Хотя кастрации подвергались тысячи талантливых мальчиков, лишь немногие из них становились по-настоящему популярными, богатыми и любимыми публикой.
Загадочные монстры с ангельскими голосами. Краткая история оперных певцов-кастратов эпохи барокко
Кастраты были великими звездами оперной сцены в XVII и XVIII веках, а их пение сравнивали с пением ангелов, жаворонков и флейт. Благодаря особому строению голосовых связок, которое они получили после серьезной операции, они смогли достичь таких высот, о которых никто не смел и мечтать — ни тогда, ни сейчас. Как они пели и почему неестественное было неотъемлемой чертой эстетики барокко?
В фантастическом фильме «Гаттака» есть пианист с шестью пальцами, который единственный способен сыграть произведение «Экспромт для двенадцати пальцев». Но физические изменения ради искусства существуют не только в рассказах о новом смелом мире генной инженерии — они действительно применялись в истории. Самым ярким примером на Западе были кастраты, чьи песни можно было услышать в капеллах и оперных залах.
По словам современников, голоса этих солистов производили неописуемое впечатление и возносили душу на неизмеримую высоту. В то же время кастраты были выражением инструментального отношения к личности, характерного для эпохи барокко, которое превращало исполнителя в машину для создания красоты. Вызывая обожание и неприятие, окруженные многочисленными легендами и слухами, сопрано, как еще называли этих певиц, оказали значительное влияние на музыкальную культуру и по сей день остаются предметом интереса музыковедов, историков культуры и медиков.
«Опера» равно «операция»
В Средние века кастрация часто использовалась как форма наказания. Одна из самых известных историй — история философа и теолога Пьера Абеляра, который не оправдал надежд родственников своей ученицы Элоизы, с которой у него был роман.
Активно применяли кастрацию и средневековые врачи, полагавшие ее средством от самых разных болезней — от помешательства до паховой грыжи.
Испанцы первыми оценили необычные голоса восточных певцов, пришедших в XVII веке из мусульманского мира, где существовала культура гаремных евнухов. К XVII веку кастраты завоевали папскую капеллу и стали настолько популярны, что вытеснили фальцетчиков — обычных мужчин, которые пели в высоком регистре, искусственно повышая голос. Фальцет, создаваемый натяжением лент, казался резким, скучным и лишенным звучания по сравнению с грудными, но прозрачными голосами кастратов.
Потребность в высоких голосах в христианской литургии связана с желанием передать высокие голоса ангелов. Идеалом этого молитвенного звучания было гендерно-нейтральное пение, чистота звука рифмовалась с моральной чистотой.
Мальчики в церковном хоре быстро взрослели, их голоса ломались, теряли звучание. Неучастие женщин в литургическом пении было оправдано апостольским изречением «Да молчат женщины ваши в церквах» (1 Кор 14:34), после чего папа Сикст V ограничил появление женщин на сцене, и долгое время им разрешалось выступать только в залах. Начиная с семнадцатого века, в Италии развился новый современный жанр — опера. Женские роли в нем доставались красивым молодым мужчинам, которые одевались в одежду и играли соответствующие роли.
Все это привело к быстрому распространению кастратов и увеличению количества операций. Посетители Италии сообщали, что рекламу таких услуг часто можно было увидеть на улицах («Кастрация! Чисто и дешево»). Неясно, существовала ли такая реклама в действительности, поскольку за операцию без медицинских показаний можно было быть отлученным от церкви. Возможно даже, что такие доказательства были представлены в искаженном виде. Да и сама церковь смешалась в кастрации певцов: с одной стороны, осуждала, с другой — активно привлекала хор молодых людей с кристально чистым голосом.
В Италии XVII века ежегодно кастрировали несколько тысяч мальчиков, с успехом и признанием были осуждены, конечно, не все из них.
Отбирали для операций не кого попало, но тех, у кого были задатки для занятий вокалом. Бедным семьям с большим количеством детей такая процедура давала неплохой шанс пристроить сына.
Только Фаринелли (Карло Броски) — один из самых известных сопрано — был благородного происхождения. Имена Фаринелли, Каффарелли, Сенезино, Бернакки и других оперных звезд эхом разносились по всей Европе, привлекая тех, кто мечтал о вокальном совершенстве или социальном продвижении.
К тому времени, когда барочная опера достигла своего пика в восемнадцатом веке, пение кастратов стало незаменимым. Как отмечает Ангус Хэрриот, автор классического исследования на эту тему, кастраты были преобладающими исполнителями на всех европейских сценах, за исключением французской, по сравнению с обычными солистами. Однако по мере того, как философия Просвещения, а затем и идеи романтизма становились популярными, зрители начали признавать неестественный и претенциозный характер как искусства кастратов, так и оперы в целом. Традиция угасла, хотя и оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры, а в девятнадцатом веке увечье ради искусства было запрещено.
