Совесть: что это такое, примеры проявления, отличия от стыда. Что значит иметь чистую совесть.

Но как быть с грешным человеком, который осквернил свою совесть? Проклят ли он навеки? К счастью, нет! Великое преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и средства для полного очищения совести.

Совесть: что это такое, примеры проявления, отличия от стыда

Труд

Совесть — это чувство моральной ответственности за свое поведение по отношению к себе и другим. С точки зрения психологии, совесть — это когнитивный процесс, в ходе которого человек оценивает свои действия и чувствует вину, если эти действия противоречат его моральным ценностям. Она служит «навигатором», который помогает человеку принимать правильные решения в любой ситуации.

Слово «совесть» происходит из старославянского языка (оригинальное написание — «svesh») и состоит из двух частей: приставки «со», которая означает нечто общее, и слова «вести» («знание» или «сознание»). То есть, речь идет о сознательном участии или осознании важности своих действий для общества. Современные филологи считают это слово производным от греческого слова συνείδησις (деривация — заимствование не самого слова, а способа его образования).

Примеры проявления совести

Сознание — это сложный психологический феномен, который принимает множество различных форм. Чаще всего это проявляется в виде:

  • корректирующий фактор, заставляющий менять своё поведение в соответствии с представлениями о морали и нравственности;
  • побуждающий фактор, заставляющий человека целенаправленно предпринимать действия, соответствующие его идеалам;
  • запрещающий фактор, не позволяющий совершать плохие поступки, за которые будет стыдно перед окружающими или самим собой;
  • оценочный фактор, заставляющий нас оценивать каждый совершённый поступок и оказывающий соответствующее влияние на психоэмоциональное состояние.

Сознание не позволяет человеку игнорировать существование выбора. Когда появляется возможность сделать (или воздержаться) что-то, что влияет на благополучие других, сознание направляет наше внимание на этот выбор, не позволяя ему остаться незамеченным. Более того, сознание постоянно оценивает моральность наших мыслей, заставляя нас чувствовать себя виноватыми, даже если эти мысли не приводят к плохим поступкам.

Совесть в понимании Фрейда

Зигмунд Фрейд посвятил большую часть своей научной карьеры изучению сознания. Об этом он писал в основном в книгах «Я и Я» и «Недовольство цивилизацией». Он отметил, что сознание формируется в детстве и находится под влиянием как врожденных факторов, так и жизненного опыта. В своих работах Фрейд определял сознание как внутреннее восприятие неприемлемости определенных желаний.

С точки зрения Фрейда, формирование сознания связано с психосексуальным развитием. Маленький ребенок ничего не знает о морали, этике, справедливости, эстетике и других категориях, определяющих сознание. Его можно назвать аморальным, потому что он еще не умеет сдерживать свои желания и не понимает, почему некоторые поступки плохи. Поэтому родители играют роль совести ребенка, наказывая и поощряя его, подсказывая ему, какое поведение желательно.

Позже влияние родителей и наставников ослабевает, и частично сформировавшаяся совесть начинает действовать как ограничитель. Фрейд предложил инстанцию (он назвал ее «суперэго»), которая налагает определенные внутренние запреты и требования и играет роль морально-этического ограничителя. В то же время он считал, что родительский авторитет является основой молодого сознания.

Согласно Фрейду, сознание — это внутренний цензор, который предъявляет к человеку строгие требования. Этот «цензор» не в состоянии полностью предотвратить нежелательные действия, но подвергает человека мучительным рассуждениям, чтобы наказать его за плохие поступки. Тогда человек предпочтет прислушаться к своей совести, зная, какие последствия его ожидают, если он этого не сделает.

Таким образом, Фрейд приписывает сознанию двойственную природу. С одной стороны, это добродетель, которая дает человеку моральный и этический самоконтроль. С другой стороны, это суровый внутренний критик, который может подвергнуть человека чрезмерному моральному наказанию и даже вызвать психические расстройства.

Что такое совесть?

Совесть — это своего рода психический инстинкт, который различает добро и зло быстрее и четче, чем разум. Те, кто следует голосу совести, не пожалеют о своих поступках.

В Священном Писании совесть также называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос сравнивает совесть с «глазом», через который человек видит свое нравственное состояние (Матфея 6:22). Господь также сравнил совесть с «противником», с которым человек должен примириться, прежде чем предстать перед судьей (Матфея 5:25). Последняя характеристика указывает на характерную особенность совести: она противостоит нашим злым поступкам и намерениям.

