Система образования в СССР. Система высшего образования в ссср.

В конце 1950-х годов начали создаваться специализированные школы, где предметы изучались более углубленно. Школьная программа была разработана с упором на точные науки. При разработке учебных программ большое внимание уделялось точным наукам.

Система образования в СССР

Система образования в СССР официально называлась системой народного образования. С момента своего создания в 1917 году главной задачей системы было обучение и воспитание нового поколения в духе коммунистической идеологии, управляющей жизнью общества. Моральной целью советского образования на всех уровнях — от детского сада до высшего учебного заведения — было воспитание достойных представителей рабочего класса, которые вместе со всей страной будут строить «светлое будущее». На протяжении всего существования советской системы образования не только гуманитарные, но и естественные и даже точные науки преподавались в рамках этих принципов.

Малыши в советском детском саду

Первым этапом государственной образовательной программы были детские сады. Они были открыты по всему СССР с первых лет его существования: Для строительства Советской страны требовались миллионы рабочих, включая женщин. Проблема «на кого оставить ребенка молодой работающей матери» не стояла — ее успешно решали ясли и детские сады, которые принимали детей с двухмесячного возраста. Позднее детские сады стали важной частью системы общего среднего образования, которое с 1972 года было обязательным для всех советских граждан.

В советской системе дошкольного образования не было частных детских садов. Все учреждения были либо коммунальными (государственными), либо учреждениями сферы услуг — они принадлежали предприятиям: Фабрики, колхозы, мельницы и т.д. Они находились в ведении местных органов образования и здравоохранения.

Государство не только повсеместно строило детские сады, но и почти полностью финансировало содержание детей и их обучение. Родители получали частичную компенсацию за питание детей, рассчитанную на основе общей заработной платы отца и матери ребенка. Не было «добровольных» взносов на шторы, одеяла, ковры, книги, кастрюли и так далее. Многодетные семьи и семьи с низкими доходами освобождались от уплаты взноса за детский сад.

  Подборка из 5 популярных хобби для души и здоровья. 5 хобби которые должны быть у человека.

В СССР существовала разветвленная система дошкольного образования:

  • из яслей — в них воспитывались самые маленькие — от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов — они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков — комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

Опытные педагоги и няни работали с детьми в детских садах. Детей учили здоровому образу жизни, а культурное развитие соответствовало установкам Коммунистической партии и государственным нормативам для всей системы образования в СССР.

Школьное

Ученики советской начальной школы

Среднее образование в СССР претерпело ряд преобразований в соответствии с меняющимися реалиями жизни, и все изменения были направлены на повышение образовательного уровня новых поколений.

В первые годы советской власти не было разделения на общее и профессиональное образование: В девятилетних школах трудовых коммун РСФСР теоретические знания и освоение профессии преподавались параллельно. Было два этапа: первый — пятилетний, второй — четырехлетний. Кроме того, в 1919 году в специализированных средних и высших учебных заведениях открылись рабочие школы для подготовки пролетарских неграмотных и крестьян к высшему образованию. Они существовали до середины 1930-х годов, когда были упразднены, поскольку в них больше не было необходимости.

В 1932 году среднее образование в СССР было переведено на десятилетний срок и три ступени:

  • начальным — с 1 по 4 класс;
  • неполным средним — с 5-го по 7-й;
  • средним — 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР возникли два типа техникумов:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования была изменена: Первые три класса стали начальными, средние классы — с четвертого по восьмой, а старшие классы — девятый и десятый.

В том же году были открыты первые технические школы, а школы фабрично-заводского ученичества, готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, были заменены профессионально-техническими школами, которые можно было посещать после восьмого класса для получения профессии.

Для поддержки малообеспеченных, многодетных и бедных семей была разработана система школ-интернатов, где дети жили в течение рабочей недели, посещали школу как в обычной школе, а на выходные отправлялись домой. Во всех общеобразовательных школах были созданы группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие бабушек и дедушек, оставались в школе после уроков до вечера и получали полноценное питание и домашнее задание под присмотром учителей.

  Почему светит солнце. Как солнце освещает землю.

Реформированная советская система среднего образования 1958 года оставалась неизменной вплоть до распада страны и была признана многими уважаемыми в мире педагогами лучшей в мире.

