Рождественская елка считалась символом праздника в доме и была настолько популярна среди людей, что стала традицией даже после того, как Новый год был перенесен на канун Нового года.
История русской ёлки. Начало
Самый популярный праздник в России — Новый год! По данным социологов, его отмечают 96% населения. Но все на 100% знают, что обязательными символами Нового года являются мандарины, «оливье», подарки, мороз и, прежде всего, елка! Уже в начале декабря, среди повседневных забот и суеты будней, мы с нетерпением ждем момента, когда зеленая красавица, окутанная ароматом ели, придет домой, любимые игрушки достанут из коробок, а крепкий мороз будет охранять подарки под елкой. Праздник приходит домой, и кажется, что так было всегда.
История новогодней елки в России прошла множество поворотов, сопровождаясь равнодушием, неприязнью и даже враждой. И Новый год, и январь встретились не сразу.
Давайте перевернем страницы этой празднично-исторической детективной истории, в которой елка сумела пройти путь от ненависти до всеобщей любви, став в итоге главным украшением Нового года и символом семейного уюта и счастья.
Давайте сначала позаботимся о Новом годе. У древних славян Новый год ассоциировался с пробуждением природы от спячки и отмечался одновременно с Масленицей, в день весеннего равноденствия 21 марта. А после принятия христианства и введения регулярных месяцев его стали исчислять с начала месяца — 1 марта.
В 1492 году (7000 год после сотворения мира) Иван III и церковь отметили эту дату, перенеся Новый год на осень — 1 сентября — по византийскому образцу. Это напоминало ветхозаветный период, когда после сбора урожая люди жили спокойной жизнью, освободившись от работы на некоторое время, и могли посвятить себя празднику.
В Европе, согласно юлианскому календарю, 1 января было первым днем нового года — в этот день новоизбранные консулы вступали в должность с середины второго века до нашей эры.
В России инициатором «переноса» Нового года на привычное нам 1 января был Петр I, который ввел в российское общество многие европейские обычаи. Его волновал не столько сам праздник, сколько переход России на европейский календарь, не от Сотворения мира, как это было принято в России, а от Рождества Христова. Однако в то же время Новый год стал праздником в январе.
Петр, как всегда, был нетерпелив и не стал ждать до следующего года. Поэтому Новый год 1699 года отмечался в России дважды: в сентябре, а затем, по новому указу, 31 декабря. Однако это нас не удивляет. Даже сейчас у нас «Новый год два раза в год, и все!». Петр, стремясь детально регламентировать каждый процесс, подробно объяснил, какими должны быть обязательные особенности нового праздника. Он принял в нем активное участие: в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года он вышел на Красную площадь с факелом в руке и устроил первый фейерверк в честь нового праздника. Он также создал праздничную атмосферу и приказал украсить город к праздникам. Королевский указ от 20 (30) декабря 1699 года «О праздновании Нового года» предусматривал, в знак этого «доброго начинания и нового века», что «… украшения из дерева и веток сосны, ели и можжевельника перед воротами домов или над виллами в царственном городе Москве,… И чтобы они были закончены к 1 января, и чтобы эти украшения оставались до 7-го дня того же 1700 года». Петр Алексеевич, который недавно вернулся из поездки по Европе во главе «Великого посольства», смог стать свидетелем рождественской елки, украшенной свечами, фруктами и пряниками в Саксонии. Но в самой Европе современная история только начинается.
Ёлка в европейской праздничной традиции
Сегодняшний жизнерадостный образ украшенной рождественской елки уходит корнями в древнюю духовную традицию. Обычай поклонения деревьям — носителям жизненной энергии, хранилищам душ предков и местам обитания духов, защищающих от злых сил, — очень древний. В поисках защиты и поддержки с древних времен развился всемирный культ «священных деревьев», в котором деревья украшаются в ритуалах. Иногда культовому поклонению подвергалось не только живое дерево или целое дерево, но даже его части — обычай хранить кусочек «елочного ствола» в качестве талисмана удачи встречается у скандинавов, англичан и французов.
