «зебра», который автоматически загорается, когда кто-то на него наступает. Свечение становится возможным благодаря специальной цветовой композиции и активируется датчиками движения. В октябре 2016 года идея освещенной дороги вернулась в Польшу: в городе Лидзбарк Варминьский к юбилею творчества Ван Гога была построена освещенная велосипедная дорожка, в то время как ранее такие дороги уже были созданы в Великобритании и Северной Ирландии.

  Долгожители, которые жили в трех веках. Долгожители родившиеся в 1912.

Depositphotos_113915074_original

Эксперименты с «объемными» пешеходными переходами также не редкость. Утверждение о «трехмерной зебре» включает в себя множество примеров того, как художники придают полосам трехмерный эффект, чтобы сделать переход более заметным, и многие примеры такого творческого подхода были задокументированы в России. Но эти излишества, при всей их курьезности, все же стоит отнести к творчеству, ведь в целом мир пришел к довольно точным выводам о том, как именно нужно обустраивать пешеходный переход — не «объемный» и не «флуоресцентный», а самый обычный. И именно так не следует проектировать пешеходные переходы.

Ниже мы перечислим те моменты проектирования пешеходных переходов, на которые обращают внимание многие исследователи данной темы и которые мы считаем правильными — таким образом, подводя итог всему вышесказанному.

Как проезжать пешеходный переход

Регулируемый пешеходный переход

Дорожный кодекс РФ регулирует порядок, в котором пешеходы должны переходить дорогу. Это зависит от вида зебры, поэтому требования могут быть разными.

Регулируемые

Как уже упоминалось, эти участки оборудованы светофорами с обеих сторон. Они различны для каждой категории участников дорожного движения: один для автомобилистов и один для пешеходов. Прежде чем перейти проезжую часть, пешеходы должны обратить внимание на светофор, который имеет только две секции — красную и зеленую. Если светофор горит красным, человеку запрещено переходить дорогу. Если сигнал светофора зеленый, человек может переходить дорогу. Водители должны подчиняться сигналам светофора. Когда светофор горит зеленым, они могут двигаться и таким образом пересекать пешеходный переход. Когда горит красный свет, автомобилисты должны остановиться и уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть. Мигающий желтый свет светофора, предназначенного для автомобилистов, указывает, что они должны уступить дорогу пешеходам, поскольку те всегда имеют право проезда нерегулируемого пешеходного перехода.

Нерегулируемые

Согласно Российскому дорожному кодексу, такие пешеходные переходы обозначаются знаками, а также соответствующими указателями (не всегда). При приближении к нерегулируемой пешеходной полосе водитель должен снизить скорость и быть готовым уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу. Это необходимо делать всегда без исключения.

Что категорически запрещено делать на пешеходном переходе и вблизи него

Уступить дорогу на пешеходном переходе

В правилах дорожного движения, касающихся пешеходных переходов, предусмотрены некоторые запреты:

  1. Разворот. Запрещено выполнять данный маневр, если при этом велика вероятность частичного или полного выезда на «зебру». Разрешено разворачиваться как перед, так и за пешеходным переходом. Исключения – запрещающие факторы, к примеру, разметка в виде сплошной линии. Со школьной скамьи все помнят важное правило: перед пересечением проезжей части необходимо посмотреть сначала налево, затем дойти до середины проезжей части и остановиться, после чего посмотреть направо. Но когда водитель намеревается совершить разворот, боковая стойка лобового стекла закрывает ему обзор. Именно такие случаи опасны, так как водитель может не заметить пешехода, как и пешеход водителя.
  2. Движение назад. В езде задним ходом скрыто много опасностей. Об этом свидетельствует наличие в ПДД рекомендаций, которые подразумевают обращение за помощью к другим лицам при совершении такого маневра. Связано это с тем, что при движении назад возможности водителя ограничены – он может контролировать лишь одно направление: либо левое, либо правое с помощью боковых зеркал заднего вида; либо середину через заднее стекло автомобиля, повернув голову. Контроль одновременно нескольких направлений невозможен.
  3. Остановка. Останавливаться на пешеходном переходе запрещено, в том числе кратковременно. Также не разрешается задерживаться на автомобиле ближе пяти метров перед ним даже на несколько секунд, так как в таком случае автомашина закроет обзор как другим автовладельцам, так и пересекающим проезжую часть людям. Важно знать, что даже включенная аварийная сигнализация не отменяет данное правило.
  4. Стоянка. Запрет действует на стоянку автомобилей перед пешеходным переходом (на расстоянии менее 5 метров), а также на нем.
  5. Обгон. Правила дорожного движения РФ разрешают обгон на пешеходных переходах, только если на них нет людей. Однако опытные водители рекомендуют воздерживаться от таких маневров, если поблизости есть переходы. Обгоняемый транспорт полностью перекрывает видимость, а из непросматриваемой зоны может неожиданно выскочить невнимательный пешеход прямо под колеса. Осторожность не помешает.

