Но именно здесь и начинается путаница — что считать «я», что считать точкой отсчета, когда в вашем уме столько путаницы? Это похоже на вопрос о счастье — ответ кажется очевидным, но он не так прост, если задуматься над ним всерьез.
Кто я? — важнейший вопрос самоидентификации
Каждый человек проходит через постоянный внутренний процесс самоопределения: он относит себя к определенной социальной группе и определяет свою роль в обществе. Когда мы задаем себе вопрос «Кто я?», первое, что приходит на ум, это различные ситуации: муж (жена), родитель (ребенок), начальник (подчиненный) и т.д. Существует множество социальных статусов, связанных с национальностью, религией, родством, принадлежностью к городу, профессией и т.д.
Однако гораздо важнее, чтобы люди знали не то, каковы их «классы», а то, каковы их характеристики, ценности и стремления. То есть, основной вопрос психологии — это даже не «Кто я?». Ответ может быть очень сложным, но очень важно понять, признать и принять различные аспекты самого себя: Черты характера и психологические установки, которые развиваются в результате опыта и личных взглядов на жизнь.
Пример вопросов, которые люди задают себе, когда думают о самоопределении
Кто я — женщина или мужчина? Глупый или умный? Красивая или уродливая? Любимый или отвергнутый? Бесполезные или важные, значимые? Успешные или неуспешные? Любитель или эксперт? Эгоист или альтруист? Хорошо это или плохо?
В этой статье мы рассмотрим, почему так важно понимать себя, какие проблемы возникают, когда этого понимания нет, и какое место занимает самоидентификация в психотерапии.
Почему так важно понять себя?
Ключом к решению многих проблем является понимание собственной личности, мотивов и побуждений. Только познав себя, можно изучить свои потребности и желания, а это самый короткий путь к счастью. Попасть туда случайно, не задумываясь о том, кто я, зачем я и куда иду, вероятно, возможно. Но мы не видели таких примеров. Однако, чтобы понять себя, нам нужно знать не только то, чего мы хотим от жизни.
Это очень желательно знать:
- слышать и понимать свои чувства, мотивы и мысли;
- анализировать свой опыт и поступки, делать выводы;
- намечать цели, которые будут способствовать личностному и духовному росту, достигать их.
Почему важно овладеть тремя вышеупомянутыми навыками? Во-первых, он позволяет объективно оценить свои внутренние резервы и достичь желаемого наилучшим образом. Во-вторых, самопознание помогает вам избежать ошибок в жизни, ситуаций, когда вы как бы наступаете на одни и те же грабли. Анализ своих действий — это способ стать лучше, успешнее и счастливее.
В-третьих, все эти навыки помогут вам найти желаемую профессию или другие возможности для самореализации. Это может быть семья, хобби, религия — то, что приносит мир в душу и наполняет жизнь особым смыслом. Важно иметь в голове конкретный жизненный сценарий, который послужит путеводной звездой, картой на пути к счастью.
Поэтому важнейшей предпосылкой для всестороннего развития личности является самопознание. Некоторым людям легко разговаривать с собой, размышлять и анализировать. Для других все это настолько необычно, что они не могут разобраться в себе без помощи психолога. Это зависит от темперамента, типа личности и поведения, приобретенного в детстве. В конце концов, это действительно легче увидеть снаружи, чем изнутри, поэтому человек всегда обращается за помощью к квалифицированному психологу.
Но что если человек сознательно или бессознательно отказывается от самоопределения и самопознания, предпочитая руководствоваться в жизни внешними стимулами и шаблонами?
Проблемы, связанные с дефицитом самоидентификации
Слабое самосознание, как правило, предрасполагает к следующим психологическим проблемам:
- Низкая самооценка. Любому человеку очень важно знать свои сильные и слабые стороны. Вот почему психологи часто задают клиентам вопрос: что вы умеете делать лучше других? Человек с низким уровнем самоидентификации скорее всего не сможет ответить на этот вопрос или же скажет, что нет таких сфер, в которых он чувствовал бы себя экспертом. Неадекватная самооценка сама по себе является причиной большинства психологических проблем.
