Как проверить систему охлаждения двигателя перед наступлением лета. Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости в авто.

Содержание

Ослабленный ремень ГРМ автомобиля Peugeot 307 можно снять вручную. Он удерживается на месте пятью 12 болтами, которые легко откручиваются обычным гаечным ключом.

Как проверить систему охлаждения двигателя перед наступлением лета?

С повышением температуры окружающей среды правильное функционирование системы охлаждения двигателя вашего автомобиля становится все более важным.

Как проверить систему охлаждения двигателя перед наступлением лета?

Имеет смысл начать проверку и устранение неисправностей в этой системе еще весной, чтобы не ждать жарких летних дней, когда эти неисправности могут привести к дальнейшим проблемам.

Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Уровень должен быть всегда одинаковым, если вы проверяете его при холодном двигателе. Периодически падающий уровень охлаждающей жидкости в бачке — тревожный симптом, означающий, что жидкость где-то подтекает. Эту утечку необходимо выявить и устранить, чтобы недостаток охлаждающей жидкости в системе не привел к перегреву двигателя.

Эта крышка оснащена клапаном, который позволяет выходить избыточному давлению, создаваемому нагретой охлаждающей жидкостью. Если клапан не работает, могут возникнуть неприятные последствия. Если клапан остановится, он не сможет сбросить давление, расширительный бачок может лопнуть, и антифриз может вытечь во время работы двигателя. Температура системы повышается, и двигатель может перегреться. Простую проверку работы клапана можно выполнить, открутив крышку и сжав один из толстых резиновых ниппелей на системе охлаждения двигателя, затем накрутить крышку на бачок и отпустить ниппель. Когда гидрант примет свою форму, клапан на крышке будет работать правильно.

Однако важно точно знать, при каком давлении он должен работать — эти значения могут варьироваться от автомобиля к автомобилю. Точное значение можно найти в техническом паспорте вашей модели. Например, клапан на крышке расширительного бачка должен быть открыт на 1,4 атм — не больше и не меньше. Затем нужно снять бак с автомобиля, заткнуть все лишние отверстия подходящими винтами, оставив только одну щель. Закрепите резиновый шланг подходящего диаметра хомутом и подсоедините свободный конец к автомобильному насосу или компрессору. После создания давления в баке с помощью манометра можно определить, при каком значении клапан в баке сбрасывает избыточное давление. Если эти измерения согласуются с информацией в данных двигателя, все в порядке. Если нет, как можно скорее замените старую крышку на новую.

Целостность расширительного бачка

Обязательно осмотрите пространство под баком, которое должно быть сухим. Если в расширительном бачке уже есть трещина, под ней всегда будет скапливаться жидкость, и вы это заметите. Если да, замените старый бак на новый. Работа термостата Если ваш автомобиль медленно набирает температуру или игла температуры охлаждающей жидкости никогда не достигает нужного уровня, вероятно, термостат поврежден и замерз в открытом положении. При движении летом нет опасности для двигателя, но вы можете заметить повышенный расход топлива или снижение динамики движения. Мы рекомендуем заменить термостат на новый, хотя некоторые водители принципиально снимают термостат на летний сезон.

Иногда двигатель быстро нагревается и даже перегревается — это указывает на то, что клапан термостата сломан и теперь всегда закрыт. В этом случае термостат следует заменить как можно скорее.

Зачем проверять систему охлаждения двигателя?

Несмотря на относительную простоту и надежность системы охлаждения автомобиля, проблемы с ней встречаются довольно часто. К наиболее распространенным неисправностям относятся следующие:

  1. Двигатель, судя по показаниям на приборной панели, перегревается. При этом радиатор сравнительно «холодный» (вентилятор, соответственно, не включается).
  2. Двигатель перегревается (опять же, на это указывает стрелка в салоне), радиатор горячий, но вентилятор не включается.
  3. Двигатель долго прогревается.
  4. В холодное время года двигатель практически никогда не выходит на рабочую температуру.
  5. Плохо греет печка в салоне.

Причину любой из вышеперечисленных проблем действительно можно легко найти, даже не разбирая систему охлаждения. Но об этом подробнее ниже.

