Но, несмотря на все предписания, боксерские поединки все равно проводились, и теперь участники стали избирать из своей среды центуриона, десятого человека, которому они доверяли соблюдать все правила боя.
Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы
Как вы знаете, сейчас неделя Розового понедельника, когда существует множество различных веселых традиций. Хотя большинство из них понятны и доступны даже детям, другие со временем отошли на второй план. Сегодня по просьбе FURFUR автор журнала «Интерес» Олег Аппит вспоминает о самом главном мужском развлечении во время войны мастифов — потасовках.
Конечно, все боролись, всегда и везде. По той или иной причине. В той или иной степени. Восточные боевые искусства стали частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные бои, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но также служившие прекрасным развлечением для многочисленных зрителей, которые собирались в городе Олимпия каждые четыре года. Наши предки не отставали от них.
Правила маркиза Куинсбери», появившиеся в 1865 году и регламентирующие поведение боксеров, близко напоминали правила бокса, сформулированные в России двумя или тремя столетиями ранее.
На английском языке бокс, который существует в России, называется Russian Boxing не просто так — это действительно основное местное «боевое искусство». По сложности пугилизм находится на одном уровне с другими популярными боевыми техниками, не отягощенный излишней тонкостью приемов. Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, несправедливо находится на задворках тех, кто интересуется техникой борьбы и самообороны. Возможно, это разрыв с традицией, возможно, это тенденции, которые вывели на первый план сначала восточные виды спорта, затем капоэйру, а теперь английский бокс.
История русских кулачных боев
Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ. нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует. Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца. О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои. Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10–15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30–40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек». А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.
О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”». Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки. | «Кулачный бой» В. Васнецов |
Массовые бои делились на два типа
Название «Стено» происходит от боевого порядка, который использовался в таких столкновениях: Стороны выстраивались напротив друг друга в плотную линию, состоящую из нескольких рядов, и шли на стену противника, чтобы прорвать ее и обратить врага в бегство.
Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик. Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику.У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. “Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”». За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней — ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». Бытовали и совсем «магические» обряды — например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси.
До сих пор в Псковской области «ломание» называется «пляской горбатого», то есть медведя, сила которого должна была перейти бойцу. |
Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.