Флагман космического флота в океане: Что случилось с научно-исследовательским судном «Космонавт Юрий Гагарин». Как назывался флагман научного флота нашей страны.

Командир эскадры, командующий эскадрой воинское звание командного состава военно-морских сил СССР большой корабль, на котором командует командир подразделения, эскадры, флота обычно самый большой или лучший корабль во флоте определенного региона, определенной флотилии, определенного типа корабля для чего-то важного, лучший в данной области

Флагман космического флота в океане: Что случилось с научно-исследовательским судном «Космонавт Юрий Гагарин»

facebook share

twitter share

Вторая половина XX века была расцветом Советского Союза в плане технического развития. Космонавт Юрий Гагарин по праву может считаться одним из венцов достижений конструкторов и инженеров СССР. Аналога этому исследовательскому судну не было. Однако корабль был построен в 1969 году.

История появления научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин»

Начало 1960-х годов — важное время не только для СССР, но и для всего мира. 12 апреля 1961 года произошло то, чего люди ждали долгое время — это было начало покорения космоса человеком. В этот день Юрий Гагарин совершил полет в космос. Для граждан и правительства Советского Союза это событие имело огромное значение. В конце концов, Советский Союз был первой страной, отправившей человека в космос, оставив страну своего конкурента, Соединенные Штаты, далеко позади.

Вторым шагом на пути освоения космоса станет высадка человека на Луну. Для связи с командой космонавтов был разработан уникальный космический корабль, названный «Космонавт Юрий Гагарин». Хотя космический корабль был разработан и собран в конце 1960-х годов, у него не было конкурентов до конца двадцатого века.

Лучшие умы СССР сделали все возможное, чтобы исследовательское судно стало лучшим во всех отношениях. Основной задачей корабля и его экипажа было обеспечение связи с космонавтами на Луне. Однако мечтам граждан СССР не суждено было сбыться.

В начале 1966 года скончался Сергей Павлович Королев, ракетчик и космический конструктор СССР, который непосредственно руководил «лунной программой». После серии неудачных попыток запуска ракеты Н-1 СССР решил отказаться от пилотируемой миссии на Луну.

Особенности корабля «Космонавт Юрий Гагарин»,

Корабль был спущен на воду в 1969 году. Уже в 1971 году судно было оснащено различными приборами и средствами связи, укомплектовано экипажем и вскоре отправилось в свое первое плавание.

Первое, что бросается в глаза, это огромные размеры корабля и его параболических антенн. Согласно официальной информации, на борту было установлено в общей сложности 75 антенн. Благодаря им экипаж смог провести сеанс одновременной связи с несколькими спутниками в космосе и на околоземной орбите. Установка большого количества антенн не была случайностью. В начале 1970-х годов космическая программа СССР была очень активной.

Однако большое количество антенн на космическом аппарате также имеет свои недостатки. Неравномерное распределение груза сместило центр тяжести судна. Конструкторам пришлось немало потрудиться, чтобы разработать специальную систему управления и позиционирования для корабля. Благодаря передовым разработкам советских ученых, корабль мог маневрировать, всегда оставаясь в контакте со спутниками.

Уникальная специальная система успокоения, разработанная советскими инженерами, позволила кораблю уменьшить амплитуду колебаний до впечатляющих 3 градусов. И этот показатель оставался неизменным даже при больших волнах.

Одной из особенностей корабля была его автономность. Корабль был спроектирован таким образом, что в его баки могло поместиться более 11 тысяч тонн топлива. Этого топлива было достаточно для преодоления 20 000 морских миль. Фактически, корабль может легко обогнуть весь мир. Поэтому неудивительно, что космонавт Юрий Гагарин мог не выходить из порта в течение 6-7 месяцев, находясь в активном путешествии.

Для удобства экипажа корабль был оснащен всем необходимым. Помимо исследовательских лабораторий, на корабле было около 100 комфортабельных кают. Здесь также был кинотеатр, тренажерный зал и многочисленные комнаты отдыха.

Первый по быстрым

Все знают: самым радикальным событием в истории РДИ и всего города стал пуск первой в мире атомной электростанции 26 июня 1954 г. Обнинск стал отправной точкой новой энергетической эры человечества.