Высшее

Студенты советского вуза на лекции

Вершиной системы образования в Советском Союзе было накопление высших учебных заведений, выпускавших высококвалифицированных специалистов с комплексным подходом к каждой отрасли народного хозяйства. В стране успешно работают более восьмисот университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты в основном готовили менеджеров для промышленности, а университеты в основном готовили специалистов в области гуманитарных и естественных наук.

Университеты выпускали квалифицированных специалистов и в то же время служили базой для научной работы, так как были оснащены исследовательскими кабинетами и лабораториями, где проводились эксперименты, разрабатывалась строительная техника и бытовые приборы. Студенты активно участвовали в пионерской деятельности, но основным их занятием была систематическая учеба. Молодые люди получали стипендии, размер которых зависел от успеваемости и общественной работы.

Советский Союз был первой страной в мире, которая использовала программы внеуниверситетского обучения для улучшения доступа к высшему образованию для всех слоев населения.

Несмотря на идеологизацию системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерного образования, признавалась даже политическими противниками Советского Союза.

Как в СССР поступали в ВУЗы, чего боялись студенты и другие нюансы советского высшего образования

Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Люди, учившиеся в советское время, вспоминают студенческую жизнь с ностальгией. Конечно, были трудности — сложные вступительные экзамены, много знаний, требовательные профессора. Но романтика студенчества всегда привлекала. Сегодня многое изменилось. Для поступления в университет достаточно было хорошо сдать Единый государственный экзамен и получить необходимый балл. И подумать только, что советские студенты боялись, что от них избавятся как от огня. Прочитайте, какой была учеба в СССР и почему о ней вспоминают с любовью, несмотря на трудности.

  Как и почему кошки мурлыкают. Как заставить кошку мурлыкать.

Почти равные возможности приема и льготы для олимпийцев и спортсменов.

В вузы мог поступить каждый, для этого следовало как следует подготовиться к экзаменам. /Фото: mtdata.ru

Поступить в университет мог любой желающий — требовалась тщательная подготовка к экзаменам /Фото: mtdata.ru

При социализме система образования имела неоспоримые преимущества: Плата за обучение была бесплатной, и доступ в университеты был открыт для всех — все зависело только от того, как человек сдал экзамены. Конечно, существовал и так называемый «блат», который также применялся в этой сфере. Однако если студент был действительно хорошо подготовлен, его шансы стать студентом были достаточно высоки.

Одаренные девушки и юноши из сельской местности были желанными гостями в университетах. Победители школьных и региональных соревнований получили льготы, как и спортсмены. Мастера спорта были встречены с энтузиазмом, поскольку в будущем они будут представлять учебное заведение на межвузовских соревнованиях. Существовали «рабочие» и «маленькие школы», где молодые люди могли легко сдать вступительные экзамены после окончания школы.

Учебный план — основа всего и четко определенная литература

Студентам во время учебы приходилось много конспектировать: на лекциях, в библиотеке, дома. /Фото: img-fotki.yandex.ru

Студентам приходилось делать много записей во время учебы: на лекциях, в библиотеке и дома /Фото: img-fotki.yandex.ru

Система высшего образования была ориентирована не только на обучение, но и на морально-политическое воспитание студентов. В то время прогулы считались глупостью, а не системой, и осуждались обществом. Во время учебы от студентов требовалось прилежно учиться и работать с четко прописанной литературой. Однако сегодня интернет стал основным источником знаний, и литературу можно выбирать самостоятельно. Более того, в советское время почти каждый термин имел свое четкое определение, от которого нельзя было отклоняться.

Отношение к обучению: молчание на лекциях и «стыд за отсутствующих».

Во время лекций студенты старались сохранять тишину и внимательно слушать преподавателя. /Фото: journals.eco-vector.com

Во время лекций студенты старались вести себя тихо и внимательно слушать преподавателя /Фото: journals.eco-vector.com

В советское время культивировалось уважительное отношение к учителям. Они, в свою очередь, могут сделать замечание ученику, обращая внимание не только на учебный процесс, но и на внешний вид или поведение. Во время уроков в классах было тихо, а опоздания считались неприемлемым поведением. В наше время студенты часто не посещают лекции, а современная система образования требует высокого уровня самостоятельной работы. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, отсутствие строгой дисциплины часто негативно сказывается на учебном процессе.

Оцените статью
Блог Бабника