Устройство и работа системы охлаждения

В начале, говорят они, хорошо бы «немного изучить материал». Не зная устройства и функционирования системы охлаждения, искать причину той или иной неисправности — неблагодарное и практически бесполезное занятие. Конечно, всегда можно заменить термостат, датчик температуры или вентилятор не глядя. Эти детали относительно недороги по сравнению с остальными частями автомобиля, и их замена действительно помогает устранить почти все вышеперечисленные проблемы.

Однако если такой ремонт вам не по душе и вы хотите понять, что вы делаете и почему, вам нужно узнать несколько вещей. В классическом варианте система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из следующих компонентов:

  • малый контур;
  • большой контур;
  • термостат;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • основной радиатор;
  • вентилятор радиатора и датчик его включения;
  • печка;
  • помпа;
  • расширительный бачок.

Давайте вкратце рассмотрим все эти компоненты и их совместную работу в автомобиле.

Малый и большой контуры

Малый контур системы охлаждения — это часть системы охлаждения, которая включает в себя водяную рубашку двигателя, насос, датчик температуры и отопитель салона. Малый контур отделен от большого контура термостатом. Когда система охлаждения работает, жидкость в ней циркулирует только по малому контуру, пока не достигнет рабочей температуры. Он отбирает тепло от цилиндров двигателя, проходит через термостат и направляется к радиатору через датчик температуры. Затем цикл циклически повторяется.

  Самый эффективный способ накопления энергии стар как мир. Как с помощью супермаховика можно запасти электрическую энергию.

Таким образом, система охлаждения работает до тех пор, пока жидкость не достигнет рабочей температуры. Когда наступает этот момент, термостат начинает работать. Когда температура повышается, термостат немного открывается и позволяет части охлаждающей жидкости попасть в большой контур. Он состоит из основного радиатора, вентилятора и датчика, отвечающего за его включение.

Термостат

Он разделяет малый и большой контуры системы охлаждения. По сути, это клапан, который плавно открывается или закрывается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в малом контуре. Термостат закрыт до тех пор, пока двигатель не прогреется. Это повышает рабочую температуру — холодный двигатель прогревается быстрее, и радиатор в салоне прогревается быстрее.

Когда температура двигателя начинает превышать нормальное значение, термостат начинает слегка приоткрываться. Жидкость частично прокачивается насосом через большой контур. Пройдя основной радиатор, он охлаждается и возвращается в малый контур. Этот процесс поддерживает рабочую температуру жидкости в корпусе двигателя.

У термостата есть две основные неисправности: он застревает либо в закрытом, либо в открытом положении. В первом случае при достижении определенного температурного предела охлаждающая жидкость больше не может поступать в радиатор, что приводит к перегреву двигателя. Если термостат всегда включен, антифриз постоянно циркулирует в большом контуре. В результате двигатель долго прогревается, не достигает рабочей температуры во время движения, а радиатор в салоне прогревается недостаточно.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Устанавливается в малом контуре. Измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает показания на приборную панель. Это обеспечивает водителя информацией о текущей температуре двигателя — прогрет ли двигатель, достиг ли он рабочей температуры, не перегревается ли он и т.д.

Простая методика проверки системы охлаждения без разборки

Давайте теперь рассмотрим, как можно проверить систему охлаждения двигателя путем поиска причин неисправностей, описанных в начале статьи. Для этой диагностики вам понадобится только мультиметр с функцией измерения температуры и термопара. Сегодня такие устройства стоят всего несколько долларов, и, вероятно, они есть у всех автомобилистов.

Неисправность №1. Двигатель перегревается (судя по стрелке), но радиатор «холодный»

Теоретически, причин для такой неисправности может быть две. Первый — термостат заклинило в полностью закрытом положении. Второй — «врет» датчик температуры охлаждающей жидкости. Вычислить «виновника» можно следующим образом.

Сначала прикрепите термопару мультиметра к впускной трубе возле радиатора. Это делается с помощью обычной ленты или клейкой ленты. Для повышения точности прибора термопару следует присоединять как можно ближе к патрубку. Важно, чтобы это было впускное соединение. Его можно определить без приборов — посмотреть в инструкции или пощупать (он всегда горячее, чем розетка).

