Эскапизм: как перестать убегать от самого себя. Когда и почему люди стремятся бежать от реальности.

Не думайте, что иллюзии — это то, что касается только слабых людей. Бывает, что в какой-то момент сильный человек чувствует, что у него больше нет сил, нет желания что-то делать, бороться, что-то предпринимать. Если в этот момент действия сменяются отдыхом и мечтаниями, то даже сильный человек может сорваться и навсегда уйти в мир нереальности.

Эскапизм: как перестать убегать от самого себя

Фото: Unsplash

Во время пандемии люди любят переделывать интерьер, больше играть в настольные игры и заниматься спортом дома. Все это — формы ухода от реальности. Давайте выясним, почему эскапизм так привлекателен и как он связан с социальными волнениями

Что такое эскапизм

Эскапизм (от бегство) — это уход от реальности. Слово «побег» существует с 15 века, но раньше оно означало бегство, избегание опасности. Образное значение — побег в ментальном или эмоциональном смысле — появилось только в середине девятнадцатого века. Предыдущие десятилетия в Европе были неспокойными: Мятежи, терроризм и крах наполеоновских завоеваний привели к тому, что Европа была разочарована и истощена войнами. Промышленная революция также принесла волнения и разочарование. Живопись, литература и театр того времени отражали желание уйти от реальности — так побег попал в европейскую популярную культуру. Беглец — это человек, который убегает от реальности самыми разными способами, от безобидных форм (отдых, хобби, медитация, спорт) до форм с далеко идущими негативными последствиями (исчезновение, изоляция от общества, злоупотребление алкоголем и наркотиками, самоубийство). Дауншифтинг — отказ от карьеры и разрыв с городским образом жизни, географический или туристический побег — путешествие или переезд в экзотические страны также называют современными формами побега. Одной из самых популярных форм побега сегодня является кибербегство, интернет-зависимость и игровая зависимость.

Фото:Pexels

Существует мнение, что бегство тесно связано с апатией — чувством усталости и безразличия к жизни — или с депрессией как психическим расстройством. Это не совсем верно: бегство может идти рука об руку с апатией, но это не обязательно так. Кроме того, конформизм — излишнее следование правилам и принципам — иногда упоминается вместе с побегом. Однако наука пока не подтвердила прямой связи между ними.

Эскапизм в искусстве и массовой культуре

Беглецов описывают как представителей романтизма — культурного течения конца 18-го и начала 19-го веков, возникшего на фоне наполеоновских войн и революций в Европе. Поэты, писатели и художники-романтики «бежали» от реальности в мир искусства, природы и экзотических миров дальних стран. Безумие или самоубийство, как в романе Иоганна Гете «Печали юного Вертера» (1774), являются крайними вариантами романтического бегства. Многочисленные произведения основателя научной фантастики Герберта Уэллса содержат прямые ссылки на побег: В «Человеке-невидимке» (1897) герой буквально становится невидимым для людей, как бы «исчезая» из общества, а в философской сказке «Дверь в стене» (1906) герой попадает в другой мир через таинственную дверь, которую он помнит до конца своей жизни. Эскапизм в искусстве не ограничивается литературой. Импрессионизм, например, выражает идею бегства от индустриального мира в идиллические сады и сельские пейзажи. Клод Моне, Эдгар Мане, Камиль Писсарро и другие художники-импрессионисты противопоставляют в своих картинах быстрое развитие промышленности идеализированной сельской жизни.

  Служба по контракту для женщин. Как девушке попасть в армию по контракту.

Фото:Shutterstock

Возникновение полетов также совпадает с Великой депрессией. Общая экономическая депрессия 1930-х годов совпала с ростом киноиндустрии — у людей появилось больше свободного времени для кино и развлечений. Художественная литература как жанр процветала в отличие от других областей. Большая часть популярной культуры и художественной литературы, созданной в период с 1929 по 1941 год, вообще не касалась суровых реалий Великой депрессии. Фильмы со спецэффектами, такие как «Кинг-Конг» (1933) или «Волшебник страны Оз» (1939), пользовались огромной популярностью: серебряный экран на несколько часов отвлекал людей от экономической катастрофы. Самые известные литературные примеры побега — вымышленные миры Толкиена и Клайва Льюиса — появились примерно в то же время. Оба автора отстаивали идею о том, что обыденность — это тюрьма для творческих людей, из которой они стремятся вырваться. Таким образом, побег исторически был тесно связан с потрясениями в жизни людей, будь то войны или экономические потрясения. В этом смысле полет — это реакция не отдельного человека, а общества в целом. Беженцы в широком смысле — это все люди. Почти любая форма искусства, хобби или деятельности, которая позволяет человеку уйти от повседневной жизни, может считаться побегом от окружающего мира.

Что такое эскапизм?

Эскапизм — это желание убежать, спрятаться или уклониться от реальности, погрузившись в иллюзии или интенсивную деятельность. Термин «эскапизм» происходит от английского слова «escape», которое знакомо каждому пользователю компьютера, так как оно сокращенно написано на каждой современной клавиатуре.

