7 самых эффективных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Эффективное поведение в конфликте.

Те, кто выбирает эту стратегию поведения, в первую очередь оценивают свои личные интересы в конфликте как высокие, а интересы оппонента — как низкие. Выбор стратегии принуждения — это в конечном счете выбор: либо интересы борьбы, либо интересы отношений.

Стратегии поведения в конфликте: 5 основных

Стратегии поведения в конфликте — это план, включающий методы и средства достижения целей, поставленных участниками конфликта. От греческого stratēgia стратегия, «искусство командования армией, должность генерала, командование, полководец».

То есть «на войне как на войне». В конфликте, как и в войне, существует ряд действий, которыми пользуются противники. Заставить оппонента принять свои условия. Или найти решение, которое удовлетворит всех.

Какие стратегии поведения в конфликте? Кратко, основные по Томасу-Килманну

Наиболее важные стратегии поведения в конфликтных ситуациях соответствуют схеме 5, предложенной Кеннетом Томасом и Ральфом Килманном.

Перечислим их вкратце:

Соперничество, борьба — внимание конфликтующей стороны сосредоточено исключительно на достижении своей цели. То, что получает другая сторона, не рассматривается, это не интересно.

Избегание, по сути, означает бегство от конфликта. Их собственные интересы также не реализуются. Интересы оппонента также не принимаются во внимание.

Стратегия приспособления заключается в том, что некоторые из сторон готовы пойти на компромисс между своими интересами. Ради мира.

Компромисс — это наполовину мера, наполовину сотрудничество. То есть стороны конфликта вроде бы достигли соглашения, но никто особо не рад этому. Это происходит потому, что их цели выполняются лишь частично.

Сотрудничество — лучшая стратегия разрешения конфликтов. Для этого необходимо соглашение между вовлеченными сторонами, которое наилучшим образом удовлетворяет целям и интересам каждой из конфликтующих сторон.

Чтобы лучше понять стратегии поведения в конфликте, давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Стратегия поведения в конфликте Соперничество и борьба

Стратегия поведения в конфликте Соперничество и борьба

Соперничество — это ситуация (иногда очень жесткой) конкуренции между двумя людьми или группами за одну и ту же цель или приз.

Следовательно, соперничество как стратегия поведения в конфликте — это набор личных установок, методов и способов достижения своих целей. Которые имеют малое отношение (или вообще не имеют) к интересам другой стороны.

Состязательность как личная стратегия поведения в конфликте выглядит следующим образом:

  Как не бояться ужастиков: три простых совета. Как перестать бояться хорроров.

Когда два человека или две группы конкурируют между собой, они могут вести себя так, чтобы нанести вред или притеснить другую сторону. Получение преимущества.

Такое поведение может варьироваться от небольших действий, таких как уничижительные замечания, попытка убрать кого-то с дороги. до более серьезных действий, таких как насилие, саботаж, уничтожение оборудования или распространение слухов.

Что делают стороны в соперничестве? Какое поведение, какие действия они предпринимают:

В соперничестве каждая сторона обычно старается превзойти другую в чем-то.

Они могут пытаться превзойти другую сторону, добиться большего, чем другая сторона. Или они могут недооценивать его или ее, чтобы почувствовать себя лучше.

Это может привести к спирали негативного поведения, поскольку каждая сторона неустанно пытается победить другую.

Какой конфликт обычно приводит к поведенческим конфликтным стратегиям соперничества:

Результатом соперничества часто является то, что обе стороны оказываются в худшем положении, чем раньше.

Соперничество может испортить отношения и привести к снижению производительности труда. Каждая сторона больше сосредоточена на победе над другой, чем на достижении собственных целей.

В некоторых случаях соперничество может даже перерасти в насилие.

Примеры конфликтной стратегии Соперничество

Несомненно, соперничество и конфликты сыграли важную роль в формировании истории. Некоторые из самых известных примеров конфликтов соперничества можно найти в учебниках истории.

Ниже приведена лишь небольшая подборка самых известных исторических соперничеств:

Пелопоннесская война: Эта война произошла между Афинами и Спартой, двумя самыми могущественными городами-государствами Древней Греции. Конфликт начался в 431 году до н.э. и продолжался 27 лет.

Понтийские войны: Эти войны происходили между Римом и Карфагеном, двумя крупнейшими средиземноморскими державами, с 264 до н.э. по 146 до н.э. и привели к полному разрушению Карфагена.

Столетняя война: Эта война велась между Англией и Францией с 1337 по 1453 год. Это была одна из самых продолжительных и жестоких войн в истории Европы.

Соперничество

Это стратегия тех, для кого существуют только собственные интересы и кто преследует их, даже если при этом страдают интересы противника. Он убежден, что решение конфликта возможно только в виде победы одной стороны и поражения другой. Поэтому они будут идти на насилие и выходить из положения всеми средствами. Здесь нет места для морали, и побеждает тот, кто не склонен думать.

Те, кто выбирает соперничество, жестко контролируют действия оппонента, намеренно оказывают на него давление, не стесняются обманывать и блефовать, провоцируют оппонента на поспешные действия и неверные решения, не вступают в конструктивный диалог из-за своей самоуверенности.

  Депрессия - возрастная лень или тяжёлая болезнь? Как не сойти сума.