Наш личный опыт также убеждает нас в том, что этот внутренний голос, который мы называем сознанием, находится вне нашего контроля и выражает себя напрямую, независимо от нашего желания. Как мы не можем убедить себя, что мы сыты, когда голодны, или отдохнули, когда устали, так и мы не можем убедить себя, что поступили правильно, когда наша совесть говорит нам, что мы поступили неправильно.

Совесть в Священном Писании

Воля Божья становится известна человеку двумя путями: во-первых, через его внутреннюю сущность, а во-вторых, через откровения или заповеди, переданные Богом и воплощенным Господом Иисусом Христом и записанные пророками и апостолами. Первый способ передачи воли Бога называется внутренним или естественным, второй — внешним или сверхъестественным. Первая — психологическая, вторая — историческая.

То, что существует внутренний или естественный нравственный закон, ясно показывает апостол Павел, когда говорит: «Если язычники, не имеющие закона, поступают законно по природе, то они не имеют своего закона, ибо показывают, что дело закона написано у них в сердцах» (Римлянам 2:14-15). И на основе закона, написанного в их сердцах, они сформировались среди языческих народов и написали законы, чтобы управлять их общественной жизнью и привить нравственную свободу каждому человеку. Хотя эти мораль и законы не были совершенными, без них все было бы еще хуже, потому что в человеческом обществе установилось бы абсолютное беззаконие и коррупция. За отсутствие заботы люди падают, как листья, говорит мудрый человек (Притчи 11:14).

Присутствие в человеке естественного закона нравственности выражается в каждом человеке через его сознание. Сказав о действии закона, написанного в природе язычников, апостол добавляет, что об этом свидетельствует их совесть (Рим 2:15). Совесть имеет свою основу во всех трех известных психических способностях: Знание, чувство и желание. Само слово совесть (от знать) и распространенные выражения: совесть говорит, совесть исповедует или совесть отвергает, указывают на то, что совесть содержит элемент знания. Более того, чувства радости или печали, покоя или недовольства, страха в сознании делают сознание сравнимым с эмоциями. Наконец, мы говорим: Совесть мешает мне сделать это, или совесть заставляет меня сделать то; поэтому мы включаем совесть в волю. Сознание, таким образом, — это «голос» (как его обычно выражают), возникающий в результате особого сочетания всех трех психических сил. Она вытекает из отношения человеческого самосознания к самоопределению и деятельности.

Сознание так же важно для деятельности, как ум для мышления. Или как чувство рифмы, метра и т.д., которое является врожденным для человека, для поэзии, музыки и т.д. Поэтому сознание — это нечто изначальное, присущее человеку, а не что-то производное, навязанное. Она всегда свидетельствует о божественности человека и необходимости послушания Божьим заповедям. Когда Ева была искушена в раю, ее совесть сразу же явилась, чтобы защитить ее и указать ей на недопустимость нарушения Божьей заповеди. сказал Еве: Мы можем есть плоды деревьев сада, но о плодах дерева, которое посреди сада, сказал Бог: не ешь от него и не прикасайся к нему, чтобы не умереть (Бытие 3:2-3). Поэтому древние говорили о сознании: est Deus in nobis, то есть в сознании мы ощущаем не только человеческую сторону, но и высшую человеческую или божественную сторону. И, согласно мудрецу Сираху, Бог устремляет свой взор на сердца людей (Сирах 17:7). В этом суть несокрушимой силы и величия сознания по отношению к человеческим намерениям и действиям. С совестью нельзя торговаться, договариваться или вести переговоры: Совесть неподкупна. Чтобы выслушать решение совести, не нужно размышлять и рассуждать; она говорит прямо. Как только человек думает о том, чтобы сделать что-то неправильное, его совесть выходит вперед, предупреждает и угрожает ему. После того как он совершил что-то плохое, его совесть будет наказывать и мучить его. Не зря говорят, что не совесть управляет человеком, а человек совестью. Человек зависит от своей совести.

  Игры для компании без всего: 15 идей. Игры для компании без всего.