Двигатель запускается и прогревается, когда стрелка на приборной панели начинает «проходить». Если к этому времени температура в подающем трубопроводе значительно ниже рабочей температуры, то дело точно не в вентиляторе холодильника. Неисправен либо термостат, либо датчик температуры. Первый, вероятно, застрял в закрытом положении, а второй может лежать плашмя. Ниже описано, как это можно определить.

Температура включения вентилятора также указана в инструкции по эксплуатации. Обычно она составляет около 95-110°C.

Неисправность №2. Двигатель перегревается (судя по стрелке), радиатор горячий, а вентилятор молчит

В этих случаях не всегда виноваты вентилятор, датчик и реле. Есть «рабочие», которые решают такую проблему, не осознавая этого, нажатием кнопки, которая заставляет вентилятор холодильника втягиваться внутрь. Водитель во время движения ориентируется по стрелке и видит, что двигатель готовится к работе, и принудительно включает вентилятор.

На самом деле, такая проблема часто возникает из-за неисправности датчика температуры, который посылает сигналы на стрелку в приборной панели. То есть на самом деле температура охлаждающей жидкости находится в пределах нормы, но стрелка зашкаливает. Поэтому вентилятор не должен быть включен. Это относительно легко проверить.

Термопара подключается рядом с термостатом, и двигатель нагревается до того момента, когда стрелка начинает гаснуть. Если фактическая температура охлаждающей жидкости значительно ниже критической (например, 70-80 градусов), то неисправен датчик температуры.

Неисправности №3 и №4. Двигатель долго прогревается и не выходит на рабочую температуру

Опять же, возможная причина не всегда одна и та же. Когда стрелка на приборной панели неохотно поднимается, первое, о чем вы думаете, — это термостат. Если он застрял в открытом положении, жидкость постоянно циркулирует в большом контуре, и поэтому ему требуется много времени для прогрева. Во многих случаях он никогда не достигает рабочей температуры. Как можно проверить, не застрял ли термостат, не снимая его и не сливая воду из системы?

Используя тот же мультиметр, что и для термопары. Он вставляется в трубку возле термостата, после чего двигатель запускается и прогревается в течение нескольких минут. Если стрелка на приборной панели немного поднимается и замирает, а фактическая температура не поднимается до рабочей нормы (85-100°C), термостат вышел из строя. Он включен постоянно. Это можно подтвердить, сравнив температуру труб до и после термостата. Это будет то же самое. Та же причина может быть причиной неисправности №5 — нагреватель не нагревается должным образом.

Почему ломается помпа на автомобиле

Что такое насос и почему он может выйти из строя? Этот вопрос задают многие неопытные автовладельцы на тематических форумах в интернете. Это насос, который обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Другими словами, охлаждение двигателя во время работы зависит от насоса — если насос выйдет из строя, антифриз перестанет циркулировать в системе, что приведет к перегреву двигателя.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Сам компонент представляет собой очень простое устройство, поэтому он редко ломается. Если владелец следит за автомобилем должным образом и своевременно выполняет все необходимые процедуры и услуги, вероятность повреждений сводится к нулю. Но заботливый владелец автомобиля — явление редкое. Поэтому, если за насосом не ухаживать и не проверять, в один «прекрасный» день он может сломаться и перестать прокачивать антифриз через систему охлаждения.

  Разновидности свечей зажигания, их отличия. Чем отличаются свечи зажигания.

Существует только три причины неудач:

  1. Выработка ресурса (сильный износ узлов, в том числе физическое старение сальника).
  2. Изначальный брак (низкое качество изделия по вине производителя).
  3. Замена детали или её ремонт, выполненный с пренебрежением или некачественно.

Как проверить помпу, не снимая с двигателя- пошаговая инструкция

Проверку насоса может выполнить любой водитель, который знает, что это за механизм и где он расположен. Чтобы проверить, неисправен ли насос, выполните следующие действия.

