Сдавали задним ходом – произошло ДТП: кто виноват и что грозит. Дтп при движении задним ходом.

18. судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источник повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от вины владельца.

Сдавали задним ходом – произошло ДТП: кто виноват и что грозит?

Сдавали задом – ДТП

Автомобилистам часто приходится двигаться задним ходом, например, при выезде с парковочного места, повороте на узкой дороге, парковке и т.д. В основном это происходит в местах, где движение задним ходом не запрещено, но бывают случаи, когда автомобилисты нарушают правила при выполнении этого маневра. В этой статье мы расскажем, кто виновен в том или ином правонарушении по законам, действующим в 2023 году, и что их ждет.

Что делать в первую очередь при такой аварии?

Как и при любой другой аварии, водитель должен в первую очередь соблюдать правила Дорожного кодекса, особенно пункты 2.5-2.6.1.

  1. прекратить движение задним ходом и остановиться (не трогать с места ТС),
  2. включить аварийку и выставить знак,
  3. не перемещать осколки машины, какие-то другие предметы,
  4. если машина мешает проезду, то освободить проезд, предварительно всё зафиксировав на фото/видео.

Не забывайте о свидетелях происшествия. Лучше искать их сразу в одном месте, пока они не разбросаны по ящикам.

И конечно же нужно оформить само ДТП, если ущерб был нанесен только автомобилям, не более двух, водители застраховали ОСАГО ответственность, все чистые и все условия устраивают — тогда европротокол. Однако следует учитывать ограничения Европротокола. В случае серьезных повреждений лучше обратиться в дорожную полицию.

Что делать при аварии в обратном направлении - инструкция

Что грозит за ДТП при движении задом?

Обычно ответственность за само правонарушение гораздо меньше, чем причиненный ущерб, и водитель, виновный в аварии, может просто не «понять» размер штрафа, если таковой имеется. Но кто обычно виноват и будет ли наложен даже самый маленький штраф или нет?

Кто обычно бывает виноват?

Раздел 8.12 Кодекса дорожного движения сформулирован таким образом, что виновником аварии обычно является человек, двигающийся задним ходом. В конце концов, движение задним ходом разрешено только в том случае, если оно безопасно и не мешает другим.

В большинстве случаев регулировщик приписывает нарушение раздела 8.12 лицу, совершившему этот маневр. Однако в судебной практике есть много дел, которые были успешно оспорены.

Какой штраф?

Чтобы получить штраф за движение задним ходом, нужно, так сказать, приложить усилия.

  • Дело в том, что в общем случае за такой манёвр нет никакого штрафа и наказания – просто в действующем КоАП РФ нет санкции за данное нарушение, и водителю ничего не грозит.
  • Но чтобы водителю выписали постановление, он должен ехать задним ходом в том месте, где такой манёвр запрещен. В таком случае ему грозит ответственность по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ в виде штрафа в 500 рублей.
  • Нет, ну можно, конечно, нарушить и на 2 500 рублей, но для этого надо ехать задним ходом на автомагистрали. Тогда привлекать будут по другой статье КоАП, а именно по части 3 статьи 12.11.

Кто виноват, если выписали определение, а не постановление со штрафом?

Если автомобилист не оштрафован за движение задним ходом, сотрудник дорожной полиции принимает решение об отказе в возбуждении дела о правонарушении. Но одно дело — быть оштрафованным, а другое — быть виновным в аварии.

Стоит отметить, что, к ужасу многих, сотрудники дорожной полиции вообще не определяют вину в ДТП, а лишь указывают на нарушение правил дорожного движения одним из водителей и в случае необходимости привлекают его к ответственности. Вину за аварию может, например, определить страховщик и, конечно, суд.

Поэтому, если у вас есть копия протокола о наезде сзади на водителя, который вас сбил, вам не стоит слишком беспокоиться.

Спор с виновником ДТП

ДТП с наездом на пешехода задним ходом – что делать в первую очередь?

Аварии с участием автомобиля и пешехода в некоторых отношениях отличаются от аварий, в которых сталкиваются только транспортные средства.