- Сложности в выборе работы, спутника жизни и жизненного пути. Непонимание себя часто порождает некую инфантильность, когда взрослый человек не знает, чего хочет, и потому бездействует. Он перекладывает ответственность за свою жизнь на других просто потому, что не знает, что с ней делать. Невозможность выстроить жизнь так, чтобы она приносила радость — очень частое явление среди людей, которые запутались и уже не могут ответить, кто они, зачем они и куда они идут. Это проявляется во всех сферах, и такому человеку очень сложно научиться жить своим умом. Рано или поздно он оказывается в тупике, ему кажется, что всё плохо, всё бессмысленно. И вместе с тем он не может обозначить, каких конкретно изменений нужно достичь, чтобы выйти из этого состояния. Но проблема решаема.
- Чувство неудовлетворения и отсутствия в жизни смысла, негативные эмоции, отчаяние. На каждом уровне самоидентификации может произойти крах: в семье — развод или смерть близкого, на работе — сокращение штата, в социальной жизни — ущемление прав. Всё это может привести к тому, что человек перестанет ассоциировать себя с важными социальными ролями. Кто-то в таких обстоятельствах сдаётся, начинает топить горе в вине, кто-то занимает пассивную позицию, делая вид, что ничего не произошло, а кто-то — активную, пытается восстановить свою картину мира и начать жизнь заново.
- Ошибки, ошибки и ещё раз ошибки. Да, это тоже опыт, но, если он ничему не учит, то есть серьёзный повод задуматься. Часто к психологу приходят женщины, которые несколько раз выходили замуж, но не были счастливы ни в одном браке. Они с завидным постоянством наступают на одни и те же грабли, совершают одни и те же ошибки, словно идут по жизни с завязанными глазами. Почти всегда у них есть серьёзные проблемы с самоидентификацией. Вспомним то, что уже говорилось выше: не поняв себя, не найдёшь пути к своему счастью.
Как понять кто я
Каждый из нас — это целая вселенная. Но мы часто так заняты, что у нас нет времени на то, чтобы изучить его. В результате мы не прислушиваемся к своим настоящим мечтам, не задумываемся о смысле жизни, следуем стереотипам и ожиданиям окружающих. Многие из наших книг помогают решить эту проблему. Мы выбрали 3 упражнения, чтобы начать ваш путь к себе.
Рада Агравал в своей книге «Вместе» пишет: «Наши ценности, интересы и способности (CII) определяют, кто мы есть и чего хотим. Если мы не будем уделять время их анализу, мы можем завязнуть в отношениях, которые истощают нас и привязывают нашу жизнь к обществу, которое не отвечает нашим интересам. Попробуйте определить свои КС и разделить их на 3 круга (см. пример ниже). вместе.
Ценности
Загляните глубже и спросите себя: что для вас важно? Что действительно важно в вашей жизни? Успех, богатство и слава важны для вас? Или для вас важнее любовь, доверие, лидерство? Духовность, гармония, самодостаточность? На эти вопросы не может быть неправильного ответа. Ценности — это призма, через которую вы видите мир.
Интересы
Ценности — это неотъемлемая часть нашей природы, то, что определяет нас как личность. Интересы более осязаемы. Подумайте о том, что вас интересует: Живопись, видеоигры, поэзия, чтение, дайвинг, медитация, осознанное потребление или что-то совсем другое?
Способности
Наши сферы интересов и навыки часто пересекаются. В этом круге запишите все свои навыки, которыми вы можете поделиться с обществом. Вы хорошо готовите? Умеете ли вы организовывать людей? Можете ли вы рассмешить их? Любите ли вы наводить порядок? Мы часто воспринимаем свои навыки как должное. Часто навык — это то, в чем его обладатель не видит ничего особенного.
Проводите такой анализ хотя бы раз в год. CES поможет вам лучше понять себя и выяснить, какой цикл общения подходит именно вам.
Прогоняем «надо» и «нельзя»
Это упражнение из книги «Хватит!» поможет вам понять, в какой степени вы живете для себя, а не для других. Первый шаг в поиске препятствий на пути к вашей подлинности — определить свои «надо». Многие из нас заразились убеждениями о «должен» и «не должен» от других людей, которые не понимают, кто мы такие. Иногда эти убеждения касаются мелочей, а иногда — серьезных вещей. Часто они приходят извне, но иногда мы сами их выращиваем. Достаточно. 1. заведите дневник и выделите время и место для этого упражнения.
2. запишите все «надо» и «не надо», которые приходят на ум. Если вы не знаете, с чего начать, подумайте о стоящей перед вами задаче. Перед вами стоит конкретная дилемма или вы достигли момента, когда вам нужно принять решение? Что за убеждения «должен» и «не должен»? Например: «Я хочу бросить работу, но не могу этого сделать, потому что это безответственно.