Однако в то же время в ядерной энергетике был выбран другой путь — разработка реакторов на быстрых нейтронах, в которых топливо воспроизводится. На самом деле, широкая общественность сегодня не особенно осведомлена о том, чем реакторы на быстрых нейтронах, в которых RDI является пионером и мировым лидером, отличаются от тепловых реакторов и почему они в настоящее время используются в атомной энергетике. Короче говоря, топливом в тепловых реакторах является U-235, который составляет всего 0,7% природного урана. С другой стороны, реакторы на быстрых нейтронах — это совсем другое. Их особенность заключается в размножении топлива. Радиоактивный плутоний сжигается и производится там немедленно, причем в больших количествах, чем раньше. Топливо не исчезает, оно умножается. Эти реакторы способствуют, помимо прочего, захоронению радиоактивных отходов, и на первый план выходит экология. Получается, что человечество не только освобождается от энергетической зависимости, но и спасает окружающую среду.

  Как открыть замерзший навесной замок. Как разморозить навесной замок.

Сегодня все знают о новом углеродном налоге, который хочет ввести Европа. Он будет взиматься с экспортируемых товаров с высоким углеродным следом, если их производство и доставка приводят к выбросам углекислого газа. Налоговая ставка составляет 30% от цены, и Россия может проиграть в ценовой войне. В этом отношении «быстрая» энергия, ключ к которой находится в руках RDI, станет нашим спасательным кругом.

Дмитрий Клинов: «И в прошлом, и сегодня RDI является ведущей научной организацией в области быстрых реакторов.

«И в прошлом, и сегодня RDI является ведущей научной организацией в области быстрых реакторов», — говорит Дмитрий Клинов, первый заместитель генерального директора по науке RDI: «Институт отвечает за современную науку и технологию всех проектных решений БР. Их качество отражено, в частности, в опыте эксплуатации реактора БН-800, который был введен в эксплуатацию в 2015 году под руководством FEI. Завод работает надежно, безопасно и эффективно в течение шести лет. Вот результат.

BN-800 — это больше, чем просто реактор. Это важная веха на пути к осуществлению мечты многих ученых-ядерщиков. Речь идет о замкнутом топливном цикле, когда реактор одновременно производит топливо и уничтожает радиоактивные отходы. Следующий этап — БН-1200. «FEI также является научным руководителем проекта, здесь ведется комплексная научная программа по обоснованию безопасности и конструкторских решений, — продолжает Клинов, — первый проект БН-1200 был сдан в эксплуатацию в 2016 году». Однако государственная компания поставила перед нами задачу снизить затраты до цены, сравнимой с работой водо-водяных реакторов или, еще лучше, электростанций комбинированного цикла. И нам это удалось. Для решения этой задачи было разработано девятнадцать новых инновационных решений. Проект был представлен в МАГАТЭ, подвергнут аудиту и подтвержден как электростанция поколения IV с точки зрения производительности, надежности и безопасности. В июне этого года Росатом должен принять решение о строительстве и утвердить площадку. По нашим расчетам, это, скорее всего, Белоярская АЭС.

Корабль в корабле

Реакторы BN являются промышленными. Есть также исследовательские реакторы. Наиболее интересной из разрабатываемых в настоящее время систем является MBIR. Он строится на площадке НИИАРа в Димитровграде. И это тоже прорыв, потому что с 1980 года в стране не было введено в эксплуатацию ни одного исследовательского реактора. MBIR планируется ввести в эксплуатацию в 2028 году, и RDI также является научным руководителем этого проекта.

MBIR является высокофункциональным устройством. Кроме всего прочего, он имеет петлевые каналы. Все, что интересует исследователя — образцы, материалы — может быть помещено туда вместо тепловыделяющих элементов. И посмотреть, как они ведут себя в экстремальных условиях радиации. Это устройство чрезвычайно дорогое и сложное. Для сравнения представьте себе корабль внутри корабля. В любом случае, ученые рекомендуют это сравнение для непосвященных.

Белоярская атомная электростанция, БН-800.

В мире пока нет ничего подобного MBIR. Также нет аналога кластера BFS (Fast Physical Stands) компании FES, крупнейшего в мире. Существует длинная очередь на изучение активных зон реакторов различных типов. Программа экспериментальных исследований китайского экспериментального быстрого реактора CEFR была недавно завершена на критическом стенде BFS-1. А на критическом стенде BFS-2 был собран макет активной зоны и щитов реактора БН-800 после дооснащения.

Убийцы метастазов и другие препараты

Можно долго и увлекательно рассказывать о проблемах, которые быстро продвигаются в RDI. Но у института есть еще несколько направлений, в которых он считает себя лидером как в стране, так и в мире. Прежде всего, это ядерная медицина.

