«Я родился в 85-м году, и мои родители настаивали на том, чтобы меня не перевоспитывали, хотя моя бабушка, учительница русского языка, пыталась меня перевоспитать. Мой отец был перевоспитан, и у него очень красивый почерк. Мой неровный и все размазано.
Переучивание левшей: причины и последствия
Большинство людей на Земле — правши. Это означает, что у них есть «главный» мозг, верхняя часть левого мозга и правая рука. Правая нога — толкающая, а правый глаз — мастер прицеливания. И только около 10% населения Земли — левши, у которых все наоборот.
Понятно, что правящие миром правши организуют все в основном для себя, как им удобно, с помощью правой руки, правого глаза и левого полушария. Иногда левшам приходится нелегко, но они могут хорошо адаптироваться и справиться со своей леворукостью. Лишь бы они не мешали.
MedAboutMe рассказывает о последствиях попыток насильственного переучивания левшей и о том, почему люди остановились.
«Европейский уровень медицины и сервиса»: как работают стационары «СМ-Клиника»
Стационары сети «СМ-Клиника» продолжат полноценный прием пациентов в праздничные дни
Левая и правая стороны мозга и тела
В начале человеческой истории, когда наши предки впервые научились делать простые орудия труда из камня, правшей и левшей было примерно поровну. В раннем бронзовом веке праворукие имели преимущество в 75%. Сегодня левши составляют 10-15% выживших, и их число постепенно уменьшается. Интересно, что в Восточной Европе (куда входит и Россия), Австралии, Южной и Юго-Восточной Азии левшей больше, чем в Америке, Африке и Западной Европе.
- Среди мужчин левши встречаются чаще.
- Стать левшой человек может вследствие повреждения мозга.
- Повышенный уровень тестостерона в организме беременной женщины также увеличивает вероятность рождения ребёнка-левши.
- Леворуких детей больше в парах однояйцевых близнецов и среди недоношенных детей.
- 10 лет назад был обнаружен ген леворукости LRRTM1, расположенный во 2 хромосоме. Одновременно этот ген влияет на формирование эмоций и развитие речи.
- Леворукость и праворукость могут быть выражены в разной степени. Встречаются также люди-амбидекстры, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Самые необычные из них способны на удивительные вещи — например, выполнять обеими руками одновременно совершенно разные действия. Писать разные тексты, рисовать сразу два рисунка и т. д. Это говорит о том, что и полушария головного мозга у них могут работать над разными задачами одновременно. Нормой это назвать трудно, но феномен на то и феномен.
- Лево- и праворукость — это не только такие особенности тела, как письмо соответствующей рукой и отталкивание при прыжке ведущей ногой. Доминирующие полушария головного мозга также отличаются друг от друга по своим функциям и задачам, по способу обработки информации и другим параметрам.
- Некоторые исследования показывают, что правши более склонны к линейному усвоению информации и решению задач, тогда как левши чаще бывают способными к «мультизадачности» и образности мышления. Среди леворуких чаще встречаются «визуалы», поэтому не удивительно, что они часто достигают больших успехов в изобразительном искусстве, кино, театре, моде. А вот точные науки лучше даются правшам с их логическим складом ума.
Зачем переучивали левшей?
Справедливости ради следует отметить, что левшей перевоспитывали не только в СССР, но и во всем мире. В прошлом леворукость не одобрялась и осуждалась. Это отражается и в языках: «правый» обычно означает «правильный», «хороший», «правильный», в то время как «левый» означает «неправильный», «плохой», «неправильный».
В некоторых культурах неприемлемо использовать левую руку для получения пищи или приветствия. Левша не может быть свидетелем в суде или, как в некоторых африканских культурах, наследовать трон.
В средние века леворукость могла привести к преследованиям со стороны церкви, потому что левши считались партнерами дьявола.
Неудивительно, что склонность детей к использованию левой руки подавлялась и «исправлялась» взрослыми. Иногда леворукость считалась лишь «плохой привычкой», от которой нужно избавиться.
Для этого были — на первый взгляд — конкретные причины. Мир адаптируется к праворуким людям, начиная с застежек на одежде, дизайна ножниц и заканчивая расположением самых важных кнопок и рычагов на панелях управления сложных устройств. А многие левши привыкли пользоваться правой рукой, с большим или меньшим успехом. Что они могли делать, когда их «удобная» левая рука была либо забинтована, либо связана за спиной, либо просто избивалась линейкой или палкой, когда они хотели ею воспользоваться?