Природа совести

Совесть — всеобщий нравственный закон

Существование совести является свидетельством того, что Библия говорит, что Бог написал свой образ и подобие в душе человека в самом начале его существования (Быт 1:26). Поэтому совесть допустимо называть голосом Бога в человеке. Поскольку это нравственный закон, записанный непосредственно в сердце человека, он действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, образования и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие обычаи и традиции умерших племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не найдено ни одной дикой расы, которой были бы чужды эти или другие представления о моральном добре и зле. Более того, многие расы не только почитают добро и отвращают зло, но и в большинстве своем сходятся во взглядах на природу того и другого. Многие, даже дикие расы, стоят так же высоко в своих представлениях о добре и зле, как и более высокоразвитые и культурные народы. Даже те расы, которые возводят в степень добродетели то, что не одобряется преобладающим мнением, в других аспектах моральных представлений находятся в полном согласии с представлениями всех людей.

Апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам подробно пишет о действии внутреннего нравственного закона в человеке. Апостол жалуется, что иудеи, знающие писаный божественный закон, часто нарушают его, в то время как язычники, «не имеющие (писаного) закона, по природе своей поступают законно…». Они показывают (этим), что дело закона написано в сердцах их, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, иногда обвиняя, иногда оправдывая друг друга» (Римлянам 2:15). Здесь апостол Павел также объясняет, как этот закон записан в их совести. Павел объясняет, как этот закон совести одновременно вознаграждает и наказывает людей. Таким образом, каждый человек, будь то еврей или язычник, испытывает мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, наоборот, когда делает зло, страх, печаль и уныние. Более того, когда язычники делают зло или предаются разврату, они тоже знают по своим внутренним ощущениям, что эти поступки будут наказаны Богом (Римлянам 1:32). На грядущем Страшном суде Бог будет судить людей не только на основании их веры, но и на основании свидетельства их совести. Поэтому, как учит апостол Павел, язычники также могут быть спасены, если их совесть свидетельствует об их хорошей жизни перед Богом.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был испорчен грехом, ему не нужен был бы писаный закон. Его совесть могла верно направлять все его действия. Необходимость в писаном законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный своими страстями, уже не мог ясно слышать голос своей совести. Но, по сути, и писаный закон, и внутренний закон совести говорят одно и то же: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфея 7:12).

В повседневном общении с людьми мы бессознательно доверяем своей совести больше, чем писаным законам и правилам. Ведь невозможно преследовать каждое преступление, а иногда закон несправедливых судей «как жезл: куда ни повернешься, оттуда и выходит». Совесть содержит в себе вечный и неизменный закон Божий. Поэтому нормальные человеческие отношения возможны только в том случае, если люди не потеряли совесть.

О хранении чистоты совести

«Прежде всего охраняй сердце твое, ибо из него исходит жизнь» (Притчи 4:23): Этими словами Библия призывает человека сохранять свою нравственную чистоту.

В литературных произведениях

Сильные аргументы для эссе о совести можно найти в рассказах о литературных произведениях, затрагивающих эту нравственную тему.

Проблемы достоинства очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных авторов.

Некоторые примеры совести в литературе:

Родион Раскольников долго испытывает муки совестиПьер Безухов и ДолоховПечорин играл чувствами юной княжны МериНедоросль. Госпожа Простакова

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
  3. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
  6. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
  7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
  8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
  9. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных.
  10. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
  11. И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
  12. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
  13. М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
  14. В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
  15. М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.
  Сведения по ядерной физике. Проникающая способность и защита. Проникающая способность альфа частиц.

Сочинение Что такое честность?

Честность — одно из самых важных качеств человека. Это способность всегда признавать свои ошибки и быть честным в любой ситуации.

Читайте также.

Всех с детства учат, что лгать плохо. Но со временем мы забываем об этом, потому что если мы лжем, то однажды продолжим это делать. Утаивание, приукрашивание и, следовательно, ложь — обычное явление в нашей повседневной жизни. Мы считаем, что так нам будет проще и легче. Но все секреты в конечном итоге становятся видимыми для всех через определенную ложь.

Нужно уметь честно выражать свои мысли, и только так можно решить ту или иную ситуацию. Честный человек всегда внушает доверие своим ближним. Ведь они не видят в нем никаких отрицательных качеств, только доброту и честность. Вы можете положиться на такого человека и хорошо провести с ним время. Вы знаете, что он никогда не будет говорить о вас и ничего не скажет за вашей спиной. Таких людей очень мало, и это большое счастье иметь такого друга. Я думаю, что ложь вредна в первую очередь для вас. Обманув любимого человека или даже простого друга, вы будете чувствовать себя морально опущенным. Ты не сможешь запомнить всю свою ложь и однажды скажешь, что она ложна. Возможно, вам будет стыдно, и вы захотите все исправить и вернуть назад, но люди перестанут вам доверять. Вы потеряете самое ценное, но только некоторые недосказанности и секреты. И очень трудно вернуть доверие людей. Как только они поймают вас на лжи, этого будет достаточно, чтобы они прекратили с вами общаться.