Так что если для машин можно ограничиться версией европолиса, то для наезда на препятствие этот вариант не подойдет. Дело в том, что упрощенная процедура требует соблюдения требований статьи 11.1 Закона об ответственности владельцев транспортных средств — но поскольку один из участников ДТП является пешеходом и также не имеет страховки на транспортное средство, европолис не может быть выдан. Единственным правильным действием в таком случае будет расследование ДТП с помощью инспекторов Управления автомобильного транспорта (ГИБДД).

Обязанности водителя после аварии подробно описаны в пунктах 2.5 — 2.6.1 Правил дорожного движения — и вы обязаны сделать это в первую очередь:

  1. Почувствовав удар, сразу остановиться и никуда не уезжать,
  2. Выйдите из машины и осмотрите место происшествия,
  3. Включите «аварийку» и выставьте знак аварийной остановки,
  4. Окажите сбитому пешеходу первую помощь в рамках своих знаний и умений. Если дело происходит где-нибудь на трассе или в безлюдном месте вдали от города, а пострадавший нуждается в срочной медицинской помощи – закон позволяет отвезти раненого на своей машине до ближайшей больницы.
  5. Позвонить по номеру 102 и сообщить о наезде на пешехода. Желательно записать разговор с дежурным, чтобы у вас было доказательство обращения в полицию.
  6. В ожидании экипажа ДПС поищите очевидцев происшествия – расспросите их о том, что они видели, где был пешеход, куда он направлялся, стоял на месте, шёл или бежал. Обменяйтесь с очевидцами контактными данными, в идеале – попросите их вместе с вами дождаться приезда полиции,
  7. Осмотритесь, есть ли на месте инцидента камеры, захватывают ли они место наезда – если да, нужно будет ходатайствовать перед ведущим дело инспектором о том, чтобы он изъял видеозаписи и изучил их.
  8. По приезду ГИБДД дайте им свои объяснения, укажите на свидетелей, покажите запись с видеорегистратора (если он снимает задний план).
  9. Далее по процедуре вам предложат «дунуть в трубочку» и свозят на медосвидетельствование – это стандартная процедура при ДТП с наездом на пешеходов. Поэтому даже после происшествия не употребляйте алкоголь и уж тем более наркотические вещества, каким бы сильным ни был ваш стресс.
  Как правильно садиться на лошадь и езда в манеже. С какой стороны садиться на лошадь.

Но зачем нам нужны все эти манипуляции? Не проще ли договориться о компенсации ущерба со сбитым пешеходом, оплатить ему лечение и поврежденное имущество, а затем выписать квитанцию? Нет, это не так! Хотя бы потому, что закон 2023 года предусматривает единственно возможный вариант фиксации ДТП без участия сотрудников ГИБДД — по европротоколу, который не работает при ДТП с участием пешеходов!

И есть ли у вас уверенность, что жертва не ранена? Или что через неделю после аварии он не жалуется на ухудшение здоровья, на необходимость проведения МРТ, на дорогостоящую операцию и не требует возмещения морального ущерба в размере более 200 000 рублей.

Помните, что пострадавший может испытать шок после аварии. По этой причине он не обращает внимания на легкое покалывание, а через некоторое время чувствует сильную боль и обращается в больницу, где диагностируется перелом, растяжение или вывих. В то же время врачи спросят об обстоятельствах, при которых произошла травма. И если пешеход говорит правду, информация будет передана в дорожную полицию, и ваш автомобиль будет объявлен в розыск, а также будет выдан ордер на ваш арест и розыск по статье 12.27 части 2 Кодекса о правонарушениях за побег с места ДТП.

Что грозит водителю за наезд на человека в 2023 году?

Во-первых, Кодекс не предусматривает наказаний за нанесение ударов

В самом общем случае, т.е. если автомобилист не покинул место ДТП, в 2023 году он будет нести ответственность двумя способами. Первая — гражданская ответственность, которая применяется независимо от того, была ли вина водителя в наезде на пешехода при движении задним ходом. Второй вид ответственности может быть как административной, так и уголовной, в зависимости от травм, полученных пешеходом.

