Становление индивида личностью: этапы формирования и факторы становления. Развитие личности в процессе жизни происходит как.

Процесс формирования личности, который начинается в первые месяцы после рождения, продолжается практически непрерывно на протяжении всей жизни. Человек приобретает опыт общения, учится приспосабливаться к ситуации, осознает свою уникальность и старается показать ее другим. Со временем появляется потребность выделиться из толпы.

Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы

Личность — это системное качество человека, приобретенное в ходе культурно-исторического развития (А.Н. Леонтьев). Как личность, человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения, в свою очередь, влияют на формирование личности. Мы хотим понять, какие еще закономерности можно выявить в развитии личности и какие факторы влияют на ее формирование.

  • 1 Детерминанты развития
    • 1.1 Наследственность
    • 1.2 Окружение
    • 1.3 Ситуация
    • 1.4 Деятельность как условие формирования личности
    • 6.1 Концепция Э. Эриксона
    • 6.2 Концепция В. И. Слободчикова
      • 6.2.1 Оживление (до года)
      • 6.2.2 Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)
      • 6.2.3 Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)
      • 6.2.4 Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)
      • 6.2.5 Универсализация (от 39-45 лет и далее)

      Детерминанты развития

      Детерминанты — это факторы и условия, которые играют ведущую роль в развитии события. В нашем случае это наиболее важные детерминанты формирования личности.

      Наследственность

      В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы отметили, что феномен человека как личности предполагает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные характеристики человека, а именно темперамент и телосложение, наклонности и другие, несомненно, способствуют формированию личности.

      • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
      • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

      Окружение

      Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных. Среда влияет на формирование личности через:

      • культуру;
      • установки;
      • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
      • устройство страны.

      Социальная среда формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

      Интересный факт: Научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Дети, которые рождаются первыми, а затем имеют брата или сестру, например, имеют более высокую вероятность:

      • заботятся о социальном принятии или непринятии;
      • трудолюбивы и ответственны;
      • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
      • не стремятся нарушать правила;
      • отличаются честолюбием;
      • склонны к чувству вины и беспокойству.

      Ситуация

      Этот фактор уже некоторое время выделяется в отдельную категорию. Считается, что она ограничивает как социальную, так и физическую жизнь человека. Это особый регулятор личности.

      • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
      • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

      В настоящее время предпринимаются попытки выделить и описать определенные ситуации и определить характер их влияния на личность. На практике, однако, это очень сложно. До сих пор для оценки личности необходима информация о поведении человека в различных ситуациях.

      Деятельность как условие формирования личности

      Важнейшей предпосылкой формирования личности является деятельность:

      • трудовая,
      • учебная,
      • игровая,
      • общение.

      Каждый вид деятельности специфичен и играет особую роль в развитии человека, удовлетворяет его возрастные потребности и развивает определенные элементы личности. Подробнее об активности вы можете прочитать в статье «Активность человека — что это такое в психологии». Виды деятельности и их

      Кто такая сформированная личность

      Взаимодействие с миром

      Психология доказала, что личность не рождается, а создается. Однако вопрос о том, кого можно считать человеком, остается открытым. До сих пор не существует единого списка требований, описаний или критериев классификации. Однако можно выделить некоторые характеристики, которые отмечают сформировавшуюся личность.

      1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
      2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
      3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
      4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

      Формирование и развитие личности

      Становление индивида личностью: этапы формирования и факторы становления

      Развитие личности в течение жизни происходит на протяжении всего периода. Люди постоянно набираются опыта в общении, учатся адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и обстоятельствам и стараются передать свои знания следующему поколению. Когда вы вырастаете, у вас появляется сильное желание выделиться среди других людей.

      Это важно: часто желание выделиться среди людей и быть им полезным воспринимается как противоречие.

