Чистый долг — результат сложения внутренних и внешних долгов и кредитных обязательств отдельных предприятий, муниципалитетов и государственных гарантий по кредитам компаниям.
Суверенный долг
Государственный долг или государственный долг — это финансовое обязательство правительства страны, которое выпускается для заимствования денег.
Обычно это финансовое обязательство выпускается в форме ценных бумаг: Облигации, векселя или другие долговые инструменты. Правительство страны может брать займы у других стран или международных организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ).
Чтобы сравнить страны разного размера, ОЭСР рассчитывает государственный долг в процентах от ВВП страны — это основной показатель фискальной устойчивости. Однако опыт экономик Японии и США ставит под сомнение репрезентативность измерения государственного долга в процентах от ВВП. Его значительное увеличение не связано с ростом процентных ставок по государственному долгу. Такие исследования проводятся аналитическими организациями CEIC и FRED.
Основной целью заимствования является покрытие дефицита бюджета страны.
Стоимость государственного долга
По оценкам МВФ, за последние 50 лет глобальный долг вырос на 256% и в 2020 году достигнет $226 трлн. 40% мирового долга приходится на государственный сектор. Увеличение государственного долга произошло в основном в 2007-2008 годах, во время финансового кризиса и пандемии COVID-19.
Способность правительства выпускать долговые обязательства необходима для надлежащего государственного строительства, развития демократии, частных финансовых рынков и современного экономического роста.
Держатели государственного долга
Кредитором государственного долга может быть любой человек, имеющий возможность предоставить кредит в различных размерах:
- экономики других стран,
- транснациональные компании,
- иностранные компании,
- банки,
- финансовые организации (например, МВФ),
- физические лица, которые, открыв брокерский счет и приобретя государственные облигации, прокредитовали государство; в России это ОФЗ (облигации федерального займа); за выпуск ОФЗ и последующие выплаты по обязательствам ответственно Министерство финансов России.
Низкая доходность государственных облигаций страны свидетельствует о более устойчивой экономике благодаря высокому кредитному рейтингу страны.
Одним из ключевых финансовых инструментов инвестора является кривая доходности, по которой можно судить о настроениях на рынке и определять глобальные экономические процессы.
Виды государственного долга
Государственный долг делится на два основных типа:
- Внутренний — должны нам как государству. Долг может быть по государственным ценным бумагам или в виде государственных гарантий, кредитов, не выплаченных компенсаций.
- Внешний — должны мы как государство. Долг образуется перед другими государствами или компаниями: долги по государственным ценным бумагам, кредитам, гарантиям под кредиты, задолженностям по внешнеторговым операциям.
Государственный долг может быть выражен как в национальной, так и в иностранной валюте.
Кроме того, уровни государственного долга могут различаться по степени задолженности:
- положительной — когда у страны больше долгов, характерно для развивающихся экономик;
- отрицательной — когда у страны больше накоплений, характерно для развитых экономик.
Что такое суверенный долг России
Государственный долг (а также public debt, total debt, aggregate debt, unified debt и т.д.) — часто употребляемые в учебниках и научно-популярной литературе термины, использование которых может быть оправдано только борьбой с тавтологией. В других случаях в этом вообще нет необходимости.
Например, некоторые словари признают, что «суверенный долг» является синонимом государственного долга, в то время как другие просто игнорируют его. Более того, теоретическое содержание государственного долга наполнено множеством специфических терминов и определений, которые затрудняют его понимание. И только понимая суть этих определений, иногда можно сформулировать суть научной мысли в простых терминах.
Эксперты в области государственного долга могут представить внушительный список финансовых операций (внешние займы, выпуск государственных долговых ценных бумаг, реализация фискальных займов, операции по реструктуризации непогашенного долга прошлых лет), которые входят в понятие «состав государственного долга». Но почему-то редко упоминаются основные причины их возникновения — дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у жителей.
Ведь если у стабильно растущего бизнеса, отрасли или государства в целом (что редко, но случается) нет необходимости в дополнительных заимствованиях или инвестициях, то возникновение государственного долга — или, по крайней мере, его составляющих — исключено.
С другой стороны, правительство страны с низким экономическим ростом и отсутствием серьезных сбережений у большинства граждан не может рассчитывать на прибыльный внутренний долг.
Заимствование, кредитование, одалживание, обращение за кредитом и многие синонимы этих словосочетаний очень распространены сегодня. Однако и «заимствование» — внутри страны — и задолженность, имея серьезную правовую поддержку, могут стать жертвой ряда нелепостей, парадоксов и бесхозяйственности. Только тунеядец, например, не проклял, как говорится в песне, «проклял и очернил» и последнего (СССР), и первого (Россия) президентов за те злодеяния, которые они совершили над экономикой великой державы.