На Руси деревом почиталась береза, у древних германцев — ель: В его тени собрались военные советники и попросили защиты и здоровья. На Новый год они приходили к нему с подарками и украшениями. С принятием и утверждением христианства главный смысл праздника был перенесен на канун Рождества — дату рождения Христа (24 декабря), а елка стала рождественской. Но, конечно, мы не должны видеть здесь единую непрерывную традицию с незапамятных времен. Первое упоминание о елке как о рождественском дереве датируется 1600 годом, из хроники провинции Эльзас (входившей тогда в состав Священной Римской империи германской нации) — ровно за сто лет до указа Петра I. Путешественники восхищались елями, которые устанавливались в домах местных жителей на Рождество и украшались бумажными розами, фруктами и сладостями.
Легенда гласит, что в 1513 году, гуляя в лесу в канун Рождества, Мартин Лютер был так очарован звездами в ночном небе над еловым лесом, что решил взять домой небольшую ель и украсить ее верхушку звездой в память о том, кто указал волхвам путь к яслям новорожденного Христа. Во второй половине XVII века маленькие ели подвешивали к потолку, иногда вверх ногами для экономии места, или отдельные ветви украшали яблоками и другими сладостями. Деревья с зажженными свечами на ветвях выглядели очень эффектно. В то время было принято ставить большую красивую елку в центре комнаты, чтобы звонить в колокол. Но даже в Германии праздничная елка в доме стала привычной только с конца XVIII века. Век. Только в начале XIX века большие ели стали украшать площади немецких городов в канун Рождества.
Век восемнадцатый: русская ёлка — путь «через тернии — к звездам!»
Можно сказать, что Петр Великий был одним из первых европейских правителей, оценивших красоту этой праздничной традиции. Правда, в его указе речь не шла о домашней елке, украшенной игрушками — по его замыслу, зеленый акцент должен был украсить серо-белый городской пейзаж на улицах и площадях в праздничный день. Он не ограничивался только рождественскими елками — он мог использовать любые вечнозеленые виды. Самое главное, что это была новогодняя, а не рождественская елка, что подчеркивало светский характер вводимого нового праздника. Вскоре после основания северной столицы там тоже стали устанавливать рождественские елки. А потом все закончилось так же быстро, как и началось.
Общество не разделяло энтузиазма правителя и его эстетического вкуса к празднику: с его смертью традиция, не успевшая укорениться, казалось, была забыта навсегда. Это и неудивительно, ведь в славянской культуре ель имеет иную, противоположную празднику репутацию.
В русской устной традиции ель — это мрачное, колючее, сырое место, населенное колдунами и феями. Ели не сажали возле домов, так как считалось, что они не смогут противостоять нападающим мужчинам. И она (как и сосна) играла важную роль в русских похоронных обрядах. Его ветви, обязательно с шипами, направленными вперед, устилали дорогу на кладбище, чтобы умершие могли совершить там свой последний путь. С такой историей трудно сделать их символом радости и праздника. Другими популярными деревьями были серебряная береза — главное украшение Святой Троицы, и кустарниковая ива — знак приближающейся Пасхи.
Однако в России было много народов, которые по-другому относились к ели. Многие жители Западной Сибири и других регионов (ханты, манси, удмурты) издавна почитали ель, в том числе и как символ Нового года. Выбранному дереву дарили подарки и украшали его золотыми и серебряными подвесками и декоративными платками. Однако, как и все языческие ритуалы, эти церемонии не были признаны церковью и не получили широкого распространения.
Почти единственным исключением, даже в послепетровскую эпоху, когда ели продолжали ставить, были таверны. Помещенная над крышей или рядом со входом в канун Нового года, она стояла там весь год, пожелтевшая и осыпавшаяся, служа отличительным знаком для пьющих, так что даже те, кто не умел читать, не могли пройти мимо.
Этот неожиданный поворот судьбы рождественской елки был сразу же подхвачен в литературе и фольклоре. Ниже приводится стихотворение Н. П. Кильберга, в котором история рассказана от лица кучера:
Мы там! Мы пересекаем сельскую местность стрелой,
Вдруг лошади стоят перед грязной хижиной,
Где рождественская елка забивается в дверь.
Но вы очень любопытны, сэр,
Ты не знаешь. Это таверна.
Связь между елкой и пьянством настолько сильна, что существует множество выражений, понятных каждому: «Пойдем к Ёлкину, выпьем за праздник»; «Ты был у Ивана Ёлкина, шатался из стороны в сторону».