      Человек хочет произвести впечатление, передать свои знания и помочь сформировать общество. Именно так происходит процесс формирования личности. Условия формирования личности буквально начинаются в первые дни жизни новорожденного, как и факторы, влияющие на его последующее личностное развитие.

      Процесс становления личности

      С самого раннего возраста ребенок копирует поведенческие модели матери и отца. Копирование, как правило, происходит с тем родителем, который имеет большее влияние в семье. По мере взросления у ребенка возникает потребность в независимости, и в психологии эта фаза называется кризисом детства. Наиболее распространенным признаком являются вспышки гнева, которые связаны с тем, что больной не в состоянии самостоятельно справиться со своими чувствами.

      Ребенка часто сравнивают с губкой, которая жадно впитывает все вокруг. Когда у человека формируется личность, его сознание даже подстраивается под рекламу на телевидении или в Интернете. Он хорошо приспосабливается к меняющимся обстоятельствам жизни.

      В качестве примера я бы привел нежелание ходить в школу, но опять же, когда ребенок идет в школу, он начинает придерживаться школьной дисциплины, оставаясь в классе не менее 40-45 минут. Школьное время формирует развивающийся организм определенным образом, который зависит от восприятия ученика.

      Это важно: чтобы социализация ребенка была более успешной, ни в коем случае не давите на него. Каждому человеку необходимо чувствовать понимание и сочувствие, иначе он не впишется в группу и будет стараться избегать ее.

      Наиболее продвинутая социализация происходит, когда ребенок проявляет интерес к более тесному взаимодействию со сверстниками. Это объясняется тем, что в более раннем возрасте социальное сознание человека не было столь важным. Но во взрослой жизни приходит осознание того, что без этого не обойтись, наблюдение за группами и проверка ролей ведущего и ведомого.

      Пока ребенок находится на переходном этапе, то есть уже не ребенок, но еще не взрослый, он продолжает нуждаться в воспитательной заботе и руководстве родителей. Подростковый возраст — это поиск своего пути в этом мире с его многочисленными взлетами и падениями. Только когда они пройдут этот путь и адаптируются в обществе, появляется желание поделиться своим опытом с другими.

      Этапы формирования личности

      Процесс личностного роста проходит через ряд фаз, как хороших, так и плохих.

      Становление индивида личностью: этапы формирования и факторы становления

      Если говорить коротко, то они следующие:

      • Адаптация. Навык человека к психологическому приспосабливанию к социальным группам и их деятельности.
      • Индивидуализация. Потребность выделяться в группе, демонстрация собственной самостоятельности.
      • Интеграция. Объединение с людьми, их деятельностью, укрепление связи с окружающими, для получения в дальнейшем желаемого результата.
      • Дезинтеграция. Характеризуется самоизоляцией или отторжением обществом, предпринимаются попытки минимизирования общения с окружающими, что останавливает формирование личности.
      • Деградация. Является обратным развитием, при котором человек регрессирует, понижается его работоспособность, уменьшается активность и пропадает адекватное поведение.

      Развитие личности в течение жизни

      В младенчестве ребенок бессознательно копирует поведение своих родителей. Член семьи, оказывающий наибольшее влияние на остальных, является авторитетным членом. Вскоре дети ощущают потребность в независимости; в психологии это время иногда называют кризисом детства. Например, донести капризы малыша, а на самом деле он еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

      Дети, как говорится, жадно впитывают все новое, как губка. Они даже копируют рекламу, которую видят по телевизору, чтобы развить свою личность. По мере взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, когда ребенок начинает ходить в школу, он привыкает (часто неохотно) к дисциплине — сидеть неподвижно в течение 45 минут. Воспитательные методы школы, с ее суждениями и мелкими наказаниями, направляют развивающуюся личность в ту или иную сторону, в зависимости от их восприятия.

      Обратите внимание. Для успешной социализации ребенка не нужно заставлять его. Каждый человек должен чувствовать сочувствие и понимание, иначе, вместо того чтобы адаптироваться, он будет сопротивляться и отчуждаться от социальных групп.

      Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

      Развитие личности ребенка во многом зависит от поведения родителей.

      Ребенок постепенно переходит к социализации и проявляет интерес к более тесному взаимодействию со сверстниками. Этот период формирования личности связан с тем, что ранее человек не нуждался в понимании общества. Теперь он наблюдает за группой, пробует себя в роли лидера и последователя и часто хочет занять позицию авторитета.

      Граница между детством и взрослостью по-прежнему требует педагогического сопровождения со стороны человека. В подростковом возрасте, когда человек переживает взлеты и падения, он находится в поисках себя. Только после этого он попадает в социальное воспитание, где тренирует свою способность использовать свой опыт на благо окружающего мира.

      Стадии становления личности

      Формирование личности каждого человека проходит через различные фазы, как положительные, так и отрицательные. Вкратце их можно описать следующим образом:

      1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
      2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
      3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
      4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
      5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

      Факторы становления личности

      Личность человека формируется в течение его жизни под влиянием многих факторов. Хорошо известно, что они не существуют по отдельности, т.е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

      • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
      • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
      • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
      • Биологические – наследственность, врожденные способности.

      Роль родителей в становлении личности ребенка

      Родители играют важную роль в процессе формирования личности. Семейный круг формирует личностную основу для поведения, представлений о внешнем мире, действий и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор (более или менее узкого) социального окружения в будущем. Несмотря на методы воспитания, восприятие родителей будет меняться на протяжении всей жизни и займет прочное место в подсознании человека.

      Положительный образ родителей — залог здоровой психики и способности адекватно справляться с жизненными трудностями. Негативные образы, основанные на требовательном, строгом и контролирующем характере, вызывают необъяснимое нервное напряжение даже у взрослого, независимого человека, что, естественно, отрицательно сказывается на качестве его жизни.

      Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

      Развитие личности человека происходит на протяжении всей его жизни, начиная с младенчества. В ходе этого процесса человек развивается как единое целое и вырабатывает определенное отношение к внешнему миру. А.Н. Леонтьев сформулировал понятие «ведущий тип деятельности», который определяет развитие психики ребенка на основе того, что удовлетворяет его потребности:

      1. В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
      2. От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
      3. В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
      4. Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.

      Становление личности наиболее активно происходит у детей

      Формирование личности происходит активнее у детей

      1. Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
      2. Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.

      Памятка родителям

      Мы даем вам несколько полезных советов:

      • Формируйте правильную самооценку. Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Это можно делать только на примере личностных достижений самого малыша. Допустим, сказать, какой он стал взрослый и усидчивый по сравнению с первым полугодием.
      • Поощряйте общение. Так малыш быстрее социализируется и на личном опыте усвоит правила и нормы поведения в социуме.
      • Не пренебрегайте гендерным аспектом воспитания. В период с 2,5 до 6 лет ребенку необходимо помочь в формировании правильной половой самоидентификации, а также получить представление о взаимоотношении полов. Ребенок должен видеть на вашем примере, как нужно любить, уважать вторую половинку.
      • Обучайте морали и этике. Объясняйте, что такое «хорошо», «плохо», «честно», «справедливо». Его необходимо научить соизмерять свое поведение с общепринятыми социальными нормами.

      Между 5 и 12 годами моральная концепция меняется. Происходит переход от морального реализма (ребенок четко различает добро и зло) к релятивизму (дети постарше уже могут игнорировать мнение взрослого, который следует другим моральным правилам). Давайте теперь более подробно рассмотрим процесс формирования личности в зрелом возрасте.

      Становление личности

      Личность формируется в конкретных исторических условиях, в процессе воспитания и образования. Наиболее важными факторами формирования личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Приверженцы биологической школы считают, что формирование личности определяется наследственностью, т.е. что человек от природы предрасположен к определенному типу занятий и определенному типу мотивов, а стадии психологического формирования и порядок, в котором они происходят, также предопределены. Социогенетическая система рассматривает формирование личности как результат прямого влияния социальной среды.