Госдолг России после распада СССР
Вполне вероятно, что через несколько десятилетий экономисты и историки предложат обществу «почти достоверную» информацию под названием «Государственный долг СССР или как российские экономисты спасли страну». Могут быть и другие названия, но первоначальная позиция страны в 1991 году была именно такой.
Политически абсурдное и экономически необоснованное «бегство из Европы», почти свободный перевод движимого и недвижимого имущества из Советского Союза в бывшие социалистические страны из-за долга неизвестного происхождения. Объединенная Германия, например, заявила, что ее долг составляет 6,4 миллиарда долларов.
После распада Советского Союза Российская Федерация приняла на себя долг Советского Союза в обмен на отказ бывших братских республик от своей доли зарубежных активов страны, на которую они имели право. К сожалению, признанный долг СССР в размере до 110 миллиардов долларов составлял основную часть внешнего долга России и рос за счет процентов. В каком-то смысле это решение сделало Россию заложницей собственной некомпетентности, с одной стороны, и чрезмерной задолженности — с другой.
Склонность Бориса Ельцина к популизму — «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить», вера Гайдара во всемогущество рынка — «рынок все расставит по своим местам» — и надежда многих «строителей новой России» на то, что «внешний мир нам поможет», лежали в основе экономических процессов 1990-х годов и начала нового века. Наиболее важные события перечислены в таблице.
Структура государственного долга России
- Государственный внешний долг, в том числе по обязательствам СССР;
- Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба;
- Задолженность перед кредиторами — бывшими странами СЭВ;
- Признанные долги перед официальными многосторонними кредиторами;
- Задолженность по внешним облигационным займам;
- Не погашенные облигацим внутреннего государственного валютного займа;
- Государственные гарантии РФ иностранной валюте;
- Прочие задолженности.
Последующие события в политике и экономике после 2005 года произошли по вине банковских структур, которые взяли на себя обслуживание государственного долга. Конечно, Россия не была изгоем в мировой финансовой системе. Но и особым престижем она не пользовалась.
Помимо признанных советских долгов, вновь был поднят вопрос о царских долгах. Тогда бывшие «враги» из социалистического лагеря решили получить свой пирог и съесть его тоже. Тем не менее, в начале нулевых годов нового века России удалось воспользоваться благоприятной ситуацией на топливно-энергетическом рынке, чтобы освободиться от фатальной зависимости от старых долгов и сосредоточиться на модернизации. Достаточно сказать, что сегодня у России есть только один «советский кредитор» — Южная Корея.
Что такое суверенный долг России?
Во вторник, 22 февраля, президент США Джо Байден объявил о новых санкциях против России в связи с признанием ДНР и ЛНР. Трансляция проходила на канале YouTube Белого дома.
В частности, Байден объявил о введении санкций против суверенного долга России. АиФ.ru выяснил, что скрывается за этим термином.
Что такое суверенный долг?
Согласно D. В экономическом словаре Блэка суверенный долг — это задолженность правительств независимых государств.
Оксфордский словарь трактует этот термин как «деньги, причитающиеся правительству страны». В нем также говорится, что синонимом «государственного долга» является «правительственный долг».
Российский государственный долг включает в себя задолженность, возникшую в результате государственных заимствований и кредитных обязательств под государственные гарантии. Таким образом, это сумма, которую государство должно своим иностранным и внутренним кредиторам.
Внешний долг — это долг перед другими государствами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.
Какой у России внешний долг?
По оценкам Банка России, внешний долг России на 1 января 2022 года составит $478,2 млрд. В предыдущем году он увеличился на 11 миллиардов долларов США.
Санкции против суверенного долга России не представляют риска для финансовой стабильности, заявила председатель Банка России Эльвира Набиулина в марте 2021 года.
«Что касается вопроса о санкциях США в отношении суверенного долга: этот вопрос постоянно обсуждается, мы обсуждали его много раз. Если такие санкции будут, возможны краткосрочные колебания ликвидности, но в целом наш государственный долг очень низок по международным стандартам, один из самых низких. И тот факт, что фискальная политика соблюдается, а государственный долг постоянно находится под контролем, не создает системных рисков для финансовой стабильности», — сказала Набиуллина.
В то же время министр финансов Антон Силуанов отметил, что Министерство финансов России будет рассчитывать на внутренних инвесторов для удовлетворения потребностей в финансировании дефицита бюджета в случае введения дополнительных санкций в отношении российского государственного долга, а Банк России может поддержать российские банки ликвидностью для работы на рынке ОФЗ.