Для транспортировки автомобиля с гибким сцепным устройством прицепа требуется 4-6-метровый кабель. Согласно правилам, к тросу должны быть прикреплены флаги (знаки) размером 200 x 200 мм с диагональными красными и белыми светоотражающими полосами.
Виды буксировки
Не каждый водитель должен участвовать в буксировке автомобиля или другого транспортного средства.
На практике это приводит к тому, что очень немногие водители знают правила буксировки и, при необходимости, осуществляют буксировку, не нарушая правил дорожного движения.
Я хотел бы напомнить вам, что термин «буксировка» в Кодексе дорожного движения может относиться как к буксировке прицепа, так и к буксировке автомобиля. В этой статье речь идет только о буксировке автомобиля.
Правила буксировки содержатся в разделе «Буксировка автотранспортных средств» Дорожного кодекса, однако термин «буксировка» встречается и в других разделах.
В этой статье объясняются виды буксировки и соответствующие правила:
- Буксировка автомобиля на гибкой сцепке.
- Правила буксировки на гибкой сцепке.
- Буксировка на жесткой сцепке.
- Правила буксировки на жесткой сцепке.
- Буксировка методом частичной погрузки.
- Правила при частичной погрузке.
Буксировка автомобиля на гибкой сцепке
Буксировка автомобиля с помощью гибкого сцепного устройства является наиболее распространенным видом буксировки автомобиля.
Гибкое сцепное устройство для прицепа, которое обычно представляет собой тканевый трос, можно найти в багажнике почти каждого автомобиля. И не только автомобилисты беспокоятся о проблемах, связанных с возможной буксировкой. Трос, наряду с огнетушителем, предупреждающим треугольником и аптечкой, обычно является частью снаряжения водителя и поэтому должен присутствовать почти в каждом багажнике.
Пример буксировки с помощью гибкого сцепного устройства для прицепа показан на следующей иллюстрации:
На практике в дополнение к буксировочному тросу необходимы специальные буксировочные опоры. В некоторых автомобилях опоры представляют собой выступы, выступающие под бампером. В других случаях необходимо использовать специальную петлю, которая крепится к кронштейну под разъемом бампера.
Это гибкое сцепное устройство, обычно используемое для буксировки транспортных средств класса B.
Правила буксировки на гибкой сцепке
Использование гибкой сцепки накладывает наибольшие ограничения:
- За рулем буксируемого (находящегося сзади) автомобиля должен находиться водитель.
- Расстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средством должно составлять от 4 до 6 метров.
- На тросе для буксировки должны быть установлены не менее двух световозвращающих предупредительных устройств размером 200 на 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами.
- Запрещается перевозить людей в буксируемом автобусе, троллейбусе или кузове буксируемого автомобиля.
- Запрещается буксировать автомобили с недействующим рулевым управлением.
- Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой.
- Запрещается буксировка в гололедицу.
ПДД о буксировке
Все вопросы, связанные с буксировкой, регулируются статьей 20 Правил. Перечислены случаи, в которых буксировка разрешена и запрещена, а также требования к водителю, скорости движения и буксировочному оборудованию.
Согласно статьям 12.21 и 12.26 Административного кодекса, нарушение правил буксировки наказывается штрафом в размере 500 рублей. При оплате в течение двадцати дней штраф будет меньше — всего 250 рублей.
В каких случаях прибегают к буксировке
Ситуации, в которых вам приходится буксировать чужой автомобиль, можно разделить на три группы:
- Последствия аварий. Отбуксировывают автотранспорт с поврежденными дверями, бампером или багажником. Строго на эвакуаторе перевозят аварийные авто, у которых заклинило колеса, а также те, из которых льется жидкость, и ряд моделей с АКПП.
- Последствия поломок. Так проще всего доставить в автосервис транспортное средство с неработающим двигателем, отказом систем зажигания, охлаждения и других узлов, необходимых для самостоятельного передвижения даже на минимальной скорости.
- Применение некачественного и неподходящего топлива. Такую автомашину буксируют на станцию, чтобы слить горючее и промыть систему впрыска.
Согласно Правилам дорожного движения 20.2, буксировать может только водитель со стажем не менее двух лет. Это имеет смысл, поскольку начинающий водитель может стать причиной аварии даже на небольшой скорости. Троллейбусы, автобусы и другие пассажирские транспортные средства буксируются без людей (раздел 20.2).
Согласно разделу 10.4, при буксировке транспортные средства не должны превышать скорость 50 км/ч. Обращайте внимание на знаки — запрещено буксировать транспортные средства, если движение с прицепом запрещено.
Если транспортное средство вышло из строя, буксировка прицепа запрещена в соответствии с разделом 7.1 правил. Согласно пункту 7.1 правил, вы должны включить аварийные сигнальные огни. Если техническое состояние автомобиля не позволяет этого сделать, установите знак спасения на задней части автомобиля. В тумане, вечером и ночью необходимо также включить габаритные огни в соответствии с разделом 19.1.
Заполните форму и узнайте все подробности.