Анатомия и физиология
Операция обычно проводилась мальчикам в возрасте от восьми до десяти лет. Учитывая уровень развития медицины в те века, процедура не могла считаться безопасной. В антисанитарных условиях и при отсутствии антибиотиков многие дети умирали. Холодные ванны использовались для обезболивания и остановки кровотечения, иногда мальчику давали опиум или перекрывали сонную артерию, чтобы вызвать обморок. Во время операции были удалены яички и перерезаны семявыносящие протоки — наружные половые органы остались нетронутыми.
Недостаток тестостерона привел к изменениям в эндокринной системе. Постепенно кастрированный организм начинает замещать утраченный мужской гормон женским эстрадиолом. Это может привести к женственному распределению жировых отложений, уменьшению мышечной массы (по сравнению со среднестатистическим мужчиной) и некоторому округлению тела. С другой стороны, не все кастрированные люди страдали ожирением — наоборот, их часто описывали как длинноруких и слишком высоких. Эксгумация тела певца-сопрано Гаспара Пакьяротти, проведенная несколько лет назад по просьбе ученых, показала, что его рост составлял 191 см.
Дело в том, что дисфункция гипофиза привела к особенностям в развитии костной ткани: хрящи и кости не затвердели и рост не остановился. С этим связана и главная особенность сопрано — особое строение гортанных хрящей.
Если фальцету приходилось напрягать гортань, ткани кастратов сохраняли детскую эластичность, создавая голоса, звучание которых называли «криком ангела» — это была волна чистого, переливчатого звука, в которой едва удавалось разобрать слова.
Следует отметить, что естественное опущение гортани в период полового созревания происходит у мальчиков и даже в некоторой степени у девочек, но не у нейтеров, связки которых не смогли отойти от звуковой полости. Кроме того, особенность строения их грудной клетки — резонатор — делала их голос более громким. Экспертиза тела Фаринелли, проведенная историками Болонского университета, показала, что у него была широкая грудь, а также высокий рост.
Певцы-кастраты: каковой была цена за кристально чистые голоса несколько веков назад
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Певцы-кастраты в Ватикане в XVI веке.Фото: allday.com.
Прекрасные оперные голоса были ценны во все времена. Однако в шестнадцатом веке католическая церковь запретила женщинам выступать в Ватикане. Их заменили мальчики-певцы. В конце концов, молодые таланты стали мужчинами, их голоса сломались и стали грубыми. Чтобы сохранить красоту звучания высоких голосов, мальчиков кастрировали.
1. причуды католической церкви
Католическая церковь всегда придерживалась патриархальных ценностей. В 1588 году Папа Сикст V издал указ, запрещающий женщинам петь на сцене. Это было серьезной проблемой для оперного искусства, поскольку женщины-певицы занимали очень важное место в трио. Сначала на женские роли использовали мальчиков, но из-за физиологических изменений они не могли долго петь на сцене. Голоса просто ломались и больше не годились для пения. Чтобы мальчики могли как можно дольше находиться на сцене, их кастрировали. Их голоса вечно высокие.
2. процесс изменения мальчиков
В Риме XVI века одаренных мальчиков-певцов кастрировали | Фото: allday.com.
В глазах оперных продюсеров того времени превращение мальчиков в евнухов было лучшим способом для искусства. Одаренных молодых итальянцев помещали в горячую ванну, обливали успокоительными средствами и проводили процедуру. Единственный сохранившийся до наших дней документ показывает, что в одном случае яички были полностью удалены, а в другом — перекрыто кровообращение, снабжавшее ткани кислородом. В начале 18 века в итальянских театрах ежегодно работали 4 000 мальчиков. 20% не пережили кастрацию.
3. появление певцов-кастратов
Гипертрофированные фигуры певцов-кастратов на гравюрах | Фото.
По мере взросления кастрированных певцов недостаток тестостерона сказывался на их росте. Снизилась мышечная сила и костная масса. Мальчики, которых кастрировали до 10 лет, выросли без чрезмерного роста волос. Современники говорили, что эти певцы похожи на нежных ангелов-серафимов. Однако у них также были непропорционально длинные руки и рост выше среднего.
4. сексуальное влечение к кастрированным оперным певцам
Кастрированные оперные певцы привлекали как мужчин, так и женщин.
Мальчики, которых кастрировали незадолго до полового созревания, продолжали физически расти. У некоторых даже появилось сексуальное желание и эрекция. Поскольку эти певицы не могли размножаться, многие дамы из высшего общества делали их своими любовниками. Итальянские певцы-кастраты считались в обществе «особым полом» и поэтому проявляли сексуальный интерес как к женщинам, так и к мужчинам.