Статья 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит:

  • за лёгкий вред здоровью сбитого человека – штраф от 2 500 до 5 000 рублей, либо лишение водительских прав на 1 — 1,5 лет (часть 1),
  • за средний вред – штраф от 10 000 до 25 000 рублей, либо лишение прав от полутора до 2 лет (часть 2).

Однако если сбитому лицу причинен тяжкий вред здоровью, поведение водителя классифицируется как уголовная ответственность. Статья 264 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за несоблюдение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие телесные повреждения пешехода или смерть под колесами автомобиля:

И это то, что грозит виновному водителю:

  • за нанесение тяжкого вреда здоровью – от ограничения свободы до 3 лет до тюремного заключения до 2 лет + лишение права управления на срок до 3 лет (часть 1),
  • за ДТП с летальным исходом придётся отвечать по части 3,
  • если в результате наезда задним ходом погибли двое и более людей – ответственность наступает по части 5.

И это только в том случае, если нет дополнительных отягчающих обстоятельств — вождение в нетрезвом состоянии, побег с места ДТП, столкновение с человеком без прав или если водитель никогда их не получал. При наличии этих факторов уголовная ответственность отягчается по статье 264 УК РФ. У нас есть отдельная статья со всеми уголовными санкциями за несоблюдение правил дорожного движения.

Помимо вышеперечисленных санкций, инспекторы, прибывшие на место ДТП, могут наказать водителя и за другие нарушения. Например, за отсутствие ОСАГО, темную окраску, нечитаемые номерные знаки и т.д., в дополнение к категориям, предусмотренным статьей 12.24 КоАП или статьей 264 УК РФ.

Ответственность для водителя за сбитого задом пешехода

А если водитель скрылся?

Ответственность наступает по статье 12.27 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Если водитель, бросивший автомобиль, найден, ему назначается одно из двух наказаний:

  • лишение прав на срок до полутора лет,
  • административный арест до 15 суток.

КТС не предусматривает штрафа, предупреждения или других легких наказаний за оставление места ДТП в случае наезда на пешехода. Кроме того, в случае получения серьезных или смертельных травм в результате ДТП водитель несет уголовную ответственность, а не административную, как описано выше.

Кто виноват в таких ДТП?

Чаще всего «виноваты» водители.

Однако вина в ДТП определяется исключительно судом. Инспекторы не уполномочены делать такие выводы. Они лишь составляют административный протокол, чтобы определить, кто стал причиной столкновения, кто нарушил Правила дорожного движения, а кто не совершил правонарушения.

Кто виноват в таких авариях:

  • Наиболее очевидная и неприятная для водителя ситуация – наехать задним ходом на пешехода на «зебре» (хоть на регулируемом, хоть на не регулируемом переходе). В данном случае находившемуся за рулём вменят несоблюдение п. 14.2 или 14.1 ПДД соответственно, а если не пропустили слепого человека с белой тростью – пункта 14.5 Правил,
  • Если наезд произошёл при выезде из жилой зоны, находившегося за рулём привлекут за несоблюдение п. 17.3, а при ДТП во дворе пункта 17.4 Правил,
  • Вполне логично, что водителя признают виновным, если машина двигалась задним ходом в нарушение п. 8.12 ПДД и на её пути оказался пешеход – на ж/д переезде, автобусной остановке, на перекрёстке и других местах,
  • Если вы ехали задом по односторонней дороге, то такой манёвр не запрещён, на что прямо указал Верховный Суд в абзаце 5 п. 16 ППВС № 20, однако если случился въезд задним ходом под «Кирпич» (знак 3.1) – это уже образует состав правонарушения по части 3 ст. 12.16 КоАП с лишением прав до 6 месяцев или штрафом 5 000 рублей + ответственность за вред здоровью пострадавшего, конечно же.
  Блог практичного инвестора храни деньги. Блог практичного инвестора храни деньги.

Однако иногда ответственность за ДТП может быть возложена на пешехода, а не на водителя. Это случается редко и зависит от поведения конкретного человека. Например, если он намеренно прыгнул под колеса движущегося задним ходом автомобиля или если он еле держался на ногах, будучи пьяным. Однако это еще не доказано.

