Если он используется только для поездок в сельский магазин, может пройти 20 лет без его замены. Но если вы едете летом на море и планируете провести караван по горным ущельям, вам следует быть начеку.
Когда менять тормозную жидкость
Мы собрали наиболее часто задаваемые вопросы продавцов о запчастях и ответили на них вместе с Алексеем Черненко, заместителем директора торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спросите нас в комментариях.
«Тормозная жидкость из-за своего химического состава хорошо впитывает воду. Поэтому, даже если уровень в бачке в норме, это ещё не значит, что всё в порядке. По регламенту, раз в 60 тысяч километров необходимо менять все технические жидкости и тормозная — не исключение. При этом советуем менять её в сервисе. Это недорого, но позволит избежать возможных проблем с электроникой и ABS» Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N
Недавно мы попросили менеджеров наших филиалов в разных городах спросить у своих клиентов, хорошо ли они помнят сроки замены технических жидкостей в автомобиле. Почти никто не допускал ошибок при замене моторного масла, но с тормозной жидкостью было сложнее. Кто-то ответил: «Ну, регулярно». Или: «Пока он не протекает, оставьте его в покое». Кто-то ответил: «Честно говоря, я не помню, но я уверен, что когда-нибудь посмотрю это в сервисной книжке».
Должны признаться, что мы были удивлены. Тормозная жидкость не менее важна, чем моторное масло. Без него тормоза не работают, и вы не сможете управлять автомобилем. Почему же автомобилисты так мало знают об этом?
Мы провели исследование и обнаружили, что не все знают о химических свойствах тормозной жидкости, которые ограничивают срок ее службы. Свойства жидкостей меняются с течением времени. Поэтому их следует менять каждые 2-3 года или через 40-60 тысяч километров пробега, чтобы сохранить безопасность автомобиля для водителя, пассажиров и окружающих. Подробнее о том, почему это так, читайте здесь.
Как работает тормозная жидкость
Тормозная система в автомобилях является гидравлической, т.е. приводится в действие находящейся внутри жидкостью — тормозной жидкостью. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, активируется поршень тормозного цилиндра. Это активирует тормозную жидкость, которая передает энергию на тормозные суппорты, которые прижимают колодки к дискам и тормозят автомобиль. Когда вы отпускаете педаль тормоза, система отключается, и колеса могут свободно вращаться. Система работает благодаря основному свойству всех жидкостей — несжимаемости. Вода также несжимаема, но не может быть использована в тормозной системе по другим причинам. При температуре ниже нуля он замерзает и превращается в лед, а при температуре 100 °C — закипает. Однако рабочий диапазон тормозной системы гораздо шире, например, при активном торможении температура может достигать 200 °C на трассе и 500 °C в гоночных автомобилях. Минимальный температурный предел определяется внешней средой.
Учитывая высокие нагрузки в контуре, в гидравлических тормозных системах автомобилей всегда использовались жидкости, отличные от воды. Первоначально это были тормозные жидкости на масляно-спиртовой основе, сегодня это в основном гликоли. Мы обсудим химические свойства последних.
Какой срок эксплуатации у тормозной жидкости
Наиболее распространенные сегодня тормозные жидкости — DOT4, 4.5, 4+, 4 Super, 4 Class 6 и DOT5.1 — имеют гликолевую основу (за исключением DOT5, которая имеет силиконовую основу). Они содержат полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Гликолевые тормозные жидкости обладают всеми необходимыми свойствами и подходят для современных высокопроизводительных тормозных систем — они имеют высокую температуру кипения и не становятся вязкими в холодных условиях. Однако у них есть один существенный недостаток: они очень гигроскопичны, т.е. поглощают воду, которая накапливается внутри контура в виде конденсата и из окружающей среды.
Зачем менять жидкость в тормозной системе
Неопытные автовладельцы считают, что важно поддерживать правильный уровень тормозной жидкости. И они даже не думают о том, чтобы полностью его изменить. Но такое отношение совершенно неверно. Это связано, прежде всего, с гигроскопичностью соединений. Вода, скопившаяся в жидкости, влияет на исходные параметры. Другими словами, она может кипеть при более низких температурах или замерзать в зимнюю стужу. Не говоря уже о накоплении продуктов износа в тормозной жидкости, что также влияет на ее свойства. Это приводит к необходимости полной замены компаунда в системе.