Если говорить о передовых технологиях, то это, конечно, радиофармацевтические препараты на основе радионуклидов. Этот альфа-излучатель также называется киллером метастазов и пользуется большим спросом в медицине. Такие частицы позволяют поражать только раковые клетки, не повреждая здоровые клетки. Проблема в том, что этот изотоп чрезвычайно дорог. В Научно-исследовательском институте ядерной энергии выяснили не только, как сделать его дешевле, но и как сделать его чрезвычайно чистым. Недавно здесь был подтвержден новый метод получения актиния — фотоядерный метод. Идея состоит в том, чтобы производить его не в реакторе, когда нейтрон бомбардирует атомное ядро, а с помощью ускорителя, использующего гамма-лучи.

  Заклеить или запаять: как починить лопнувший бампер в домашних условиях. Треснул бампер как отремонтировать.

RDI считает себя лидером в стране и мире во многих областях. Ядерная медицина — одна из них.

Иная история с микроисточниками для брахитерапии, которые производятся в SPEI в больших масштабах и в количестве 20-30 тысяч в год. Этот объем покрывает треть спроса на российском рынке.

В целом, ассортимент радиофармацевтических препаратов в SPEI очень широк, а недавно был добавлен еще один радиофармацевтический препарат, которым Институт также гордится. Мы получили сертификат одобрения на рениевый генератор, — говорит Максим Самсонов, директор научно-производственного комплекса по изотопам и радиофармацевтическим препаратам института. И таких мест в мире всего несколько — США и Германия. В то же время цена иностранных облигаций в два раза выше, чем цена нашего собственного продукта. Преимущество изотопа в том, что его можно использовать не только для лечения рака, но и ревматоидного артрита, например, для облегчения невыносимой боли пациентов. А еще препарат незаменим в диагностике — он помогает сделать болезнь видимой.

*** В рамках одной статьи невозможно даже кратко рассказать о последних достижениях в области FEE. Это могло бы заполнить целую книгу. Сюда входят совершенно новые лазеры, Центр изучения моделирования, теплофизика, новые материалы, экология и программные продукты… «Из 12 перспективных направлений, реализуемых Госкорпорацией «Росатом», мы играем важную роль в семи, — говорит Наталья Айрапетова, заместитель генерального директора по науке и инновационной деятельности, — это серьезные позиции.

…75 лет назад в Обнинске был открыт ФЭИ. Долгое время он был идентичен городу. Сегодня, когда Обнинск уже не является маленьким городком ученых, институт не утратил своего влияния и значения. Скорее, его научные достижения открывают новые возможности для всего научно-производственного комплекса первого города науки. И нынешний девиз Института физики и электротехники — «Чтим прошлое, работаем на будущее» — вполне оправдан.

Конвейер для кораблей

Что касается уникальности работы, сотрудник музея отмечает, что впервые метод потока и позиционирования был использован для строительства кораблей. «Это означает, что судно проходит весь цикл строительства — от складов стали до стапелей и уже с выходом в док. Проще говоря, мы берем панели из листового металла и делаем полноценный корабль», — говорит Мазур, отмечая, что этот принцип производства был предложен в 1936 году Владимиром Костенко, морским архитектором. Для сравнения, Великобритания, долгое время бывшая хозяйкой морей, ввела такой метод только в конце 1950-х годов.

Строительство проекта 122-А «Охотник на крупную дичь

Здесь, на севере, Костенко также впервые предложил строить крытые лодки. «Таким образом, мы можем строить лодки в коридоре круглый год, несмотря на сложные климатические условия», — объясняет сотрудник музея. Но талант архитекторов также заслуживает упоминания.

Они понимали, что такой объект будет расти и его мощность будет постоянно увеличиваться, поэтому придется строить новые лаборатории. Именно поэтому они впервые разработали план модернизации на 100 лет, который означает, что мы можем модернизировать наши объекты в течение этого периода без ущерба для архитектурного дизайна.

Александр Мазур, сотрудник музея Севмаша.

По этой причине они зарезервировали места для будущих реконструкций. В частности, позже на этом участке будет построен самый большой зал 55 с проемом. Его длина составляет 430 метров, а высота — 73 метра. В хорошую погоду с крыши хорошо виден город Архангельск.

Строительство завода 402

От линкоров к подлодкам

Первоначально завод был спроектирован для строительства кораблей всех типов и категорий, как надводных, так и подводных, и для любого водоизмещения. «Первые линкоры, построенные здесь, были настоящими гигантами не только тогда, но и сейчас, — говорит сотрудник музея, — для сравнения: «Титаник» был длиной 254 метра, а наши линкоры — 269 метров и имели водоизмещение 56 000 тонн.» Но линкоры не были достроены — началась Великая Отечественная война.

Эсминцы проекта 30.

