Система образования в СССР. Система высшего образования в ссср.

В конце 1950-х годов начали создаваться специализированные школы, где предметы изучались более углубленно. Школьная программа была разработана с упором на точные науки. При разработке учебных программ большое внимание уделялось точным наукам.

Система образования в СССР

Система образования в СССР официально называлась системой народного образования. С момента своего создания в 1917 году главной задачей системы было обучение и воспитание нового поколения в духе коммунистической идеологии, управляющей жизнью общества. Моральной целью советского образования на всех уровнях — от детского сада до высшего учебного заведения — было воспитание достойных представителей рабочего класса, которые вместе со всей страной будут строить «светлое будущее». На протяжении всего существования советской системы образования не только гуманитарные, но и естественные и даже точные науки преподавались в рамках этих принципов.

Малыши в советском детском саду

Первым этапом государственной образовательной программы были детские сады. Они были открыты по всему СССР с первых лет его существования: Для строительства Советской страны требовались миллионы рабочих, включая женщин. Проблема «на кого оставить ребенка молодой работающей матери» не стояла — ее успешно решали ясли и детские сады, которые принимали детей с двухмесячного возраста. Позднее детские сады стали важной частью системы общего среднего образования, которое с 1972 года было обязательным для всех советских граждан.

В советской системе дошкольного образования не было частных детских садов. Все учреждения были либо коммунальными (государственными), либо учреждениями сферы услуг — они принадлежали предприятиям: Фабрики, колхозы, мельницы и т.д. Они находились в ведении местных органов образования и здравоохранения.

Государство не только повсеместно строило детские сады, но и почти полностью финансировало содержание детей и их обучение. Родители получали частичную компенсацию за питание детей, рассчитанную на основе общей заработной платы отца и матери ребенка. Не было «добровольных» взносов на шторы, одеяла, ковры, книги, кастрюли и так далее. Многодетные семьи и семьи с низкими доходами освобождались от уплаты взноса за детский сад.

  Какие домашние животные считаются самыми умными. Кто умнее собака или лошадь.

В СССР существовала разветвленная система дошкольного образования:

  • из яслей — в них воспитывались самые маленькие — от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов — они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков — комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

Опытные педагоги и няни работали с детьми в детских садах. Детей учили здоровому образу жизни, а культурное развитие соответствовало установкам Коммунистической партии и государственным нормативам для всей системы образования в СССР.

Школьное

Ученики советской начальной школы

Среднее образование в СССР претерпело ряд преобразований в соответствии с меняющимися реалиями жизни, и все изменения были направлены на повышение образовательного уровня новых поколений.

В первые годы советской власти не было разделения на общее и профессиональное образование: В девятилетних школах трудовых коммун РСФСР теоретические знания и освоение профессии преподавались параллельно. Было два этапа: первый — пятилетний, второй — четырехлетний. Кроме того, в 1919 году в специализированных средних и высших учебных заведениях открылись рабочие школы для подготовки пролетарских неграмотных и крестьян к высшему образованию. Они существовали до середины 1930-х годов, когда были упразднены, поскольку в них больше не было необходимости.

В 1932 году среднее образование в СССР было переведено на десятилетний срок и три ступени:

  • начальным — с 1 по 4 класс;
  • неполным средним — с 5-го по 7-й;
  • средним — 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР возникли два типа техникумов:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования была изменена: Первые три класса стали начальными, средние классы — с четвертого по восьмой, а старшие классы — девятый и десятый.

В том же году были открыты первые технические школы, а школы фабрично-заводского ученичества, готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, были заменены профессионально-техническими школами, которые можно было посещать после восьмого класса для получения профессии.

Для поддержки малообеспеченных, многодетных и бедных семей была разработана система школ-интернатов, где дети жили в течение рабочей недели, посещали школу как в обычной школе, а на выходные отправлялись домой. Во всех общеобразовательных школах были созданы группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие бабушек и дедушек, оставались в школе после уроков до вечера и получали полноценное питание и домашнее задание под присмотром учителей.

  Будут ли искать уклонистов от частичной мобилизации после ее завершения. Розыск уклонистов от мобилизации.

Реформированная советская система среднего образования 1958 года оставалась неизменной вплоть до распада страны и была признана многими уважаемыми в мире педагогами лучшей в мире.