  • разогревают двигатель до рабочей температуры;
  • не останавливая мотор, пробуют рукой наличие пульсирующих толчков в патрубке, который соединяет помпу с радиатором – при отсутствии таковых продолжают диагностику (с увеличением оборотов пульсация должна учащаться);
  • останавливают мотор, осматривают водяной насос на наличие подтёков или отложений серо-рыжего цвета по линиям прилегания корпуса помпы к блоку силового агрегата;
  • пробуют на жёсткость шестерню привода вала – она не должна иметь люфта, который появляется вследствие износа подшипника, а это непосредственно влияет на производительность насоса и работы всей системы охлаждения.

Если в корпусе усилителя обнаружены утечки или отложения, снимите насос и проверьте состояние рабочего колеса. Если обнаружено повреждение подшипника, сопровождающееся характерным шумом во время работы двигателя, подшипник необходимо заменить. При проверке шланга необходимо соблюдать меры предосторожности и надевать перчатки во избежание ожогов, так как температура антифриза во время работы может достигать 90° C!

Система охлаждения двигателя должна своевременно отводить тепло от нагретых поверхностей головки блока цилиндров и блока цилиндров. Любые обнаруженные повреждения должны быть устранены как можно скорее. Работа двигателя с неисправным насосом может иметь более серьезные последствия и привести к остановке двигателя, что может потребовать дорогостоящего ремонта. Диагностика водяного насоса без снятия его с двигателя позволяет своевременно обнаружить и устранить неисправность.

Признаки неисправности

Наиболее важным фактором для функционирования системы охлаждения двигателя является ее герметичность. Если система негерметична, даже исправный насос не сможет удовлетворить потребность в антифризе. Однако неисправности можно обнаружить и без специального оборудования или обследований. Все, что требуется от водителя, — следить за качеством работы двигателя и показаниями датчиков на приборной панели в салоне.

Посторонние шумы

Насос содержит две изнашиваемые детали, от которых практически полностью зависит срок его службы. Это сальник и подшипник. Износ сальника не слышен, но при износе подшипник не может работать бесшумно. Шум может быть разным, это может быть скрип, гул, стук, а иногда и визг. Поскольку вывести насос из строя сложно, необходимо исключить все остальные подшипники со стороны приводного ремня агрегатов и убедиться в их работоспособности, подозревая насос.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Затем более внимательно изучите состояние. Вращение ротора насоса должно быть идеально плавным, без малейших признаков перекатывания шариков подшипника или сопротивления. Еще лучше заменить его сразу, особенно если устройство работает уже долгое время. Шум насоса может маскироваться инерционным ремнем и обводными роликами. Их также следует проверить, что гораздо проще, так как их легче открутить рукой при снятом ремне, чтобы проверить, не изношены ли они.

Свист

Первый признак, указывающий на разрыв водопроводной трубы, — это безошибочный шипящий звук. Шум возникает из-за того, что давление жидкости в системе охлаждения резко падает из-за отсутствия непрерывной циркуляции. Шипящий шум возникает из-за изношенного подшипника. Чтобы убедиться, что свистит именно насос, а не генератор или ремень ГРМ, ослабьте натяжение ремня и проверьте слабину, т.е. покачайте шкив насоса. Если свист будет продолжаться, он выйдет из строя. Единственный вариант — немедленно заменить его на новый.

Люфт шкива

Бывают случаи, когда качественный подшипник изнашивается равномерно, а шум отсутствует. Такой насос будет работать, но из-за создаваемого сопротивления воздуха заливная горловина больше не сможет функционировать должным образом.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Это сопряжено с риском утечки, которая неизбежно произойдет. Радиальный или осевой люфт подшипника, ощущаемый при качании шкива, является сигналом к немедленной замене всего насоса. Во время диагностики ремень следует снять, так как он очень сильно давит на подшипник и скрывает возможный люфт.