История происхождения традиции
Современные люди воспринимают традиции своих предков как должное, и не все знают свои корни и историю. Новый год отсчитывался от рождения Иисуса Христа, так как это было важным и значимым событием для людей. У всех символов и верований, сохранившихся до наших дней, есть причина, которую стоит знать. Даже, казалось бы, простой вопрос о том, зачем ставить елку в канун Нового года, может удивить многих людей.
Традиция ставить в доме рождественскую елку восходит ко времени рождения Иисуса. Существует поверье, что праздновать рождение младенца пришли не только люди, но и все живые существа. Все хотели поздравить ребенка, но только одно дерево, проделавшее долгий путь, постеснялось войти и осталось у пещеры, где лежал ребенок. Деревья спросили о причине такого поведения, и дерево объяснило, что у него нет ни красивых листьев, ни ароматных цветов, ни сочных плодов, нечем поразить ребенка и нечего принести ему в подарок.
Кроме того, ель боялась поранить малыша своими иголками и поэтому решила не идти к остальным.
Эта забота и скромность произвели впечатление на деревья, траву и животных, и они осыпали дерево всевозможными дарами, украсили и преобразили его, и только в таком виде оно осмелилось прийти к Иисусу Христу. Легенда гласит, что маленький мальчик, увидев такое красивое дерево, дотронулся до него, и в этот момент на его вершине засияла Вифлеемская звезда. Это появление елки стало символом Нового года. Другое распространенное поверье гласит, что дерево было преобразовано ангелами, которые увидели, что дерево жаждет принять ребенка, но слишком скромно, чтобы сделать это. Ангелы подарили вечнозеленому дереву украшения и огни, которые преобразили его так, что оно радостно праздновало день рождения Христа.
Еще один вариант того, откуда пошла традиция ставить елку, — это немецкий Сильвестрфест, предшественник Нового года. В прошлом немцы собирались всей семьей, много готовили, убирали и украшали дом.
Рождественская елка считалась символом праздника в доме и была настолько популярна среди людей, что стала традицией даже после того, как Новый год был перенесен на канун Нового года.
Другая легенда гласит, что во времена упадка язычества монарх Бонифаций решил окончательно распрощаться с ним, срубив дуб, который в то время был священным для германских народов. Когда этот дуб упал, он сломал и уничтожил многие деревья вокруг, и только одно дерево выжило, став символом новой христианской веры.
Некоторые считают, что благодаря немецкому реформатору Мартину Лютеру в XVI веке появилась традиция звонить и украшать Новый год. Именно он ввел этот ритуал, который позже переняли и другие. Сегодня мы украшаем наши дома, делаем их праздничными и красивыми, радуем наших детей и создаем праздничную атмосферу.
Задабривание духов леса
В древней Германии люди были очень религиозны и поклонялись богам и духам, поэтому время от времени дарили им подарки. Люди верили, что хвойные деревья служат проводниками между мирами, поэтому церемонии обычно проводились в лесу. Они украшали деревья лентами и красивыми предметами и развешивали сладости, чтобы задобрить духов леса и обеспечить удачу и процветание в наступающем году. Существовали ритуалы и традиции, в соответствии с которыми украшалась рождественская елка. Сегодня дерево ассоциируется исключительно с самим фестивалем, и его сакральное значение не является общеизвестным. Раньше люди ставили ели в лесу, а сегодня их срубают и ставят дома, где собирают семью и друзей на праздник. Сегодня люди отмечают наступление нового календарного года, загадывая желание, празднуя и радуясь от души.
Некогда религиозный и несколько мистический ритуал поклонения духам является первоисточником сегодняшнего праздника, который отмечается во всем мире. Хотя традиция устанавливать ель зародилась в Германии, она быстро завоевала популярность, и сегодня почти в каждом доме в канун Нового года устанавливают ель или рождественскую елку, украшают ее огнями, дождиком, игрушками и сладостями, а на верхушку вешают звезду.
Считается, что пышные застолья и веселые празднования в канун Нового года приносят удачу и исполняют все желания.
Откуда взялся символ в России?
Традиция устанавливать елку в канун Нового года существует в России со времен Петра I, который придумал отмечать те же праздники, которые в то время отмечались в Европе. Именно благодаря этому правителю празднование Нового года стало проводиться не 1 сентября, а 1 января. Петр I также пытался ввести обычай ставить рождественскую елку в качестве украшения, но в то время люди не приняли это нововведение, так как хвойные деревья использовались в похоронных обрядах.