Поскольку пешеходные переходы бывают регулируемыми и нерегулируемыми, разница в том, как пешеходам разрешено переходить дорогу, невелика:

На регулируемых

Если светофор зеленый для пешеходов, то для автомобилей он всегда будет красным. В этом случае транспортные средства должны остановиться либо перед стоп-линией, либо, если стоп-линии нет, перед светофором. Если светофор свободен для автомобилистов, но на проезжей части все еще находятся люди, вам следует подождать, пока все перейдут дорогу.

На нерегулируемых

При приближении к такому перекрестку водитель должен уступить дорогу всем без исключения пешеходам. О намерении пересечь проезжую часть может сигнализировать человек, находящийся в начале перехода «зебра». Автомобилистам также рекомендуется в целях безопасности обращать внимание на транспортные средства на своем пути, прежде чем переходить дорогу. Если транспортное средство на соседней полосе замедлило движение или остановилось, вы должны продолжать движение, только если вы уверены, что на проезжую часть не вышли пешеходы.

  Длинный ноготь на мужском мизинце, зачем это нужно. Зачем мужчины отращивают ноготь на мизинце в настоящее время.

Обязанности водителей

Автомобилисты, двигающиеся по дороге и приближающиеся к пешеходному переходу, всегда должны быть готовы полностью остановиться, чтобы пропустить людей. Это также относится к переходам и участкам дорог, где движение регулируется светофорами.

Автомобилист имеет право переходить дорогу по «зебре», даже если там находится пешеход. Однако обязательным условием является то, что автомобиль не мешает проезду через переезд и что этот маневр не угрожает жизни людей. Например, дорога имеет четыре полосы движения. Пространство для перехода проезжей части широкое и длинное. Если пешеход находится с одной стороны, а транспортное средство — с другой, водитель может продолжать движение без остановки.

Важно знать, что водитель может быть оштрафован за то, что не обогнал пешехода. Например, человек имеет право проезда, но водитель не останавливается для обгона. Требование «уступить дорогу» изложено в Кодексе дорожного движения. Статья 14.6 гласит, что автомобилист не должен начинать движение, останавливаться или предпринимать какие-либо другие действия, препятствующие пешеходу перейти дорогу.

Обязанности пешеходов

Зебра: почему пешеходные переходы обозначаются именно полосами?

Известная «зебра» получила такое название из-за чередующихся черных полос асфальта и белых линий разметки, но почему именно такая система была выбрана для обозначения пешеходных переходов?

Зебра: почему пешеходные переходы обозначаются именно полосами?

История возникновения

Прототип пешеходного перехода «зебра» возник задолго до изобретения автомобиля — в древние времена, когда дороги не имели водостоков и во время дождя превращались в небольшие реки, пешеходы переходили перекрестки с помощью камней. Они выступали над проезжей частью и имели ширину 60-70 см, чтобы пешеходы могли пересекать их, не замочив ног. Автомобили притормаживали перед такими препятствиями и пересекали прототип «зебры» таким образом, что колеса машин проходили между камнями.

В 1930-х годах, когда появился автомобиль, министр транспорта Великобритании Лесли Хор-Белиша распорядился обозначить пешеходные переходы на дорогах полосатыми столбиками и оранжевыми светофорами, а после Второй мировой войны эксперты из Лаборатории исследования дорожного движения занялись вопросами безопасности дорожного движения и организации дорожного движения.