Высшее

Студенты советского вуза на лекции

Вершиной системы образования в Советском Союзе было накопление высших учебных заведений, выпускавших высококвалифицированных специалистов с комплексным подходом к каждой отрасли народного хозяйства. В стране успешно работают более восьмисот университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты в основном готовили менеджеров для промышленности, а университеты в основном готовили специалистов в области гуманитарных и естественных наук.

Университеты выпускали квалифицированных специалистов и в то же время служили базой для научной работы, так как были оснащены исследовательскими кабинетами и лабораториями, где проводились эксперименты, разрабатывалась строительная техника и бытовые приборы. Студенты активно участвовали в пионерской деятельности, но основным их занятием была систематическая учеба. Молодые люди получали стипендии, размер которых зависел от успеваемости и общественной работы.

Советский Союз был первой страной в мире, которая использовала программы внеуниверситетского обучения для улучшения доступа к высшему образованию для всех слоев населения.

Несмотря на идеологизацию системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерного образования, признавалась даже политическими противниками Советского Союза.

Как в СССР поступали в ВУЗы, чего боялись студенты и другие нюансы советского высшего образования

Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Люди, учившиеся в советское время, вспоминают студенческую жизнь с ностальгией. Конечно, были трудности — сложные вступительные экзамены, много знаний, требовательные профессора. Но романтика студенчества всегда привлекала. Сегодня многое изменилось. Для поступления в университет достаточно было хорошо сдать Единый государственный экзамен и получить необходимый балл. И подумать только, что советские студенты боялись, что от них избавятся как от огня. Прочитайте, какой была учеба в СССР и почему о ней вспоминают с любовью, несмотря на трудности.

  Одни дома: 18 способов провести время с парнем. Чем можно заняться с парнем.

Почти равные возможности приема и льготы для олимпийцев и спортсменов.

В вузы мог поступить каждый, для этого следовало как следует подготовиться к экзаменам. /Фото: mtdata.ru

Поступить в университет мог любой желающий — требовалась тщательная подготовка к экзаменам /Фото: mtdata.ru

При социализме система образования имела неоспоримые преимущества: Плата за обучение была бесплатной, и доступ в университеты был открыт для всех — все зависело только от того, как человек сдал экзамены. Конечно, существовал и так называемый «блат», который также применялся в этой сфере. Однако если студент был действительно хорошо подготовлен, его шансы стать студентом были достаточно высоки.

Одаренные девушки и юноши из сельской местности были желанными гостями в университетах. Победители школьных и региональных соревнований получили льготы, как и спортсмены. Мастера спорта были встречены с энтузиазмом, поскольку в будущем они будут представлять учебное заведение на межвузовских соревнованиях. Существовали «рабочие» и «маленькие школы», где молодые люди могли легко сдать вступительные экзамены после окончания школы.

Учебный план — основа всего и четко определенная литература

Студентам во время учебы приходилось много конспектировать: на лекциях, в библиотеке, дома. /Фото: img-fotki.yandex.ru

Студентам приходилось делать много записей во время учебы: на лекциях, в библиотеке и дома /Фото: img-fotki.yandex.ru

Система высшего образования была ориентирована не только на обучение, но и на морально-политическое воспитание студентов. В то время прогулы считались глупостью, а не системой, и осуждались обществом. Во время учебы от студентов требовалось прилежно учиться и работать с четко прописанной литературой. Однако сегодня интернет стал основным источником знаний, и литературу можно выбирать самостоятельно. Более того, в советское время почти каждый термин имел свое четкое определение, от которого нельзя было отклоняться.

Отношение к обучению: молчание на лекциях и «стыд за отсутствующих».

Во время лекций студенты старались сохранять тишину и внимательно слушать преподавателя. /Фото: journals.eco-vector.com

Во время лекций студенты старались вести себя тихо и внимательно слушать преподавателя /Фото: journals.eco-vector.com

В советское время культивировалось уважительное отношение к учителям. Они, в свою очередь, могут сделать замечание ученику, обращая внимание не только на учебный процесс, но и на внешний вид или поведение. Во время уроков в классах было тихо, а опоздания считались неприемлемым поведением. В наше время студенты часто не посещают лекции, а современная система образования требует высокого уровня самостоятельной работы. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, отсутствие строгой дисциплины часто негативно сказывается на учебном процессе.

Оцените статью
Блог Бабника