Правила движения задним ходом

Согласно разделу 8.12 Кодекса дорожного движения, водитель транспортного средства может двигаться задним ходом, если этот маневр не препятствует движению других транспортных средств или пешеходов.

На этом основано правило, согласно которому в случае аварии виноватым признается водитель, включивший заднюю передачу.

Однако могут быть и другие причины аварии. Например, второй автомобиль превысил скорость. В этом случае ответственность несут оба водителя.

Хорошим способом избежать такой проблемы является включение пассажиров и пешеходов в маневр в качестве наблюдателей и контролеров.

IMG_20170703_105456

Движение задним ходом и столкновение с автомобилем: что делать, куда звонить?

Что произойдет, если вас поймают пьяным за рулем, читайте здесь.

Чем грозит халатность в связи с несчастным случаем? Узнайте здесь: http://1avtourist.ru/nasha-pomoshh/nevypolnenie-ov-svyazi-s-dtp.html

Третья сторона может выполнять две простые функции:

  • Проконтролировать безопасность маневра для других транспортных средств;
  • Подать условный сигнал (жест), который оповещает о приближении другого транспортного средства в момент движения автомобиля назад.

Дорожный кодекс запрещает этот маневр в следующих местах:

  • на пересечении автодорог (перекрестках);
  • на участках автодороги, предназначенных для перехода ее пешеходами;
  • в тоннельных участках дороги;
  • на наземных конструкциях – мостах и эстакадах;
  • на месте пересечения движения железнодорожного состава (ж/д-переездах);
  • в местах, предназначенных для посадки/высадки пассажиров маршрутными транспортными средствами;
  • на автотрассах, видимость которых снижена (менее ста метров);
  • на автомагистралях.

Следует отметить, что правила дорожного движения не запрещают движение задним ходом по улицам с односторонним движением. Однако маневрирование разрешено до тех пор, пока автомобиль не попадает на вышеупомянутые «запрещенные» участки дороги.

Штраф за езду задним ходом

Нарушитель будет оштрафован, а водитель, виновный в аварии, должен будет заплатить штраф в государственную казну.

Проезд под знак «кирпич» и знак «Движение запрещено» обойдется несчастному водителю в 500 рублей. Если водитель не подчинился знаку «Движение запрещено», штраф может быть увеличен в десять раз, а права могут быть отозваны на срок до шести месяцев.

Как избежать ДТП при движении задним ходом

Вот несколько советов, которые вы можете использовать в этой ситуации:

  • Если вы видите в зеркале заднего вида автомобиль, который движется в вашу сторону задним ходом, не начинайте аналогичный маневр. Обязательно используйте звуковой сигнал. Если водитель в здравом уме и не имеет проблем со слухом и алкоголем, то услышав сигнал, остановится. Если данный способ не подействовал, то попытайтесь с помощью движения вперед избежать столкновения. Если вы включите задний ход и произойдет ДТП, то отвечать будете на равных с первостепенным виновником. Если вы все верно сделали, но ДТП произошло, то постарайтесь немедленно привлечь внимание очевидцев происшествия, показания которых впоследствии могут помочь доказать вашу правоту;
  • В противоположной ситуации (если вы сдаете назад и слышите сигнал другого автомобиля), немедленно тормозите, после чего выйдите из машины (по возможности) и оцените обстановку для продолжения маневра. Это значительно быстрее, чем дожидаться после ДТП гаишников, и дешевле, чем платить потом штраф;
  • Не пренебрегайте зеркалами заднего вида при совершении маневра;
  • Особое внимание обстановке уделите при выезде с ограниченных участков местности – со стоянок и парковок. Следите не только за ситуацией сзади, но и слева/справа. Особенно, это актуально в случае, если вы решили пропустить автомобиль, который выезжает. Здесь зеркал не хватит;
  • Если вы не спешите при подъезде на автостоянку/парковку, то совершите маневр сразу, и поставьте автомобиль лицевой частью к выезду. Когда придет время покидать стоянку, то даже переполненная парковка не станет помехой вашему отправлению домой.

Если водитель, двигавшийся задним ходом, стал причиной аварии, он будет признан виновным, что может иметь множество неприятных последствий:

  • штрафом;
  • возмещением потерпевшей стороне финансовых затрат на восстановление автомобиля;
  • лишением водительских прав на определенный срок.