Появление течи

Негерметичная труба не может выдержать давление антифриза. Система охлаждения находится под давлением, что положительно влияет на давление уплотнения, если сальник в норме. После критического износа выдавливать уже нечего, и антифриз под давлением начинает течь. Это можно определить визуально.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Затрудняет диагностику быстрое высыхание антифриза в горячем двигателе. Однако следы остаются в виде характерного налета даже на приводном ремне. Если утечка значительная, ее трудно не заметить, уровень жидкости падает, ремень постоянно мокрый и не успевает высохнуть, антифриз растекается по вращающимся деталям и даже вытекает из нижней части крышки. Вы больше не можете управлять автомобилем и должны немедленно заменить его. В противном случае ожидайте износа и поломки ремня с последующим серьезным ремонтом двигателя.

Роль охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Как упоминалось ранее, основная функция системы охлаждения заключается в отводе избыточного тепла от нагретого двигателя, защищая его от перегрева. Плохая циркуляция антифриза в двигателе может привести к его повреждению. Однако современная система охлаждения может иметь больше функций. Среди них:

  1. Нагревание воздуха. Это необходимо для нормальной работы системы отопления, а также кондиционирования и вентиляции.
  2. Охлаждение моторного масла. Смазка также нагревается в процессе работы, что ухудшает ее свойства. Охлаждение помогает обеспечить равномерное и стабильное смазывание.
  3. Охлаждение газов в механизме рециркуляции. Это нужно, чтобы снизить температуру горения топливной смеси.
  4. Охлаждение жидкости в КПП. От температуры этой жидкости зависит функциональность коробки передач.

Плохая циркуляция охлаждающей жидкости вредит всему автомобилю, поэтому все компоненты должны работать правильно.

Как циркулирует ОЖ в системе охлаждения

Контур охлаждающей жидкости двигателя Контур охлаждающей жидкости двигателя состоит из большого и малого контуров. Малый контур включает только рубашку охлаждения и радиатор, где требуется меньшее количество жидкости.

  12 защищённых мессенджеров для безопасного общения. Какой месенджер или мессенджер безопасен для россиян.

Когда двигатель холодный, охлаждающая жидкость циркулирует в малом контуре. Когда двигатель нагревается, термостат открывается, и антифриз течет по большому контуру.

Это обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе:

  1. Двигатель заводится, и антифриз начинает ходить по малому кругу. Этим процессом руководит насос.
  2. Проходя по цилиндрам, ОЖ нагревается от них, затем возвращается к насосу и повторяет круг.
  3. Когда хладагент достигает определенной температуры, термостат перекрывает малый круг и открывает большой, по которому жидкость и направляется далее.
  4. Насос закачивает жидкость в двигатель, она забирает тепло и попадает в радиатор, где охлаждается за счет окружающей среды и воздушной системы.
  5. Оставленное антифризом тепло используется для обогрева салона, если включена печка.
  6. Остывшая охлаждающая жидкость отправляется насосом на следующий круг.
  7. Если радиатора недостаточно для охлаждения антифриза до нужной температуры, включаются вентиляторы. Отключаются они по достижении ОЖ нужной температуры.
  8. Если же антифриз, наоборот, слишком остывает, то термостат закрывает большой круг и вновь пускает жидкость по малому.

Поэтому автомобилю необходим антифриз, чтобы поддерживать внутреннюю температуру двигателя на должном рабочем уровне. Она должна иметь ровную и постоянную температуру около 90 градусов Цельсия. Таким образом, двигатель может работать на хорошей скорости и потреблять меньше топлива.

Профилактика поломок

Профилактической мерой против отдельных неисправностей системы охлаждения двигателя является регулярное и качественное техническое обслуживание автомобиля. Необходимо менять охлаждающую жидкость, чистить радиатор и производить ремонт при первых признаках неисправности, чтобы предотвратить появление трещин в головке блока цилиндров.

Читайте также.

Во избежание преждевременного износа следует избегать чрезмерного использования. Следует регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, чтобы убедиться, что он находится посередине между минимальным и максимальным уровнями. Если антифриз или топливо замерзают зимой, уровень охлаждающей жидкости всегда следует заменять новой качественной охлаждающей жидкостью.

Выводы

Если уровень охлаждающей жидкости быстро падает, необходимо немедленно провести техническое обслуживание и диагностику автомобиля. Если радиатор поврежден или шланги протекают, их следует заменить или дополнительно уплотнить. Еще хуже проблема в головке блока цилиндров, которая потеряла свою геометрию и протекает. Такой ремонт является сложным и чрезвычайно дорогостоящим.