3 Теперь давайте копнем глубже и поищем причины этих убеждений в подсознании. Попробуйте закончить предложение словами «потому что». Например, «Я должен пойти на эту вечеринку, хотя мне не хочется (потому что я думаю, что это означает, что я хороший друг)» или «Я должен остаться в этих отношениях (потому что я обещал)».
4. Затем проверьте, можете ли вы определить более высокие личные ценности и принципы, которые объясняют это решение. Ваша система ценностей включает в себя ряд качеств, которые вы считаете важными. Например, доброта, честность, преданность, творчество или свобода. Ценности — это суть вашего характера, и вы чувствуете себя лучше, когда ваши действия соответствуют вашим наиболее ценимым качествам. Например, вы можете сказать: «Я остаюсь в этих отношениях, потому что я обещала, а одно из моих качеств — верность. В идеале, ваша убежденность в том, что вы должны и не должны делать, подкрепляется принципами и ценностями, которые что-то значат для вас.
Если теперь вам приходится заполнять утверждения типа «следует» и «не следует» бессмысленными отговорками «потому что люди так делают» или «потому что так принято», вам следует подумать об этом более тщательно. Таким образом, вы сможете распознать убеждения, которые приходят извне и не обязательно соответствуют вашим собственным ценностям.
Какие ценности действительно являются вашими собственными, а какие навязаны другими?
5. выберите одно из убеждений, найденных на этапе 4, и спросите себя: «Является ли оно абсолютно истинным? Откуда я знаю, что это так? Когда, от кого и как я этому научился?». Пересмотрите свои убеждения одно за другим. Возможно, вам потребуется время, чтобы вернуться в прошлое, найти источники этих убеждений и изучить их связь с вашей сегодняшней жизнью.
6. Теперь уделите три минуты тому, как вы чувствуете себя физически и эмоционально каждый раз, когда отбрасываете убеждения «должен» или «не должен». Подойдите к упражнению с мысленным, медитативным отношением и поиграйте с идеей. Это не означает, что вы должны действовать или что-то менять немедленно, поэтому расслабьтесь. Цель упражнения — просто разогреть ум и постепенно открыть пространство для новых возможностей. 7.
7. попытайтесь представить, как изменится ваша жизнь, когда вы избавитесь от этого конкретного «должен» или «не могу». Поскольку вы, вероятно, никогда не думали о том, что ваш жизненный путь может отличаться от того, который вы выбрали, этот шаг может быть немного пугающим. Постарайтесь отнестись к этому легко и игриво. Рассмотрим следующее: Сделали бы вы другой выбор, если бы у вас не было этого убеждения? Как изменилась бы ваша жизнь? Где бы вы были? Что бы вы делали? Попробуйте живо представить его в своем воображении.
Смысл жизни
Смысл жизни — это то, что помогает нам процветать в хорошие времена и преодолевать темные времена. Авторы книги «Освободи себя» помогут вам найти его. Освободите себя Запишите самые важные из ваших давних убеждений. Рядом с каждым отметьте, когда вы его приобрели и когда вы его в последний раз пересматривали (если вы вообще это делали). Отметьте те, которые вызывают у вас приятные чувства, и поставьте крестик напротив тех, которые вас раздражают. Отметьте еще одно убеждение, которое, по вашему мнению, придает вашей жизни смысл. Наконец, сформулируйте и запишите его. Для некоторых это может быть концептуальная вещь: «делать добро» или «делать мир лучше». В некоторых случаях она формулируется несколько более конкретно, например, «для защиты семьи».
Смысл жизни — это не обязательно что-то великое, необыкновенное. Ваш смысл может заключаться в вашей работе. Или время, которое вы проводите со своими друзьями. Или футбол. Вечера наедине с любимым человеком. Семейные ужины. Будь то простые удовольствия или вещи, которые составляют все ваше существование и личность.
Продолжайте. В путешествии Вселенной внутри вас есть еще много интересного.
Я — это мой ум
Следующий и наиболее проблематичный уровень непонимания — отождествление с собственными мыслями, с тем, что происходит на поверхности сознания. Именно здесь вступает в игру сам принцип восприятия: «Я есть то, что я контролирую». Способность контролировать внутренний диалог создает иллюзию, что мое Я, мое «Я» выражено здесь. Ведь гордиться им можно только в том случае, если это было выражением моей свободной воли, а не животным инстинктом или психологическим автоматизмом.