Это далеко не все последствия. Если неправильный маневр причиняет вред здоровью водителя другого транспортного средства, его пассажиров, а также пешеходов, административное наказание становится уголовным.

И в этом случае не обойтись без штрафа: преступнику грозит ограничение или лишение свободы на срок, определенный статьей и судом.

ДТП при движении задним ходом

Нарушение правил движения задним ходом является отдельным правонарушением, но это не исключает его принадлежности к более широкому и сложному набору правонарушений, которые в совокупности образуют ДТП. Например, ДТП при движении задним ходом на парковочном месте или при развороте, при столкновении двух или более транспортных средств. В этом случае сотрудники дорожной полиции решают, было ли нарушено то или иное правило дорожного движения, и налагают штраф на нарушителя (не на нарушителя). Они не имеют полномочий определять вину в дорожно-транспортном происшествии и присваивать статус виновника аварии.

Поскольку в Российской Федерации действует презумпция невиновности, в соответствии с этими положениями лицо не может быть привлечено к ответственности за дорожно-транспортное происшествие, пока не будет доказано обратное (что оно является виновной стороной).

Суд всегда решает, кто виноват в аварии и какой ущерб был причинен виновником аварии. Суд принимает решение на основании изучения доказательств: видеозаписей, экспертных заключений, результатов медицинских обследований, показаний свидетелей и т.д. На практике в большинстве случаев виновником аварии является тот, кто не учел все препятствия и трудности при движении задним ходом.

Размер штрафа

Штраф за ДТП при движении задним ходом — единственная мера ответственности, предусмотренная административным регламентом, размер которой напрямую зависит от вида правил, нарушенных виновником ДТП (маневрирование, движение по автомагистрали). Так, в п.п. Так, часть 2 статьи 12.14 Закона Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее — КоАП РФ) устанавливает ответственность правонарушителя за плохое маневрирование на задней передаче в виде штрафа в размере 500 рублей. Если это деяние совершено лицом, виновным в аварии на автомагистрали, штраф увеличивается до 2 500 рублей (ст. 12.11 ч.3 КоАП РФ).

  7 невероятных экспериментов по созданию гибрида человека и животного. Гибрид человека и животного.

В этом контексте следует отметить, что виновник аварии оштрафован именно за незаконное движение задним ходом. Однако если в результате такого происшествия причинен вред здоровью и имуществу других лиц, то лицо, по вине которого произошла авария, может быть привлечено к гражданской и уголовной ответственности, как и в случае любого другого происшествия с такими же последствиями. Например, статья 1064 Гражданского кодекса РФ № 91-ФЗ от 30.11.1994 г. обязывает виновную в ДТП сторону возместить потерпевшему причиненный материальный ущерб. Сегодня в большинстве случаев такой ущерб полностью покрывается договором ОСАГО, который обязателен для всех владельцев транспортных средств.

Таким образом, движение задним ходом обычно разрешено законом, за исключением маневрирования на особо опасных участках дороги. Административное наказание за наезд сзади (если он не имеет серьезных последствий) обычно ограничивается штрафом, который варьируется в зависимости от места совершения правонарушения.

Кого признают виновным

Повышенный риск аварии при движении задним ходом заключается в возможности столкновения с другим автомобилем, наезда на пешеходов или препятствия. Но всегда ли виноват тот, кто находится за рулем?

Мошенники часто пользуются этими возможностями и используют их в своих аферах. Правила гласят, что если происходит ДТП с участием двух транспортных средств, одно из которых движется задним ходом, то виноват водитель второго транспортного средства.

Чтобы исключить условия для возникновения подобных аварий, правила разрешают привлекать представителей общественности (пассажиров, прохожих) для оказания дополнительной помощи.

Если постороннему лицу водитель помогает правильно и безопасно двигаться задним ходом, то застрахованное лицо (пассажир, прохожий) может предупредить о других транспортных средствах и других препятствиях.

Будьте особенно внимательны при движении задним ходом на парковках, при выезде с парковок и при поворотах в узких местах.