Важно, как смотрит водитель

Изучив различные варианты дорожных знаков, эксперты пришли к выводу, что белые линии, идущие параллельно бордюрам шириной 60-70 см на одинаковой высоте, являются наиболее заметными для автомобилистов. Впоследствии, в 1968 году, были приняты два документа: Венская конвенция о дорожном движении, которая стандартизировала правила дорожного движения во всем мире, и Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах, которая установила общие требования к дорожным знакам и разметке. В последнем документе «зебра» была введена как знак, «обозначающий пешеходные переходы на полосах достаточной ширины, идущих параллельно оси проезжей части».

Зебра» преимущественно белого цвета, но возможно также сочетание белого с желтым и красным. Предполагается, что большая яркость знаков сделает их более заметными для автомобилистов, чтобы они могли предупредить их о приближении к пешеходным переходам. Однако на практике оказалось, что желтые полосы приносят больше вреда, чем пользы: более яркие полосы привлекают внимание пешехода к самой полосе, увеличивая риск того, что автомобилисты не заметят человека, переходящего дорогу. Это одна из двух причин, по которым в 2021 году в Москве начали убирать желтые полосы с переходов «зебра». Вторая причина заключается в том, что дорога со сплошным цветом зимой более скользкая, что увеличивает тормозной путь автомобиля, а это очень опасно на пешеходном переходе.

Нажми и смотри

Обязанности водителя

Автомобилисту необходимо снизить скорость при приближении к «зебре» и быть готовым вовремя остановиться, если на «зебре» появятся пешеходы. Это также относится к ситуациям, когда движение регулируется светофорами.

Водитель имеет право проехать по переезду, даже если в нем находится человек, при условии, что транспортное средство не мешает и не угрожает жизни людей. Например, проезжая часть имеет по две полосы движения в каждом направлении. Пешеходный переход в этом месте большой. Поэтому, если человек находится на противоположной от автомобиля стороне проезжей части, автомобиль имеет право продолжить движение.

В случаях, когда человек имеет преимущество, а водитель не уступает ему место, последний подвергается наказанию. Что означает слово «доходность»? Во всей литературе по правилам дорожного движения можно встретить следующую формулировку, и другой нет:

Раздел 14.6 гласит, что водитель транспортного средства не должен начинать движение, останавливаться или предпринимать какие-либо другие действия, которые могут помешать пешеходу. Поэтому он должен быть пропущен.

Это также не разрешается:

  • разворот на «зебре» — за это – 500 рублей;
  • перестроения – лишение ВУ на 4-6 месяцев, обгонять, равно, как и перестраиваться – запрещено;

На сколько метров разрешается останавливаться возле пешеходного перехода и если да, то разрешено ли это? Сколько метров вам разрешено пересекать? Перед остановкой на 5 метров и после остановки не более чем на 5 метров.

  Какие документы нужны для подтверждения отсрочки от мобилизации. Удостоверение отсрочка от мобилизации.

Какое наказание предусмотрено за игнорирование права пешехода на проезд и как его избежать?

Автомобилист, не уступивший дорогу пешеходу, подлежит штрафу. Штраф в этом случае составляет от 1 500 до 2 000 рублей. Его можно получить:

  • от сотрудников полиции;
  • по почте от систем автоматической фото и видео фиксации нарушений;

Во втором варианте доказательства отправляются по почте вместе с фотографией, на которой указан номер автомобиля и пешехода, не уступившего дорогу. Такое наказание трудно оспорить. Но это не значит, что это невозможно.

В первом случае водитель должен быть осторожен. Если полицейский остановит его и предъявит ордер, он должен отказаться и не подписывать его. Правонарушения, требующие доказательств и дальнейшего расследования, фиксируются в отчете. В нем будут описаны все обстоятельства произошедшего и кто в нем участвовал, после чего эти материалы будут переданы в суд. Значение:

  1. Полицейский обязан остановить машину нарушителя за непропуск.
  2. Затем, остановить пешехода, которому не уступили дорогу.
  3. Оформить протокол.

Если у сотрудника дорожно-патрульной службы есть соответствующая видеозапись, фиксирующая правонарушение, то человек, идущий по переходу «зебра», не обязан. Если доказательства важны, нельзя терять время и следует немедленно подписать судебное решение.