Правила многих производителей автомобилей предписывают доливать новую тормозную жидкость через каждые 30-60 тысяч километров пробега. Наличие ABS или других вспомогательных систем не влияет на эти показатели. Спортивные автомобили требуют более короткого периода замены (15 000 км). Это связано с высокоскоростным режимом работы. Время обработки также варьируется в зависимости от состава. Жидкости на основе гликоля можно использовать не более двух лет. Они рассчитаны на пробег до 40 000 км. Те, что изготовлены на основе силикона, более долговечны. Срок их службы составляет до 5 лет. Но это только теоретические значения. Изменение цвета жидкости является основным критерием. Если жидкость мутная или имеет отложения, необходимо срочно обратиться в мастерскую для полной замены состава. В мастерских проводятся специальные тесты для проверки состояния жидкости. Они определяют процент содержания влаги.
Основные признаки необходимости залива новой жидкости
Существует несколько важных показателей, по которым опытные автомобилисты могут определить необходимость замены жидкости в тормозной системе. Наиболее важными из них являются:
- низкая эффективность торможения при достаточном уровне жидкости. Если содержание воды достигает 3 %, то температура закипания падает на 30-50 °С. Это приводит к накоплению в системе воздуха, образованию пробок. Они и обусловливают ухудшение работы тормозов;
- истечение срока годности жидкости. В среднем он составляет 2 года. При покупке автомобиля с пробегом специалисты рекомендуют провести замену всех технологических жидкостей, включая тормозную;
- появление следов коррозионных разрушений на элементах системы. Накапливающаяся вода влияет не только на температурные характеристики, но и обусловливает снижение антикоррозионных показателей;
- ремонт тормозной системы, замена ее компонентов: шлангов, суппортов и др.;
- появление в бачке видимых отложений.
Что нужно знать и учитывать
Существует ряд рекомендаций, которые можно соблюдать для поддержания функциональности тормозной системы автомобиля:
- важно заливать жидкость нужного класса. Лучшее решение – всегда использовать одинаковый состав;
- приобретать следует свежие жидкости. Тара должна быть надежно закрыта крышкой и дополнительным защитным колпачком;
- выполнять полную замену следует на специализированных СТО. Это связано с необходимостью прокачки системы для удаления из нее воздуха. В процессе выполнения работ требуется снятие всех колес, что сделать без подъемника сложно. Также имеется ряд нюансов, которые известны профессионалам.
Замена тормозной жидкости
В автомобилях без антиблокировочной системы тормозов и соответствующих стабилизаторов пользователь может самостоятельно заменить жидкость. Для этого потребуется помощник или крышка-переходник для бачка главного цилиндра. Нажимайте на тормоза от заднего (правого) колеса к переднему (левому), пока не появится ровный яркий поток.
Заранее купите необходимое количество расходных материалов (обычно емкость системы составляет около 1 литра) и подготовьте инструмент — специальные гаечные ключи для откручивания деталей насоса, пластиковый контейнер и прозрачный шланг. Использование гаечных ключей открытого типа крайне нежелательно из-за риска повреждения кромок.
В современной сложной системе ABS для активации насоса может потребоваться диагностический компьютер. В этом случае вам следует обратиться в водительскую службу.
Какую ТЖ выбрать?
В любом случае, делайте то, что написано в инструкции. Здесь лучшее — враг хорошего. Если у вас (как в большинстве современных автомобилей) DOT-4 на гликолевой основе, то следует использовать то же самое. DOT-5 не совместимо, так как оно на силиконовой основе.
Если ваша душа требует замены и у вас есть средства, вы можете заказать «спортмастер» DOT 5.1 и похвастаться перед друзьями, что ваша тормозная жидкость больше не закипает, когда вы экстренно тормозите на скорости 280 км/ч.
Если в вашем грузовике, «Москвиче» или старой «Волге» залито DOT-3, то при необходимости его можно заменить на DOT-4.
Для старых автомобилей это может быть тормозная жидкость на основе красного касторового масла — BSC. Не следует заменять его на современный. Он также не совместим ни с одной современной тормозной жидкостью.
Вывод:
Замена тормозной жидкости — это не прихоть обслуживающего персонала, а необходимость для безопасного вождения. Своевременное техническое обслуживание повышает доверие к вашему автомобилю, особенно к самому важному его компоненту — тормозной системе.
Импортозамещение: Какие отечественные автомобильные смазочные материалы подходят для иностранных автомобилей?
Почему запотевают стекла автомобиля? Читайте статью о том, как избавиться от запотевания стекол автомобиля, чтобы улучшить видимость зимой.
Эксперты TopDetal.ru подготовили рейтинг производителей автомобильной оптики.
Проанализировав независимые рейтинги и отзывы автомобилистов, мы составили список 2022 летних шин с наилучшим соотношением цены и качества.
Каков допустимый износ тормозных колодок и как он определяется? Мы рекомендуем вам подробно изучить эти вопросы.