Почему нет циркуляции в двигателе

Если циркуляция в двигателе нарушена, возникает вопрос, почему это происходит. Существует несколько основных причин застоя антифриза в расширительном бачке:

Негерметичность или неисправность насоса. Для прокачки антифриза через систему охлаждения двигателя используется специальный водяной насос. Со временем натяжение ремня в этой области может растянуться. Это приводит к снижению производительности, так как охлаждающую жидкость трудно перекачивать, и в результате снижается теплопередача.

Проверка уровня ОЖ

Система засорилась. Если расширительный бак и соединения долгое время остаются без присмотра и не проверяются на наличие коррозии и отложений, в них могут накапливаться соли. Со временем это приведет к засорению всей системы охлаждения, и она перестанет функционировать должным образом.

Термостат поврежден. Если он не в состоянии определить изменения температуры и отрегулировать подачу антифриза в двигатель, проблема может быть вовсе не в системе охлаждения.

Перфорированная прокладка в головке цилиндра. Если головка блока цилиндров повреждена или смещена, это почти наверняка приведет к смешиванию масла и антифриза и неправильной циркуляции в системе охлаждения и двигателе.

Раздельные шланги. Если термостат и сама система охлаждения в порядке, т.е. антифриз не вытекает и не смешивается с маслом или газами, стоит поискать причину плохой циркуляции в шлангах, по которым антифриз поступает в двигатель, и в более крупном шланге, возвращающем его в бачок. Может оказаться, что охлаждающая жидкость течет медленно или плохо капает через впускные трубы и не нагревается даже при горячем двигателе. Это означает, что проблема находится в трубах.

В расширительном бачке есть пробка. Воздух может застаиваться в системе охлаждения и блокировать поток антифриза по трубкам. Это также может способствовать плохой циркуляции охлаждающей жидкости.

Воздух в системе охлаждения

Какие могут быть последствия

Если охлаждающая жидкость не будет равномерно протекать по трубам и не будет охлаждать двигатель, это приведет к серьезным проблемам. Автомобиль быстро и сильно нагревается и даже достигает высокой температуры двигателя за короткое время. Кроме того, неисправный компонент в системе охлаждения, например, поврежденный насос, может привести к разрыву труб в будущем. Возможны также неисправности отопителя, который, например, выдувает горячий воздух независимо от температуры двигателя и состояния термостата. В целом, бесперебойная работа автомобиля будет разбалансирована. Система охлаждения и двигатель начнут выходить из строя вместо того, чтобы показать четкую закономерность. Поэтому проблему с контуром антифриза не следует откладывать надолго.

Поскольку причины неисправности системы охлаждения разнообразны и сложны, не следует решать их самостоятельно. Если вы заметили, что антифриз не циркулирует, лучше всего отвезти автомобиль в мастерскую, где техник проверит его. Иногда для этого может потребоваться замена нескольких деталей. После устранения проблемы стоит заменить антифриз в расширительном бачке и внимательно следить за работой двигателя, чтобы убедиться, что проблема не повторится.

Вам также может быть интересно

Почему антифриз загустел и превратился в кашу

Рано или поздно многие автомобилисты замечают, что антифриз загустел или стал слякотным, т.е. приобрел необычную консистенцию, как сметана или густой йогурт. Лучше всего спасти свой автомобиль от серьезного ремонта, а себя от несчастного случая — починить его как можно скорее.

Почему поднимается уровень антифриза в расширительном бачке

Система охлаждения должна работать так, чтобы температура двигателя не становилась критической и автомобиль не перегревался. Для этого используется охлаждающая жидкость. По этой причине уровень в расширительном баке является одним из наиболее важных параметров для раннего обнаружения неисправности.

Почему антифриз «уходит» из расширительного бачка?

Ситуация, когда антифриз вытекает из бачка, а причины не ясны, очень распространена — и иногда на поиск причины уходит много времени. Тем не менее, существует список типичных неисправностей, при которых машину следует проверить в первую очередь.

Оцените статью
Блог Бабника