Существуют различные формы эскапизма. Человек может быть поглощен книгами, фильмами и телесериалами, телевизионными программами и компьютерными играми. Иногда эскапизм проявляется и в более энергичных (и часто очень продуктивных) занятиях, таких как спорт, ремесла, творчество и всевозможные хобби. Однако гораздо чаще это своего рода «псевдоактивность», которая дает человеку ощущение движения, но не приводит к результатам (и поэтому не выводит его из зоны комфорта).

  Как научиться ездить на мотоцикле с нуля. Как кататься на мотоцикле.

Многие авторы утверждают, что в современном мире все больше людей стремятся к побегу. Причина в том, что условия жизни сегодня достаточно комфортны и беззаботны. Все знают, что они живут в относительно безопасном мире и что они могут хорошо и ответственно выполнять свою работу, чтобы содержать себя и свои семьи. В то же время у них остается много времени на хобби и развлечения, которые позволяют им уйти от реальности, зачастую далекой от идеала.

Термин «побег» — относительно новое явление. Это слово было добавлено в словарь Вебстера в 1939 году. А сам феномен очень сильно проявился после окончания Второй мировой войны. Это был расцвет многих писателей, которые писали сказки и истории в стиле, позволяющем читателю полностью погрузиться в мир главных героев, оторвавшись от реальности.

Туве Янссон, например, показала в своих сказках мир, в котором всегда есть страшная угроза, но все всегда заканчивается хорошо. Ее книги понравились как взрослым, так и детям, потому что «Долина мумии» была отражением реального мира до, во время и после войны. А Астрид Линдгрен придумала Пеппи Длинныйчулок, чтобы показать, что можно обладать большой властью (т.е. авторитетом), не злоупотребляя ею. Чтение таких историй — это форма бегства, к которой прибегают многие взрослые.

В послевоенные годы книги Джона Толкиена стали невероятно популярными. Его творчество примечательно тем, что он создал целую вселенную с тщательно разработанной мифологией, в которой разворачивается действие его книг. Это позволяет фанатам полностью погрузиться в эту вселенную, читая одни истории, а затем переходить к другим, не покидая ее. Сегодня погружение в мифические миры Толкиена является одной из самых распространенных форм побега.

Примеры эскапизма

Наиболее распространенным примером побега является погружение в художественные произведения, описанное выше. Примечательно также, что сами авторы в большинстве своем являются эскапистами (в частности, упомянутые выше Астрид Линдгрен, Туве Янссон и Джон Толкиен сами рассказывали о том, как они погружались в созданные ими сказочные и фантастические миры). Это неудивительно, ведь чтобы создать литературный шедевр, автор должен погрузиться в фантастический мир.

Все более распространенным примером побега в современном мире является погружение в различные формы виртуальной реальности. Если человек не удовлетворил ни одну из базовых потребностей Маслоу, он может найти утешение в мире онлайн-игр, где у него самый высокий уровень и самое дорогое оружие, а его имя находится на вершине таблицы лидеров игры. Или он может тратить свое время на социальные сети, где он выглядит успешным и счастливым для всех, потому что публикует только лучшие фотографии.

  Эксперимент с двойной щелью Юнга. Опыт юнга с двумя щелями.

Особенностью двух описанных выше ситуаций является то, что человек не просто притворяется успешным, а действительно чувствует себя успешным. Когда он приходит вечером домой и заходит в игру или социальную сеть, он полностью погружается в этот мир, отвлекается от жизненных проблем и упивается значимостью своих виртуальных достижений.

Иногда побег проявляется и в гораздо более энергичной деятельности. Люди, столкнувшиеся с личными проблемами, пытаются найти способ отвлечься. Они работают, имеют хобби и занимаются спортом. Всем, наверное, знакомы ситуации, когда мужчина или женщина после болезненного разрыва внезапно меняют свой образ жизни, переходят на здоровый образ жизни и начинают ходить в спортзал (такое поведение характерно для тех, кого бросили, но не для тех, кого бросили).

Виды эскапизма

Лучший способ понять, что такое отказ от курения, — это знать его основные формы. Существует множество проявлений этого психологического феномена, не ограничиваясь приведенными выше примерами. В зависимости от основной причины существует три основных типа побега:

  1. Избегание дискомфорта. Это распространённая и довольно безобидная форма. Если какие-то обстоятельства неприятны человеку, он старается занять свои мысли чем-то другим, чтобы не думать о них. Иногда он может даже «закрываться» от неприятных ему людей, с которыми вынужден регулярно общаться (например, по работе).
  2. Бегство от проблем. Эта форма эскапизма свойственна практически всем людям. Например, если человек сильно устал от работы или столкнулся с какими-то проблемами, которые сильно давят на него, он может найти для себя какое-то отвлечение: устроить выходной, сходить в кино, поиграть в компьютерную игру. После этого, слегка отдохнув от проблемы, он возвращается к ней с новыми силами и решает её.
  3. Бегство от реальности. Эта форма самая тяжёлая и опасная. Если какие-то жизненные трудности кажутся человеку непреодолимыми, он начинает всё сильнее отстраняться от реальности. Как правило, это сопровождается аддиктивным поведением. Он начинает употреблять алкоголь или более опасные психотропные вещества, иногда страдает от тяжелых форм игровой зависимости. Нередко поведение такого человека меняется настолько сильно, что начинает доставлять серьезные неудобства его близким.
Оцените статью
Блог Бабника