Новый импульс дала жена Николая I: она стала украшать дом к Рождеству и Новому году игрушками и другими красивыми вещами. Именно в это время в помещении была установлена рождественская елка, которая теперь стала символом Нового года. Александра Федоровна была немецкого происхождения, поэтому с детства видела дома елку в канун Нового года, а после замужества перенесла эту традицию в Россию.
Появление елки в саду вызвало интерес и оживление, и уже через несколько лет каждый нормальный человек имел ель на Новый год. Символ праздника обычно украшали стеклянными игрушками и сладостями. Сегодня их в значительной степени заменили пластмассовые игрушки, которые так же красивы, но более практичны и долговечны.
Помимо игрушек, современные люди украшают елку гирляндами, которые особенно красивы в темноте. Обычай ставить елку в канун Нового года зародился в Германии и прошел долгий путь по всем странам мира, объединяя и сближая их.
Хотя истоки этой традиции были религиозными и подпитывались верой в духов, со временем она превратилась в красивый, шумный и веселый праздник, который радует и взрослых, и детей, позволяя им на мгновение забыть обо всем и погрузиться в сказку. Сама елка является символом праздника, и неважно, настоящая она или искусственная — главное, чтобы в доме царила праздничная атмосфера.
В послереволюционный период советское правительство пыталось отменить Новый год, но любовь людей к празднику была настолько сильна, что в 1930-х годах все было исправлено, и теперь ничто не может помешать празднованию. Со времен Петра I в новогоднюю ночь запускались сигнальные ракеты и фейерверки, которые запускаются и сегодня. В канун Нового года в каждом городе после 12-го удара курантов небо озаряется яркими и красивыми фейерверками, и вы можете увидеть салют в небе.
Когда рождественскую елку начали украшать
Первые сообщения об украшенных рождественских елках относятся к 16 веку. По словам летописца, на Рождество в Эльзасе (регион на границе Франции и Германии, который временами находился под контролем то одного, то другого государства) в домах устанавливали елки и украшали их цветной бумагой, яблоками, печеньем, сахарными кубиками и розами.
Позже этот обычай распространился в протестантских регионах Германии. С другой стороны, католики не хотели украшать свои дома рождественскими елками, поскольку ассоциировали их с язычеством. Но позже эта прекрасная традиция покорила всех христиан. Для украшения использовались гирлянды из орехов и позолоченные яблоки.
Традиция украшать ель на Новый год и Рождество была впервые введена в России Петром I. После прибытия из Европы он издал указ «О праздновании Нового года» 20 декабря 1699 года. Празднование было перенесено на 1 января. Но традиция не прижилась.
Обязательным атрибутом Рождества, как и сейчас, елка стала только в XIX веке. И в начале века его играли исключительно в королевских дворцах, но, как это часто бывает, элитарная традиция со временем приобрела популярность в народе.
В конце концов, рождественская елка стала символом Рождества в XIX веке.
Когда появились елочные игрушки
Сначала елки украшали всем, что было под рукой — яблоками, картофелем, пряниками, орехами и морковью. Эти украшения дополнялись бумажными снежинками, звездами, гирляндами и фигурками ангелов. Первые стеклянные шары для рождественских украшений были изготовлены около 400 лет назад в Тюрингии на востоке Германии.
Обязательно подписывайтесь на канал Яндекс.ZEN, чтобы получать действительно интересный и увлекательный контент.
Здесь, в Тюрингии, началось первое промышленное производство рождественских украшений, хотя и гораздо позже, в 1850 г. Их делали не только из стекла, но и из дерева. Игрушками были не только мячи, но и всевозможные фигурки — сердечки, шишки, орехи, фигурки животных и т.д.
Первоначально только богатые люди могли купить игрушки из фарфора и стекла, расписанные мастерами-художниками. В бедных семьях рождественские елки продолжали украшать фруктами и бумажными игрушками.
Даже в 19 веке украшать рождественскую елку свечами было роскошью.