Если произошел несчастный случай, позвоните адвокату.

Легкие травмы при ДТП: компенсация, размер, практика.

Ответственность за нарушение

Упомянутые выше случаи не единичны. И риск столкновения может быть разным. Как правило, аварии происходят при выезде или заезде на парковку, а ущерб от столкновения незначителен.

Однако представьте себе ситуацию, когда водитель движется задним ходом по автомагистрали, даже по встречной полосе — последствия могут быть серьезными.

Обсуждая наказание за совершение ДТП при движении задним ходом, важно отметить, что наказание для водителя в этой ситуации различно.

Сначала оценивается конкретный инцидент, сколько правил было нарушено и фиксируется представителем дорожной полиции.

Существует несколько важных моментов, которые непосредственно влияют на размер налагаемого штрафа:

  • когда транспорт передвигался по магистрали, водителя ожидает штраф в размере 2 тыс. 500 рублей (согласно 12.11 КоАП),
  • в прочих случаях виновника оштрафуют только на 500 р. за факт нарушения установленных правил совершения маневров (согласно статье 12.14 КоАП).

Штраф будет выше, если будет установлено, что имеются обстоятельства, отягчающие действия водителя. Например, неправомерный маневр в зоне повышенного риска.

Понятно, что водитель, совершивший ДТП при движении задним ходом, будет оштрафован на сумму от 500 до 2 500 риелей. Однако это применимо только в том случае, если в результате столкновения никто из находившихся в автомобиле или рядом с ним не пострадал, а был поврежден только автомобиль.

Осторожно! Если выяснится, что в результате аварии пострадали несколько человек, штрафы напрямую зависят от суммы ущерба. Штрафы начинаются от 10 тысяч рублей и выше.

Как исключить вероятность ДТП

Каждый водитель должен понимать — любые маневры, совершенные задним ходом и приведшие к травме, подлежат лишению водительских прав, но если последствия серьезные. По этой причине необходимо тщательно изучить правила маневрирования на дорогах и соблюдать их во время движения.

Не лишним будет ознакомиться с советами экспертов и применить их на практике:

  • заметив в зеркале заднего вида транспорт, направляющийся в сторону вашего авто при движении назад, отложите выполнение такого же маневра. В обязательном порядке, при необходимости, используйте предупредительный сигнал. Если за рулем находится здравый водитель, он поймет, что следует остановиться и проверить обстановку. Если подобный метод не дал ожидаемых результатов, то попробуйте проехать немного вперед, дабы исключить столкновение. Если ошибетесь и в спешке направите свой автомобиль навстречу, то окажетесь виновным наравне со вторым водителем. Отвечать также придется в равной мере. Если же все действия выполнены правильно, однако аварию исключить не получилось, привлеките внимание прохожих – их показания в дальнейшем помогут помочь с составлением верной картины происшедшего. Так можно доказать свою правоту,
  • второй водитель в указанной ситуации должен действовать следующим образом – если, сдавая назад, он услышал сигнал транспорта, тут же нужно затормозить. Маневр прекращается. Выйдите из авто, если есть такая возможность, и оцените сложившуюся ситуацию. Убедитесь, что можно продолжить маневр. Выполнение этого правила обойдется дешевле, чем выплатить штраф, плюс потерянное время на ожидание представителей ГИБДД,
  • ни в коем случае не нужно пренебрегать зеркалом заднего вида – это первый помощник при любых подобных маневрах,
  • отдельно нужно обратить внимание на обстановку, выезжая с ограниченных территорий (стоянки, парковки). Следить нужно за обстановкой не только позади авто, но и по сторонам от него. В особенности этот совет окажется дельным, если водитель решил пропустить выезжающее соседнее авто. Тут только зеркалами не обойтись,
  • если никакой спешки нет, то подъехав к стоянке (парковке) выполните маневр сразу же – разместите свое авто передней частью к выезду. Проблем с выездом тогда не будет. Даже если стоянка позже будет переполнена, и сложно будет оценивать обстановку, такое расположение транспорта не затруднит выезд, а вы приедете домой вовремя.

Смотрите видео. Смотрите видео:

Оцените статью
Блог Бабника