В классической психологии существует понятие эго, которое рассматривается как центр сознательной части личности, и новичкам в психологических исследованиях легко впасть в заблуждение, что самость и эго — это одно и то же. Но это далеко от истины. Эго — это всего лишь адаптивный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но именно эго со всеми его противоречиями создает основу для всех психологических проблем.
Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль спросил себя, где находится его эго, правильный ответ был бы: «Я — капитан» (оставим в стороне романтические представления о душе корабля). Но затем происходит странная трансформация, и корабль вдруг начинает верить, что это руль, потому что движения руля вызывают изменение курса и, таким образом, кажутся выражением свободной воли корабля. Но не сошел ли корабль с ума? Стала ли она слишком гордиться своей рулецентричностью?
То же самое происходит, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своей голове. Мысли — это лишь рябь на воде, результат ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, отождествлять себя со своим «я» — это законная форма безумия.
На практике это приводит к возникновению множества повседневных проблем, которые невозможно решить, не достигнув следующего уровня сознания. Именно в этом и заключается трудность психологов — они должны избавить пациента от привычного представления о том, что здоровый человек — это здоровый человек.
Психологи даже придумали собственный термин «рационализация», но обычно он используется в более узком смысле — например, для описания такой формы психологической защиты, при которой пациент придумывает разумное объяснение своему иррациональному поведению, избегая необходимости признать истинную природу своих действий.
Например, мужчина совершает безрассудный поступок (например, изменяет своей жене) и вместо того, чтобы признать, что он действительно хотел это сделать, что это отражает его истинную личность, он придумывает логическое «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет ему продолжать жить в счастливой иллюзии, что он хороший муж. Он говорит: «Я сделал это, потому что…». — а потом начинает врать. Это рационализация — самообман через логическое оправдание своих действий.
Рационализированный взгляд на себя приводит нас к такой внутренней установке: «Я есть то, что я думаю о себе, я есть то, чем я решил быть» — и это самая иррациональная глупость из всех возможных.
Например, человек, прочитав умные статьи на каком-нибудь сайте, проникается логикой аргументов об уместности каких-либо моральных оценок и говорит себе: «Отлично! Отныне я буду помнить, что в людях нет ничего хорошего или плохого, они нейтральны и не подлежат осуждению».
Я — это моя память
Действительно, память относится к сфере разума и сознания, но эта версия иллюзии заслуживает отдельного рассмотрения.
Мы только что обсудили, как устроены логические представления о себе и к каким проблемам это приводит, когда мы отождествляем себя с этими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остается только один вопрос: где хранятся все эти мысли? Разве их не нужно строить с нуля?
Для этого у человека есть память, копилка, в которой хранятся готовые решения для типичных ситуаций. Человек помнит принятые ранее решения и знает, что правильный человек — это последовательный человек. Он был воспитан таким образом и поэтому старается придерживаться однажды принятого мнения и очень стыдится, когда его обвиняют в непоследовательности.
Но принципы и мнения всегда отстают от времени. Они были созданы вчера и сегодня уже бесполезны. Последовательность, определенность и предсказуемость поведения успокаивают и создают иллюзию доверия … но эта иллюзия исчезает при столкновении с непредсказуемой и изменчивой реальностью.
Иметь характер и твердо стоять на своих позициях считается достоинством, достойным самого высокого уважения. А отсутствие четких взглядов на жизнь и гибкости мнений воспринимается как уничижительный оппортунизм.
Иметь характер — хорошо, не иметь его — плохо. «Я» — это последовательность моих мнений и ценностей, «Я» — это мой характер, а мой характер — это моя личность. Это подпрограмма, которую образование навязывает каждому ребенку.
Поэтому с раннего детства человек начинает культивировать, воспитывать и заботиться о своем характере. Из многообразия имеющихся черт, качеств, поведения и принципов формируется уникальный букет индивидуальных характеристик, объединенных одной целью — добиться признания и уважения. Потому что характер — это хорошо, а хороший характер — еще лучше.
Помните статью о Shadow и Persona? Ну, характер — это один из аспектов личности, маска, которую мы надеваем на окружающих и, что более опасно, на самих себя. Мы верим в свой характер и боимся его потерять, потому что в глубине души знаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания своей полной незначительности в масштабах Вселенной построена на зыбкой почве нашей памяти о себе. Если удалить память о человеке, что от него останется?