Когда на елках появилось освещение
Традиция использования свечей в качестве декоративных элементов также существует давно. Вероятно, в то же время, когда люди начали украшать елки игрушками. Однако только богатые — дворяне — могли позволить себе жечь дорогие свечи для красоты. В XIX веке, когда свечи стали дешевле, их стали использовать в качестве украшения и люди более скромного достатка. С появлением электрической лампочки от свечей отказались в пользу электрического света.
Чтобы не испортить праздник, важно подумать не только об игрушке, но и о самой елке. Подробнее об этом можно узнать здесь.
Наконец, мы хотели бы отметить, что темы рождественских украшений регулярно меняются и отражают тенденции сезона. Например, в конце XIX и начале XX веков рождественские елки украшали велосипедами и автомобилями. Во второй половине двадцатого века рождественские елки украшали ракетами и космонавтами. К счастью, сегодня наши рождественские елки не украшены игрушками в форме смартфона. Самыми популярными рождественскими украшениями являются просто безделушки. Хотя большинство людей украшают свои елки старыми игрушками советских времен. И в этом, надо признать, кроется определенный шарм.
Как мы видим, со временем изменились не только игрушки, но и сами деревья. Сегодня искусственные рождественские елки очень популярны. Однако у них есть свои преимущества и недостатки, как сказал мне мой коллега некоторое время назад.
Как русских трижды пытались научить наряжать елку, и Почему рождественская традиция прижилась не сразу
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Возможно, самое замечательное, что вы можете сделать в преддверии Рождества, — это украсить елку вместе со своей семьей. Эта семейная традиция связана с воспоминаниями детства и передает ощущение волшебства, тепла и уюта домашнего очага. Сегодня трудно представить Новый год без главной достопримечательности — рождественской елки. Но зачем украшать елку в канун Нового года, кто придумал этот обычай? Откуда берет начало традиция украшать хвойное дерево и когда этот обычай пришел в Россию?
Происхождение рождественской елки
Исследователи считают, что традиция украшать елку связана с языческими верованиями. В конце концов, наши предки верили, что у природы есть душа и сверхспособности. В древние времена сосна считалась символом жизни, и люди верили, что ее украшение успокоит духов леса. Сначала они украшали елку фруктами, орехами, цветами и т.д., но позже стали делать игрушки из соломы, ткани, бумаги, хлопка и других подручных материалов.
Существует также теория, что ритуал украшения наших деревьев происходит от древних кельтов, которые верили, что каждый предмет в природе является вместилищем для духа. И вы должны принести дары (жертвы), чтобы успокоить их. Поэтому первые елочные украшения были жуткими и кровавыми, обычно их делали из внутренностей животных, а иногда и людей.
Многие ученые согласны с тем, что германские племена отмечали зимний праздник в конце декабря, символом которого была ель. Это дерево было выбрано потому, что оно было единственным, которое оставалось зеленым даже зимой. Когда христианство начало вытеснять язычество, возникла следующая легенда: Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный Тору, богу грома, чтобы показать слабость языческих богов. Но этот упавший дуб срубил все деревья в округе, кроме ели. Однако проповедник не растерялся и назвал ель «деревом Христа».
По мнению историков, рождественские елки начали украшать в Эльзасе в шестнадцатом веке. Сначала его украшали только фруктами, затем стали добавлять другие украшения, символизирующие Рождество. Например, звезда на вершине означала Вифлеемскую звезду, яблоки — плодородие, колокольчики — пастухов, фонари и свечи — звезды и костры, освещающие путь к младенцу Иисусу. Сегодня украшения стали гораздо более разнообразными, но менее символичными. Считается, что в 1513 году немецкий христианский богослов Мартин Лютер впервые решил украсить верхушку рождественской елки пятиконечной звездой, символизирующей рождение Иисуса.
Первая попытка Петра Великого ввести традицию рождественской елки
Обычай украшать хвойные деревья к новогодним и рождественским праздникам был впервые введен в нашей стране Петром I, который познакомился с этим обычаем во время поездки за границу. После своего приезда он решил ввести этот обычай в России и 20 декабря 1699 года издал указ «О праздновании Нового года». Царь приказал перенести праздник на 1 января и поставить в домах, за воротами и на улицах красиво украшенные деревья и ветки хвойных деревьев — сосны, ели, можжевельника. Следует помнить, что в прошлом Новый год отмечался 1 сентября.