До начала войны здесь работало около 6 000 человек, в первые месяцы войны 2 500 из них ушли на фронт, поэтому вся тяжесть работы легла на плечи женщин и молодых людей. Завод строил эсминцы, малые противолодочные корабли, дизельные подводные лодки, паромы и шхуны, обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонтировал суда (участники арктических конвоев), доставлявшие грузы для союзников по Северному морскому пути.

  Чем отличается гоночное авто от спортивного. Почему гоночные машины отличаются от обычных.

«Во время войны было отремонтировано 140 кораблей, катеров и ледоколов, в том числе 70 иностранных транспортов, которые доставляли оружие, военное оборудование, топливо и продовольствие по программе Ленд-лиза. Во время войны на заводе было построено восемь больших подводных лодок, — рассказывает начальник Севмаша, — строились и поступали на флот подводные лодки, перевозимые по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда и по железной дороге из Горького. В начале 1945 года более 20 кораблей, построенных на нашем заводе, участвовали в обороне советского Заполярья.

После войны завод № 402 (который в 1959 году был переименован в Северное машиностроительное предприятие) оставался главной северной базой по ремонту кораблей ВМФ СССР и участвовал в реализации проекта строительства военных кораблей. Началось строительство дизель-электрических, а с 1955 года и атомных подводных лодок.

Здесь были построены первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» типа 627 «Кит» и первая в мире подводная лодка с титановым корпусом К-162 типа 661 «Анчар». Он также стал самым быстрым кораблем в мире. На испытаниях в 1971 году он развил скорость 44,7 узла (около 83 км/ч) — рекорд, который не побит до сих пор. Из-за высокой стоимости строительства он получил прозвище «Золотая рыбка».

Строительство подводной лодки проекта 627

Колоссальные масштабы

Растение по-своему уникально. Общая площадь составляет 300 га, с более чем 100 подразделениями и 38 производственными участками. Это сопоставимо с площадью шести государств Ватикана.

Здесь расположены самые большие в России крытые причалы общей площадью 100 000 квадратных метров, позволяющие строить суда с шириной корпуса до 38 метров и водоизмещением до 100 000 тонн, а также плавучие сооружения и морские нефтедобывающие платформы длиной и шириной до 126 метров, высотой до 100 метров и весом конструкции до 85 000 тонн.

Сегодня завод площадью 300 гектаров включает в себя более 100 отделов и 38 производственных подразделений.

Главная дорога имеет длину около 5 км. На трех строительных дамбах установлены козловые краны, способные выдерживать нагрузку до 160 тонн. В рамках проекта по модернизации недавно прибыл 200-тонный кран, работа которого позволит сократить время, необходимое для выполнения заказов в коридоре.

Все цеха встроены в единую, технологически слаженную судостроительную цепочку, а сами цеха расположены строго в два ряда, — объясняет сотрудник музея: — Первый ряд — это пирсы — 50, 55 и 42, то есть цеха, где строятся корабли. Другие цеха уже готовы — 40-й, 41-й, 9-й, 43-й, 7-й и цех сварки корпусов. Вторая линия уже состоит из цехов по сборке конструкций и двигателей, производящих более 25 000 единиц номенклатуры в год для собственного производства.»

Сегодня завод площадью 300 гектаров включает в себя более 100 отделов и 38 производственных подразделений.

Один из первых — эллинг № 1 (цех № 50) — построен на сваях из лиственницы. Под своими куполами он может вместить 14 соборов Василия Блаженного.

На момент строительства размеры самого зала не были сопоставимы ни в нашей стране, ни за рубежом, а технические решения, использованные при проектировании металлических конструкций, содержали передовые идеи конца 1930-х годов. Здесь впервые в Советском Союзе для строительства надводных кораблей был применен метод поточно-складского строительства. Цех стал известен как главная опора завода.

Михаил Будниченко, председатель правления Севмаша

Первая в мире дизельная подводная лодка, способная запускать баллистическую ракету из подводного положения, была закончена в этом цехе и отправлена на испытания. Всего было спущено на воду более 90 атомных подводных лодок различных конструкций, — говорит глава компании, — но на протяжении всей своей истории литейный завод выпускал и другую продукцию. В 1990-х годах она начала строить атомные подводные лодки, заключать торговые контракты и строить буксиры и баржи. Здесь же велось строительство единственной в России морской платформы «Приразломная».

Корпус ледостойкой стационарной морской платформы «Приразломная» и эллинг № 2 (на заднем плане).

Ангар № 2 (бывший цех 55) — самый большой в мире крытый ангар для строительства подводных лодок. На крыше здания можно разместить шесть футбольных полей. Этот объект был создан в 1974 году в рамках гонки вооружений. Именно здесь были созданы знаменитые акулы.

Оцените статью
Блог Бабника