ДТП на пешеходном переходе

Одним из самых серьезных нарушений в области ПДД РФ является наезд на пешехода. В зависимости от исхода такой аварии последствия могут быть самыми разными:

  • Гражданская ответственность. Она представляет собой возмещение ущерба здоровью, причиненному в результате наезда. В данном случае, шофер может быть не виновным, но судебная практика показывает, водителя могут признать виновным, но не наказать рублем или уменьшить сумму возмещения.
  • Административная ответственность. Если пешеходу был нанесен легкий или ощутимый вред здоровью, то водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. Средний вред здоровью «обойдется» автовладельцу в 10-25 тысяч рублей. Прав могут лишить сроком до 2-х лет.
  • Уголовная ответственность. Наступает, когда водитель нанес тяжкий вред здоровью или убил пешехода. Наказанием будет ограничение свободы до 3-х лет или лишение свободы до 7-ми лет.

Почти во всех случаях преступник получает компенсацию в пользу жертвы или родственников погибшего.

Если виновный водитель был пьян, это является отягчающим обстоятельством, которое увеличивает наказание только в случае смерти человека. Водитель, отказавшийся от прохождения медицинского освидетельствования, автоматически приравнивается к пьяному.

Бывает ли вина пешехода

Не всегда водитель виноват, если на дороге внезапно появляется человек. В этом случае суд защищает обе стороны и обязывает обе стороны выплатить компенсацию. Например, если человека выбросило на дорогу, а водитель заметил это в последний момент, виноваты обе стороны. Пешеход должен оплатить ущерб, причиненный автомобилю, а водитель оплачивает медицинское обслуживание пострадавшего.

Есть и исключения. Если суд установит, что травмы пешехода были получены не по вине водителя автомобиля, водитель автомобиля не обязан выплачивать компенсацию. Если водитель получил травму, пытаясь избежать столкновения, пешеход должен сам за все заплатить — за ремонт автомобиля и здоровье водителя. В любом случае, при переходе по «зебре» необходимо соблюдать осторожность, особенно в условиях плохой видимости.

Виды и различия переходов

Основное деление пешеходных переходов на:

  • регулируемые. Такие имеют не только обозначения и разметку, но и светофор. Его задача – регулирование движения людей на переходе;
  • нерегулируемые. На них присутствуют только обозначения (знаки и разметка).

В зависимости от расположения все переходы можно разделить на следующие категории:

  1. Наземные – наиболее опасные варианты с пересечение проезжей части.
  2. Подземные – тоннели, расположенные под проезжей частью.
  3. Надземные – специальные мосты, предназначенные только для движения людей.

Как определить ширину пешеходного перехода? Если нет разметки?

Определение ширины пешеходных переходов важно не только для тех, кто проектирует дороги и зебры, но и для тех, кто будет ими пользоваться. Хотя в законе четко сказано, что знаки должны быть всегда видны, зимой «зебра» часто становится невидимой под слоем снега или льда из-за халатности коммунальщиков. В этом случае невозможно определить начало и конец КП по дорожной разметке.

В этом случае и водитель, и пешеход должны руководствоваться расположением знаков 5.19.1 и 5.19.2; расстояние между ними считается шириной пешеходного перехода.

Что Вам следует иметь в виду, увидев впереди пешехода, переходящего проезжую часть?

Билет ПДД 20 вопрос 18

1. Что он может перейти дорогу, не меняя своего темпа движения, или ускориться.
2. Что он может внезапно остановиться или отступить назад.
3. Следует иметь в виду все вышеперечисленное.

Пешеходы являются полноправными пользователями дорожной сети. Однако это дети, несовершеннолетние, пожилые люди, инвалиды, слабовидящие и слабослышащие, то есть люди, которые могут ошибаться при оценке дорожной ситуации. Из-за этих ошибок поведение пешехода может не соответствовать ситуации. Пешеход может идти вперед, остановиться или сдать назад после пересечения вашей полосы движения. Все это следует учитывать при приближении к пешеходам, переходящим дорогу, как на пешеходных переходах, так и вдоль проезжей части.

Оцените статью
Блог Бабника