Проблема в том, что принудительное переучивание негативно сказывается на работе мозга. Научиться держать ложку в правой руке вместо левой — ничто по сравнению с тем, что может потерять левша.
Левши в России
В древности левши на Руси считались колдунами и нечистью. В XVIII веке Петр I запретил левшам давать показания в суде. В СССР люди не верили в волшебников и злых духов, но левшей активно воспитывали быть левшами. Мы попытались выяснить причину.
Предполагалось, что в будущем левшам будет трудно работать, потому что так много вещей вокруг нас (автомобили, музыкальные инструменты, медицинское оборудование) являются правосторонними. В тетрадях и блокнотах мы писали ручкой, а для левшей это был сущий ад — чернила пачкали левую руку, следуя за буквами, не успевая высохнуть. Грязь была ужасная, учителя ставили четверки и пятерки. Другой популярный вариант перевоспитания левшей в советских школах был связан с армией. Утверждалось, что отверстия в автоматическом оружии расположены с правой стороны, там, куда летят пули, поэтому левша, взявший в руки автоматическое оружие, при выстреле получит пули, летящие прямо в глаза. Служить в армии таким образом было бы невозможно.
Более того, советская доктрина не предполагала, что есть кто-то, кто чем-то отличается от остальных масс. Чтобы левшам было удобнее, их перевоспитывали. Чтобы перевоспитать левшу, в школах использовались разные методы воздействия, в зависимости от конкретного учителя. Иногда они просили детей использовать при письме правую руку, и этого было достаточно. Иногда левую руку ребенка привязывали к стулу, были случаи, когда били указательным пальцем и ставили плохую оценку, и, конечно, родители очень помогали.
Учителя дали им указание писать в тетрадях только правой рукой в течение получаса. На левую руку нужно было надеть перчатку, которую можно было снять только тогда, когда ребенок выполнил все задания по письму. Вместо перчатки ребенку могли связать пальцы, чтобы он не мог взять карандаш. Таким образом, некоторые дети смогли приобрести дополнительный навык писать одинаково красиво и аккуратно обеими руками. У других был кривой, неразборчивый почерк и воспоминания о слезах, пролитых над размазанными чернилами на карандашах.
Конец мучений
В 1985 году Министерство здравоохранения СССР выпустило официальный документ о защите почерка и здоровья леворуких детей. С тех пор в российских школах больше не учат леворуких детей.
Практика показывает, что перемена ребенка с левой руки на правую равносильна физическому и эмоциональному насилию. Дети могут страдать от депрессии, тревоги и нарушений сна. Такая детская травма может повлиять на человека на всю жизнь. Если такая коррекция должна быть, то лучше всего делать это в очень раннем возрасте, но вопрос в том, зачем эта коррекция? Наблюдение за «перевоспитанными» левшами показало явное негативное влияние на их психику: левши чувствовали себя виноватыми, часто становились аутсайдерами в классе и начинали плохо учиться, потому что им приходилось постоянно бороться с «вредной привычкой». Дети могут страдать от бессонницы, заикания и нервных подергиваний. Научно доказано, что человека, родившегося с этой чертой, невозможно полностью перевоспитать.
Левши творчески более одарённые?
Не существует научных доказательств творческого совершенства. Мнение о том, что левши склонны к творчеству, связано с тем, что правое полушарие мозга занимает ведущее положение в отличие от правшей. Он отвечает за метафорический и пространственный интеллект, в то время как левый мозг отвечает за логику. На самом деле, леворукость не обязательно означает, что правое полушарие доминирует; многие когнитивные функции левшей могут контролироваться доминирующим левым полушарием.
Многие важные личности в науке и искусстве — левши, но не больше, чем правши. Процесс обработки языка одинаков как для левшей, так и для правшей. Более того, разделение функций мозга по полушариям более зависимо, и многие процессы, связанные, например, с анализом, могут задействовать оба полушария. Кстати, по оценкам историков, всего несколько тысяч лет назад каждый третий ребенок рождался левшой, а сегодня только 15% населения являются левшами.