2. экстраверсия-интроверсия. Человек, который активно взаимодействует с другими людьми, имеет менее богатый внутренний мир, чем человек, который активно посвящает всю свою энергию саморазвитию и сохранению своей целостности.
Внутренний мир человека
Термин «внутренний мир» часто используется в повседневной жизни, хотя каждый связывает с ним свой смысл. Для одних это синоним души, для других — самосознания, для третьих — проявления индивидуальности каждого человека. Интуитивно почти все люди понимают, что это такое, но мало кто может дать четкое определение.
В прошлом психология различала внешний и внутренний мир. К последним относится все, что связано с психическими процессами и психическими явлениями.
Термин «внутренний мир» до сих пор часто используется многими психологами как синоним термина «душа».
Внимание. Если преподаватель обнаружит плагиат в вашей работе, вам не избежать значительных проблем (вплоть до отчисления). Если вы не можете написать работу самостоятельно, закажите ее здесь.
В настоящее время такое различие не проводится, и под внутренним миром понимается вся сфера индивидуальной жизни, включающая результаты внешнего и внутреннего опыта.
Внутренний мир — это явление, которое отражает субъективное восприятие человеком действительности и является ядром его личности.
Иногда под его сущностью понимают всю сознательную духовную жизнь человека, но это упрощенный подход, поскольку в его функционировании большую роль играют и бессознательные процессы.
Все процессы во внутреннем мире происходят одновременно на сознательном и бессознательном уровнях.
Свойства внутреннего мира:
- Уникальность. Несмотря на существование определенных закономерностей, все люди отличаются в своем субъективном отражении реальности и имеют свою индивидуальность. Отличия проявляются в способах реагирования, интенсивности эмоциональных переживаний и т.д.
- Функциональность и оперативность. Развитие внутреннего мира происходит через взаимодействие с окружающим миром. В процессе жизнедеятельности человек реализует ряд определенных функций через оперативные действия.
- Системность. Внутренний мир состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. При этом изменение одного из элементов влияет на всю систему в целом. Трудно определить, какие из компонентов являются первичными, а какие вторичными, настолько тесно они переплетены между собой. Свойство системности проявляется также в стремлении к стабильности и способности к саморегуляции.
- Субъективность. Каждый человек воспринимает мир через своеобразную призму «фильтров». В соответствии с этим одни и те же события все люди воспринимают по-разному, придавая им уникальную эмоциональную окрашенность и индивидуальное интеллектуальное осмысление.
- Динамичность. Внутренний мир не статичен. Он непрерывно развивается на протяжении всей жизни от прошлого к будущему через настоящее. В идеальном варианте — это непрерывная эволюция через саморазвитие. На практике существует и обратная ситуация — деградация и обеднение внутреннего мира.
Примеры из жизни
Ученые пытаются понять закономерности, по которым функционирует внутренний мир, но его развитие трудно предсказать.
Однояйцевые близнецы, например, имеют абсолютно одинаковые гены, но часто различаются как по характеру, так и по степени самореализации в жизни.
Также невозможно предсказать, как социальная среда повлияет на развитие внутреннего мира. В семье алкоголиков может родиться добрый и сострадательный ребенок, хотя все прогнозы предсказывают, что он будет склонен к антисоциальному поведению.
Отец Федора Михайловича Достоевского был жестоким и авторитарным человеком, впавшим в алкоголизм. Детство будущего великого писателя было трудным и безрадостным. В то же время он сумел передать в своих книгах любовь и сострадание ко всему человечеству.
Учителя часто сталкиваются с тем, что результат педагогического воздействия трудно предсказать. Хотя существуют определенные закономерности, одно и то же слово или действие учителя воспринимается учениками по-разному. Одного хулигана похвала и откровенный разговор воодушевляют, и он пытается изменить свое поведение, а другой воспринимает это как признак слабости и ведет себя еще хуже.
Многие люди могут вспомнить случайные слова своего учителя, которые повлияли на их дальнейшее обучение или даже на выбор профессии.
Например, педагог хвалит девочку на вечернем представлении и говорит: «Хорошая идея: какая у нас артистка!». Это произвело такое сильное впечатление на девочку, что она выросла с верой в то, что у нее большой художественный талант. Повзрослев, она поступила в актерский институт и действительно стала талантливой актрисой.
В данном примере объединились несколько факторов: ее доверие к учителю, ее решимость, ее художественные способности и трудолюбие. Однако дальнейшая история могла бы быть совсем другой, если бы девочка не работала над собой и использовала похвалу учителя как предлог для того, чтобы навязать себя окружающим.
Другим примером неоднозначности воздействия на внутренний мир являются чрезвычайные происшествия. Некоторые люди после этого впадают в депрессию, другие меняют свой взгляд на вещи и пытаются достичь всего того, что раньше не могли себе позволить.
После того как молодой человек чудом выжил в авиакатастрофе, он полностью изменил свою жизнь. Он бросил скучную офисную работу и стал профессиональным фотографом и путешественником.
Мы можем снова и снова видеть примеры проявления внутреннего мира людей в повседневной жизни, и иногда они нас удивляют. Чаще всего это происходит потому, что внутренний мир человека не соответствует социальной маске, которую он носит.
Пример: человек попадает в аварию, но на помощь ему приходит не улыбчивый, разговорчивый родственник, а сварливый сосед, который до аварии казался антисоциальным и неспособным к сопереживанию.
Как в эмоциях проявляется внутренний мир человека
Эмоции — важная часть внутреннего мира. Они являются реакцией на события или явления.
Эмоции — это психические процессы, с помощью которых человек субъективно оценивает и переживает различные ситуации.
Ощущения, эмоции, настроения и эффекты различаются в зависимости от интенсивности и продолжительности переживания. Эмоции характеризуются большей глубиной и устойчивостью. Влияние — это кратковременный, насильственный опыт. Настроение — это эмоциональное фоновое состояние для текущих психических процессов.
Единой классификации эмоций не существует. Некоторые ученые различают базовый набор и разнообразие эмоций, другие считают, что люди конструируют неограниченное количество эмоций, исходя из собственных способностей и потребностей.
Базовый набор эмоций — это основные эмоции, которые характеризуют всех людей, независимо от их культурного и социального опыта.
Ученые по-разному определяют базовый набор эмоций. Примеры приведены в таблице.
Различные эмоции возникают в зависимости от менталитета, культурных, социальных и других характеристик.
Примерами переменных эмоций являются застенчивость, стыд, раздражение, благоговение.
- Сигнальная — сигнализируют о состоянии человека и его потребностях.
- Побудительная — выступают источниками активности.
- Регулирующая — определяют направление деятельности и регулируют ее.
- Оценочная — оценивают значимость предметов и ситуаций.
- Коммуникативная — играют большую роль в общении.
Через эмоции можно понять, что происходит внутри человека, каково его физическое и психическое состояние. С одной стороны, эмоции являются отражением внутреннего мира, с другой — оказывают на него непосредственное влияние. Важной предпосылкой для возникновения эмоций является наличие потребностей. Когда потребности не удовлетворяются, возникают негативные эмоции.
Например, если потребность в безопасности не удовлетворена, возникает чувство страха.
Положительные эмоции возникают в результате удовлетворения потребностей — от материальных до духовных.
Например, признание профессиональной значимости вызывает чувство радости, поскольку удовлетворяет потребность в самоактуализации.