      Возрастная периодизация — очень важная концепция. Не стоит всячески пытаться продлить молодость: природа будет идти своим чередом, а наша задача — найти что-то ценное, прекрасное в каждом из пройденных этапов. Да, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности каждого периода. Но вы должны принимать их не как неизбежную судьбу, а как средство для того, чтобы в полной мере насладиться своей жизнью.

      Вы имеете право решать, какие показатели вы хотите использовать для обозначения определенных периодов своей жизни. Речь идет не только о физической красоте, молодости и физической активности.

      Речь идет о том, как вы оцениваете себя, какие у вас планы и мечты и как вы хотите потратить свое драгоценное время.

      Стадии развития и формирования личности

      1. Первая стадия (1й год жизни): возникает склонность к взаимодействию с людьми, или к отстранению от общения с ними.
      2. Вторая стадия (2-3 года): независимость, самоуверенность.
      3. Третья, четвертая (3-6 лет и 7-13): любознательность, усидчивость, склонность к познанию окружающего мира, усовершенствование как коммуникативных, так и познавательных навыков.
      4. Пятая стадия (13-20 лет): половое и жизненное самоопределение.
      5. Шестая (20-50 лет): удовлетворение реальностью, обучение будущего поколения.
      6. Седьмая (50-60 лет): полноценная, созидательная жизнедеятельность, гордость за собственных детей.
      7. Восьмая (более 60 лет): способность воспринимать мысли о смерти, изучение собственных успехов, стадия восприятия своих действий, решений прошлого.

      Вам нужно подобрать материал для учебной работы? Задайте вопрос своему учителю и получите ответ в течение 15 минут! Задать вопрос

      Формирование человеческой личности

      Процесс формирования личности — это формирование у человека исторически сложившихся человеческих качеств. Какое качество проявляется в человеке, зависит от нескольких факторов.

      Факторы формирования личности:

      • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

      Роль семьи в формировании личности невозможно переоценить. Функция воспитания является основной функцией социального института семьи.

      Здоровые и благополучные семьи воспитывают гармонично развитых людей. Нерешенные проблемы из детства становятся факторами, препятствующими развитию человека. Ребенок учится быть членом общества, слушая и подражая своим родителям.

      Дети копируют стиль и поведение, роли, стратегии, привычные способы мышления и выражения эмоций значимых взрослых. Ценности и идеалы, положительные и отрицательные черты характера (например, страх и недоверие) бессознательно перенимаются от родителей.

      Позже родительские наставления становятся «внутренним голосом» и формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Став взрослым, он или она использует переданные родителями знания о социально принятом и приемлемом поведении и вырабатывает новые способы поведения.

      Люди отличаются друг от друга, потому что ни у одного человека нет одинакового набора генов. Некоторые черты и компоненты личности человека приобретаются при рождении благодаря набору генов.

      Основные эмоции ребенок испытывает и выражает с первых дней жизни, темперамент закрепляется с рождения. Что касается генетического фактора, то роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Некоторые психические заболевания наследуются генетически.

      Социальное влияние (важных) референтных групп, родственников, друзей, коллег и других людей по соседству.

      Каждое событие, происходящее с человеком, влияет на его внутренний мир, особенно если это значимое событие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление жизни. Человек развивает свою волю, характер, способности, обретает или теряет мотивацию под влиянием событий, произошедших в его жизни.

      На менталитет влияет среда и климат, в котором живут члены нации. Менталитет можно описать как «характер» нации. Например, люди в южных странах, как правило, более активны, эмоциональны и вспыльчивы.

      Культура, моральные ценности и нравы, преобладающие в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди ведут себя более свободно, естественно и неэлегантно, а в других культивируется сдержанность и необходимость строгого соблюдения правил поведения.