С точки зрения «я», потеря памяти равносильна смерти, но умирает ли в этом случае мое «я»? Если я потеряю память о себе, будет ли мое поведение таким же, как и раньше? Вернусь ли я к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер таким же, если его сформировать при других обстоятельствах? Я предоставляю вам самим поразмышлять над этими вопросами.
Я — это мои чувства
Прежде чем перейти к нашему вопросу, нужно решить, о каких чувствах мы хотим поговорить. Если взять понятие Юнга о психологических типах, то здесь есть интересный нюанс, на который следует обратить внимание. Там он имеет понятие доминирующей психической функции, одной из четырех — мышления, ощущения, восприятия и интуиции. Первые два Юнг называет рациональными, вторую пару — иррациональной.
Вот в чем проблема: Юнг утверждает, что эмоции рациональны! Так же как и мышление рационально. Разница между ними лишь в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?», а эмоции — на вопрос «Хорошо или плохо?». Разум пытается дать рациональную оценку, эмоции — моральную.
В этом контексте очень интересно посмотреть на разницу между женской и мужской психологией, поскольку сфера эмоций принадлежит почти исключительно женщинам. Для большинства женщин доминируют эмоции, в то время как мужчины распределяют остальные три функции более или менее равномерно. Было бы неуместно раскрывать эту тему сейчас, но здесь кроется секрет того, почему мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.
Другой вид эмоций, иррациональные эмоции, которые не подчиняются логике, не зависят от мысли и не контролируются волей, важны для нашего обсуждения. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат гораздо больше психической энергии, чем даже самые изощренные мысли.
Прежде всего, это основные эмоции: Гнев, Страх, Печаль и Радость. Это эмоции, которые присущи человеку от природы и совсем не зависят от его воспитания. Они действуют как психические гормоны и задают общий тон, с которым следует реагировать на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, агрессии, страх означает бегство, печаль указывает на потерю, радость — на приобретение. Эти эмоции могут быть приемлемыми или нет, но их невозможно контролировать — они являются частью нашей животной природы, которую мы пытаемся компенсировать с помощью дрессировки.
Остальные эмоции можно назвать условными, например, условные и безусловные рефлексы. В течение жизни мы знакомимся с этими эмоциями — обидой, гневом, завистью, ревностью, жалостью, симпатией и отвращением, любовью и ненавистью… и так далее. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и свидетельствуют о менее чем нормальном психологическом функционировании. Важной градацией является то, что чем интенсивнее эмоции в этой области, тем хуже психическое состояние человека.
Важно помнить, что эти эмоции всегда находятся вне рационального контроля и возникают независимо от того, что человек считает правильным или неправильным, хорошим или плохим.
Например, воспитание учит нас осуждать агрессию, клеймит такое поведение как злое, аморальное, и даже на спортивном ринге требует спортивного энтузиазма, а не чисто животной агрессии. Агрессия опасна для общества, потому что она неконтролируема. И вот человек, прошедший все социальные тренинги и получивший удовлетворительную степень, оказывается в ситуации, когда, например, грубиян вклинивается в очередь и выхватывает у него из-под носа последние билеты на премьеру.
Появление агрессии в этой ситуации вполне естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения — то есть эмоция в нем возникает, но он не может позволить себе ее выразить… потому что нужно быть хорошим человеком, уравновешенным и мягким. И поскольку он никогда не выражал агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессия подавляется, уходит в бессознательное, и человек уже не осознает, что она где-то там.
Прямо сейчас, я спрашиваю себя:
— Что я делаю или делал, что доставляет мне удовольствие и истинное наслаждение?
— Каким занятиям я обычно уделяю больше внимания?
— Что мне нравится делать? Где меня интересуют подробности?
— В каких областях я могу назвать себя мастером? Что я могу сделать лучше, чем другие?
— Чем я любил заниматься в детстве?
— Что за люди окружают меня? Как они реагируют на меня? Чему они меня учат? Какие подарки они мне дарят? Что они мне предлагают?
— Как меня зовут? Когда я родился (родила)? Наконец, в нашем имени и дате рождения может содержаться план нашей жизненной миссии.
— Какое у меня тело? Какие заболевания характерны для меня?
— Какие вызовы окружают меня? Как я могу узнать свою миссию, решив эти вопросы?
— За что мне платят? Почему мир дает мне поддержку в виде радости, благодарности, состояния счастья?
Каждый раз, когда я смотрю на