Самое главное в мужчине — это честность, когда ты ему доверяешь и он может быть самим собой. Честные люди очень ценны в нашем сером мире, не становитесь одним из тех подлых и эгоистичных людей, которые забыли свои моральные ценности. Я уважаю честных людей и стараюсь быть честным и добрым. Но это не так просто, как кажется со стороны, это требует много сил и нервов, которых часто не хватает. Постарайтесь сделать этот мир немного более дружелюбным и честным.

Пример сочинения

S. Толковый словарь И. Ожегова дает такое определение совести: это чувство моральной ответственности за свое поведение перед ближними и обществом.

Ведь еще Ф. М. Достоевский говорил, что совесть — это действие Бога в душе человека. Это действительно так: она сохраняет чистоту души человека и свет в его сердце.

С детства совесть показывает нам, что такое «хорошо» и что такое «плохо». У каждого человека есть тот, который сопровождает его всю жизнь. Но не все прислушиваются к нему, многие предпочитают игнорировать его голос, пытаются торговаться с ним, находят лазейки в своей душе, чтобы поступить неправильно. Это типично для людей, не получивших достаточного образования. Если родители в детстве объяснят человеку, что самое главное — прислушиваться к голосу совести, он вырастет честным и справедливым, если нет — безжалостным и эгоистичным.

Совесть человека

Но даже у самого злого человека есть совесть. Именно совесть мучает и грызет душу, не дает спать по ночам, заставляет думать о совершенных ошибках, анализировать свои поступки и повторять их в памяти. Это состояние можно описать так, как будто на душе лежит тяжелый камень. Поэтому человек, который не совершает плохих поступков, чувствует себя легко и свободно.

Однако нужно понимать, что в мире нет идеальных людей и что иногда в жизни случаются такие истории, когда просто невозможно не совершить неподобающий поступок. В таком случае не следует винить себя за свои поступки до конца своих дней.

Но чтобы не стать нечестным человеком, лучше прислушаться к своему внутреннему чувству, извиниться перед людьми, перед которыми виноват, и покаяться — тогда бремя спадет с души.

В литературных произведениях

Сильные аргументы для эссе о совести можно найти в рассказах о литературных произведениях, затрагивающих эту нравственную тему.

Проблемы достоинства очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных авторов.

Некоторые примеры совести в литературе:

Родион Раскольников долго испытывает муки совести

Пьер Безухов и Долохов

Печорин играл чувствами юной княжны Мери

Недоросль. Госпожа Простакова

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
  3. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
  6. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
  7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
  8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
  9. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных.
  10. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
  11. И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
  12. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
  13. М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
  14. В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
  15. М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.
  Недоказанные теоремы современности, за которые полагается награда. Пример который невозможно решить.

В реальной жизни

Каждый день почти каждый человек сталкивается с вопросами морали и достоинства, даже в маленьких, тривиальных вещах. Поэтому можно привести примеры совести из жизни:

Получить двойку за то, что не выучил уроки

  1. Порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому пользуется доверием у окружающих. Но, к примеру, один из учеников взял в классе ручку, не собираясь её возвращать. Он поступил нечестно.
  2. В детстве каждый мог совершить ошибку или сделать что-то, что расстроит родителей: например, случайно разбить дорогую вазу или получить двойку за то, что не выучил уроки. В такие моменты возникает выбор: признаться в этом, но получить наказание, или промолчать. Лучше всего рассказать обо всём, ничего не утаивая, и тогда на душе будет легко.
  3. Совестливый человек никогда не оставит в беде того, кто нуждается в помощи. Зимой можно помогать бездомным животным, которые страдают от холода, кормить их, ухаживать за ними. Такое проявление доброты наполнит сердце счастьем. Нельзя проходить мимо чужой беды: наверное, почти каждый сталкивался с такой ситуацией, когда нужно было перевести бабушку через дорогу или уступить место в транспорте женщине с тяжёлыми сумками. Поступить так — значит, совершить благородный поступок.

Из этого можно сделать вывод, что совесть играет очень важную роль в жизни человека и что жить по чести и справедливости — это тоже искусство.

Оцените статью
Блог Бабника