      В одних культурах люди ведут себя свободно и естественно, а в других культивируется сдержанность и необходимость строгого соблюдения правил поведения. Действительно, формирование личности является следствием вхождения в новую социальную общность и результатом пребывания в этой общности. То, как формируется и проявляется идентичность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

      Фазы формирования личности:

      Формирование личности происходит через принятие норм и форм действия в социальном сообществе. Человек стремится стать таким же, как все остальные люди, и в определенном смысле становится им.

      На втором этапе человек осознает, что он «такой же, как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности и

      Этапы развития

      Активный и деятельный человек может расти. Для каждого возрастного этапа преобладает один вид деятельности.

      Концепция лидерской активности была разработана советским психологом А.Н. Леонтьевым, который также выделил основные этапы формирования личности. Его идеи были впоследствии развиты Д.Б. Элькониным и другими учеными.

      Ведущий тип деятельности является фактором развития и деятельностью, определяющей формирование основных психологических преобразований человека на следующем этапе его развития.

      «По Д. Б. Эльконину»

      Этапы формирования личности по Д.Б. Эльконину и основная деятельность на каждом из них:

      • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
      • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
      • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
      • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
      • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

      «По Э. Эриксону»

      Психологические периодологии индивидуального развития были разработаны и зарубежными психологами. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э. Эриксоном. Согласно Эриксону, формирование личности происходит не только в подростковом возрасте, но и в старости.

      Фазы психосоциального развития — это кризисные фазы в формировании личности человека. Формирование личности — это прохождение психологических этапов развития одного за другим. В каждой фазе происходит качественное изменение внутреннего мира человека. Новые события на каждом этапе являются следствием развития индивида на предыдущем этапе.

      Трансформации могут иметь как положительные, так и отрицательные характеристики. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которых он выделил и противопоставил психологические нейроформации.

      Кризисные стадии формирования личности по Эриксону:

      Роль семьи в формировании личности особенно важна в этот период. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае развивается базовое доверие к миру; если формирование личности нарушено, развивается недоверие.

      Независимость и уверенность, если процесс формирования нормальный, или неуверенность и непреодолимый стыд, если он ненормальный.

      Активность или пассивность, инициативность или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

      Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремиться к успеху, развивать познавательные и коммуникативные навыки, быть трудолюбивым. Если в это время формирование личности отклоняется от нормальной линии, возникают комплексы неполноценности, конформизм и ощущение, что пытаться решить проблемы бессмысленно и бесполезно.

      Подростки находятся на этапе самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию и определяются со своим мировоззрением. Когда процесс формирования идентичности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, не понимая себя. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее и трудностям в самоопределении. Подросток выбирает быть «как все», становится конформистом и не имеет личной позиции.

      Теории формирования

      Каждая отрасль психологии имеет собственное представление о том, как формируется личность. Существуют психодинамические теории, гуманистические теории, теории черт характера, теории социального обучения и другие.

      Некоторые теории возникли в результате многочисленных экспериментов, в то время как другие являются неэкспериментальными. Не все теории охватывают возрастной период от рождения до смерти, а некоторые «приписывают» формирование личности только первым годам жизни (обычно до наступления совершеннолетия).

      • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

      В психоанализе процесс формирования личности — это адаптация физического, биологического «я» индивида к социальной среде.

      • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
      • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

      Формирование личности — это постепенное открытие себя, раскрытие нашего внутреннего потенциала. Самоактуализированная личность активна, креативна, непосредственна, честна, ответственна, свободна от шаблонов мышления, мудра и способна принимать себя и других такими, какие они есть.

      Следующие характеристики являются компонентами личности:

      1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
      2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
      3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
      4. воля – способность достичь цели;
      5. эмоции – душевные волнения и переживания;
      6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
      7. установки – убеждения, взгляды, направленность.
        Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования. Как хорошо учиться в школе.
Оцените статью
Блог Бабника