Гибкая сцепка: как не получить штраф
Необходимо использовать буксировочный трос или специальный ремень, который крепится к буксировочным отверстиям, крюкам и «дыркам» под передним и задним бамперами. Если буксирующий автомобиль оборудован сцепным устройством, его можно использовать.
На моделях с двумя точками сцепки буксировочный трос крепится по диагонали, например, с левой стороны ведущего автомобиля и с правой стороны следующего автомобиля. Это предотвращает столкновение автомобиля с колесом при повороте.
Инструкции по буксировке гибкой сцепки:
- Обязательные условия – исправность рулевого управления и присутствие водителя за рулем.
- Авто с недействующей тормозной системой может отбуксировать только ТС, масса которого в два раза выше (допускается буксировка на жесткой сцепке или методом частичной погрузки). Поэтому даже для легкого Daewoo Matiz весом в 940 кг в качестве буксира подойдет только машина массой от 1880 кг.
- В буксировке не может участвовать мотоцикл без коляски.
- Автотранспортные средства должны находиться на удалении друг от друга, пунктом 20.3 определено расстояние в 4–6 м.
- Не допускается автобуксировка на гибкой сцепке двух или более ТС.
- Это метод не подходит для гололедицы.
- Трос нельзя привязывать к бамперу, решетке и другим кузовным элементам, поскольку они могут отсоединиться при движении.
Даже при самой аккуратной буксировке маневренность обоих автомобилей ограничена, и риск аварии возрастает. Поэтому важно строго соблюдать правила дорожного движения и не превышать максимально допустимую скорость.
Световая сигнализация
Буксировка автомобиля является потенциально опасной ситуацией для других транспортных средств. Поэтому Правила дорожного движения предусматривают, что буксирующее транспортное средство и буксируемое транспортное средство должны сигнализировать другим транспортным средствам включенными фарами о том, что они должны буксировать.
- габаритами. Включаются ночью, в сложных погодных условиях и в туннелях;
- аварийным светом ;
- знаком «Аварийная остановка». Закрепляется на втором транспортном средстве в том случае, если не работает или поврежден аварийный свет.
С 2022 года дневные ходовые огни и поворотные огни должны включаться для первого автомобиля при буксировке. Если второй автомобиль попадает в аварию, должны быть включены все вышеперечисленные неповрежденные изображения.
Автомобиль должен буксироваться с определенной скоростью.
В городе и на дальних расстояниях — не более 50 километров в час.
При буксировке по автомагистралям — не менее 40 км/ч. Если эвакуатор не может развить такую скорость, вы должны немедленно съехать с дороги или отбуксировать его.
Условия и правила, запрещающие буксировку
- Буксировку автомобиля на участках дорог с запрещающим знаком «Движение с прицепом запрещено». В этом случае буксируемая машина приравнена к прицепу. Знак действует до первого перекрестка, а при отсутствии последнего до границы населенного пункта.
- Буксировать мотоциклам, мопедам, иным двухколесным транспортным средствам с двигателем внутреннего сгорания любые автотранспортные средства. Исключение сделано только для мотоциклов с коляской.
- Легковым автомобилям буксировать мотоциклы без коляски, мопеды и иные двухколесные транспортные средства, оснащенные двигателем внутреннего сгорания.
- Буксировать два и более автотранспортных средства. Это правило относится и к буксированию грузовиков в жесткой сцепке. Но при этом грузовикам разрешается ехать более чем с одним прицепом.
Ответственность за аварию будет возложена на водителя эвакуатора, если только расследование аварии не покажет, что виноват водитель эвакуатора или третья сторона.
Наиболее распространенной аварией является столкновение между буксирующим автомобилем и эвакуатором. Причиной является внезапное экстренное торможение, на которое водитель буксирующего транспортного средства уже не может среагировать.
Чтобы избежать такой аварии, водитель буксирующего автомобиля должен перед торможением слегка нажать на педаль акселератора, чтобы включить стоп-сигналы. Это сигнализирует водителю другого автомобиля, что он скоро затормозит. Это обеспечивает одновременное торможение обоих автомобилей.
При смене полосы движения водитель буксируемого автомобиля включает индикатор, водитель буксируемого автомобиля также включает индикатор, а затем первым меняет полосу движения. Только после этого водитель буксирующего транспортного средства может начать менять полосу движения.
Эта команда предотвращает отсутствие места для буксирующего автомобиля на новой полосе движения. Исключением является буксировка с жесткой треугольной рамой. Водитель буксирующего автомобиля должен проверить, достаточно ли места для второго автомобиля на новой полосе, прежде чем менять полосу движения.
Правила буксировки авто на автомате
При буксировке автомобиля с автоматической коробкой передач необходимо учитывать некоторые особенности:
- производители заявляют, что буксировка автомобилей с полным приводом нежелательна. Либо на эвакуаторе, либо с приподнятым передним или задним мостом.
- также стоит обратить вниманием на автомобили с вариатором. Не всегда разрешена буксировка на нейтрали, иногда автомобиль должен быть заведен. В некоторых случаях буксировка запрещена.
Если есть возможность буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач с помощью крана, это предпочтительнее; если это невозможно, следует соблюдать крайнюю осторожность.