Такая стратегия, конечно, может привести к победе в противостоянии, но это будет пиррова победа, если ожидается, что стороны будут продолжать взаимодействовать. В отношениях с родственниками, друзьями, знакомыми и коллегами соперничество недопустимо, поскольку эти отношения основаны на взаимных уступках и уважении интересов всех, и поражение одного в конечном итоге приводит к поражению предполагаемого победителя. Поэтому, если у вас возник конфликт с близким человеком, не стоит использовать стратегию соперничества.

Приспособление

Такой подход предпочитает неуверенный в себе человек с низкой самооценкой. Он не пытается отстаивать их интересы и, постоянно идя на уступки, сдает все позиции. Для оппортуниста главное — избежать конфронтации.

Оппортунист соглашается со всеми требованиями другой стороны, пассивен, не оказывает сопротивления и льстит другой стороне. И хотя умиротворитель достиг своей цели — конфликт улажен, мир восстановлен, — он все еще немного конфронтационен, и отношения между сторонами нарушены. Поэтому, если вы заинтересованы в эмоциональных и других контактах с оппонентом, не позволяйте ему загнать вас в угол.

Однако иногда такая стратегия приемлема. Если причина конфликта не важна ни для одной из сторон и главное — сохранить конструктивные отношения, лучше урегулировать спор, даже если это означает пойти на уступки. В этом случае тот, кто кажется проигравшим, на самом деле является победителем — он просто не знает об этом.

Избегание

Эту стратегию можно сравнить со «стратегией» страуса: Голову в песок — и нет ни проблем, ни конфликтов, ни необходимости их решать. Такой «стратег» не заботится ни о своих интересах, ни об интересах других.

Избегающий избегает контакта с оппонентом, не принимает от него никакой информации, отрицает существование конфликта, не решается принимать решения и боится нанести ответный удар.

Однако такое поведение может считаться рациональным, если причина конфликта незначительна или если нет намерения продолжать отношения с другой стороной. Однако, если вы намерены продолжать поддерживать контакт с оппонентом, отступать от решения непродуктивно. Нельзя разрешить спор, избегая прямого обсуждения и уклоняясь от ответственности. Это только усугубит ситуацию и приведет к срыву в будущем.

Конфликт на работе — как себя вести

Когда на рабочем месте возникают разногласия, выбор стратегии зависит от ситуации и вашей позиции. При авторитарном руководстве, которое отдает приказы подчиненным и подавляет их, выбор стратегии подчиненным может привести к выговору или увольнению.

  Как научиться любить себя и почему это важно: советы психологов. Нужно ли любить себя.

Если возникли разногласия и конфликт обостряется, не спорьте, не позволяйте эмоциям взять верх над вами и не бросайте вызов. Старайтесь контролировать свои эмоции и сохранять равновесие.

Какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях самая эффективная

Если вы теряете контроль над своими эмоциями, следуйте правилам поведения в конфликте:

  1. Говорите спокойно, не повышайте голос.
  2. Выясните причину разногласий, позицию и цели оппонентов.
  3. При беспричинном оскорблении-игнорируйте.
  4. При определении причины ищите компромисс. Если он невозможен, идите на уступки.
  5. Если оппонент не способен отстоять свое мнение и вступить в спор, то стоит отложить выяснение отношений.

Можно ли избежать конфликтной ситуации

Правильному разрешению конфликтов и контролю над своими эмоциями можно научиться. Избежать конфликта можно, если один из оппонентов не хочет быть вовлеченным в конфликт.

Какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях самая эффективная

  1. Перед высказыванием мнения не торопитесь и ответьте себе: ”Из-за чего произошел спор? Нужно ли вам это? Что потеряете, если уступите в споре?”;
  2. Ответ должен быть кратким, размеренным. Такой ответ понижает градус накала. А у вас нет возможности наговорить лишнее.
  3. Не провоцируйте ненужными фразами и шутками. Не цепляйте человека, если он не в настроении. Пообщаться с коллегами лучше после обеда, утром все более напряжены.
  4. Контролируйте свою переписку в мессенджерах и соцсетях во избежание провокации. Недобросовестные люди могут использовать ее против вас.
  5. С людьми, часто инициирующими конфликтные ситуации, постарайтесь не общаться или сделать общение минимальным. Не встречайтесь с ними в нерабочее время, не отдыхайте с ними в компаниях.

Выбор стратегии

Существует несколько факторов, влияющих на выбор стратегии:

  1. Суть конфликта — при назревающей ссоре задайтесь вопросом: а настолько ли вам важно вступить в спор и договариваться по данному вопросу. Может лучше его избежать.
  2. Заинтересованность сторон — если возникший вопрос важен для вас и его необходимо обсудить, то нужно уточнить, а готов ли оппонент к обсуждению. Если для него так же важен данный вопрос, то выбирается сотрудничество или компромисс.
  3. Значимость отношений с оппонентом — при выборе стратегии определитесь в необходимости сохранения отношений с противоположной стороной. Если их сохранить необходимо, то выбирайте из:
  • сотрудничества,
  • компромисса,
  • приспособления.
  1. Если наиболее важно отстоять свою точку зрения, то выберите соперничество.
  2. Собственный психологический настрой — при отсутствии желания и моральных сил наиболее подходящими стратегиями станут приспособление или уклонение.
Оцените статью
Блог Бабника