К чему вся эта ответственность, серьезность и решимость, особенно в таких пугающих масштабах? Зачем прилагать усилия, тратить время и энергию, признавать свои ошибки, работать над собой? Короче говоря, стоит ли прилагать столько усилий и становиться взрослым?
Быть взрослым: что это значит и когда происходит (и происходит ли)
Взрослость не зависит от возраста, внешности, социального статуса или религии. И даже высокий уровень ответственности, серьезность и наличие работы не всегда являются признаком зрелости.
Когда мы считаем человека взрослым, мы имеем в виду, что он вырос физически, физиологически, умственно и эмоционально. Но происходят ли эти вещи одновременно?
Подростковый возраст был одним из способов определения взрослости. Когда человек готов продолжить род и стать родителем, тогда он уже не ребенок. Так, он встречается у девочек в возрасте от 8 до 13 лет и у мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Это не означает, что организм перестает развиваться, но функция деторождения к этому моменту уже сформирована. Большинство костей нашего скелета формируются в возрасте до 18 лет, и только ключица формируется в возрасте от 25 до 35 лет. Возможно, именно ключица позволяет нам стать взрослыми в 35 лет?
Также важно знать, что на протяжении всего развития человечества существовали различные ритуалы и церемонии, которые знаменовали переход ребенка во взрослую жизнь. В разных культурах инициация проходила по-разному, но основное послание везде было одинаковым. Сегодня такой ритуал можно назвать выпускным в школе или колледже. Или церемония бар-мицвы, после которой ребенок теоретически становится взрослым. На практике, однако, все эти ритуалы не служат переключателем, который делает человека мудрым и зрелым.
И, наконец, мозг! Он завершает свое развитие в возрасте 23 или 25 лет. Мы можем продолжать учиться, потому что наш мозг обладает свойством пластичности. Однако это свойство проявляется лучше всего, когда мозг созревает. Становится ли человек взрослым в 25 лет? Хорошо, если это так, но так бывает не всегда.
Юридически мы становимся взрослыми в 18 лет, в некоторых странах — в 21 год. А сколько совершенно не взрослых глупостей мы совершаем в этом возрасте!
3 самых важных навыка для счастья в 2023 году
Аника Снаговская топ-5 из РФ среди авторов и ведущих в области женского образования.
Эти техники были проверены на 8500 моих учениках, и 98% из них добились положительных изменений в своей жизни.
- Как выйти из отношений быстро и без боли 3 главных правила правильного окончания любых отношений
- 5 правил счастливой и гармоничной жизни для каждой женщины Практики, которые раскроют твою женственность и сексуальность
- Как полюбить себя: 7 простых шагов Действенная аффирмация для вхождения состояния любви к себе
3 самых важных материала, которые необходимо иметь для того, чтобы быть счастливым в 2023 году
Протестировано на 8 500 студентках, 98% отметили положительные изменения в своей жизни
Как быстро и безболезненно выйти из отношений 3 основных правила для правильного завершения отношений
5 правил счастливой и гармоничной жизни для каждой женщины Практики, которые раскроют вашу сексуальность
Как полюбить себя: 7 простых шагов для эффективной аффирмации для любви к себе
Ваше заявление было принято! Мы благодарим вас за доверие.
Признаки взрослого человека
Любой человек, достигший психологической зрелости, может называться взрослым. И здесь, возможно, кроется решающая точка отсчета: способен ли человек взять на себя полную ответственность за собственное психическое, эмоциональное и физическое состояние?
И именно такими мы должны быть, если считаем себя психологически зрелыми людьми:
- Мы в состоянии самостоятельно принимать решения, опираясь на собственное мнение, а также осознавать и отвечать за последствия своих решений.
- Мы умеем контролировать свои эмоции, конструктивно выражать их и находимся в контакте со своими чувствами.
- Мы умеем признавать ошибки, делать выводы, но не посыпаем пеплом голову до конца дней своих.
- Мы даем себе и другим право ошибаться, а также право исправлять ошибки. «Ребенок становится взрослым, — говорит психиатр Томас Сас, — когда осознает, что отныне ему позволено не только быть правым, но и быть неправым».
- Мы умеем прощать и принимать помощь, когда она нам нужна. А также способны оказать помощь без ущерба для себя и своей семьи.
- Мы уважаем свои и чужие границы, умеем выстраивать их и защищать при необходимости.
- Мы способны самостоятельно мотивировать себя на работу, не ожидая «волшебного пенделя» или нагоняя от начальника. Мы умеем чередовать труд и отдых.
- Мы не живем в иллюзиях по поводу себя и мира, способны анализировать свои чувства, мысли и действия. Оцениваем жизнь трезво.
- Мы нормально воспринимаем критику и даем конструктивную обратную связь при необходимости, но решения принимаем самостоятельно вне зависимости от мнения окружающих.
- Мы умеем налаживать прочные связи и не впадаем в истерию, если мнение близкого человека отличается от нашего.
- Мы способны осознавать свое поведение и оценивать поведение окружающих.
- Мы знаем, кто мы, что мы делаем и к чему стремимся. Мы способны ставить и достигать поставленных целей.
- Мы способны обеспечить себя и свою семью всем необходимым.
Когда читаешь все это, становится немного не по себе. Каждый из нас в то или иное время не смог выполнить некоторые из этих пунктов. Иногда нам хочется переложить вину, иногда нам трудно контролировать свои эмоции, и мы хотим надеть розовые очки. А иногда мы просто не можем сесть за стол, чтобы сделать работу, которую нужно было сделать еще вчера. И таких «неидеальных» людей среди нас много. Значит, в мире нет ни одного взрослого человека?
Конечно, есть. Эти критерии описывают общие положения. Но ни один нормальный человек не может быть всегда сосредоточенным. Другой вопрос, как часто мы пренебрегаем своими обязанностями взрослых и превращаемся в ребенка. Если детское поведение является нормой, то мы должны спросить себя: «Почему я еще не повзрослел?».
Основатель крупнейшей онлайн-школы астрологии Life Lab
Астрология — это наука, которая раскрывает нашу связь с небесными телами и позволяет нам видеть будущее и принимать правильные решения.
Мы подготовили документы, которые помогут вам понять основы астрологии. С помощью этих знаний вы сможете улучшить не только свою жизнь, но и жизнь других людей!
Как же происходит взросление
Взрослая жизнь начинается с рождения, как бы парадоксально это ни звучало. В разном возрасте она проявляется по-разному. И когда все этапы пройдены, ребенок достигает совершеннолетия. Но, к сожалению, такие случаи очень редки.
Клинический психолог Виктория Мохова, кандидат медицинских наук, рассказала, как выглядит процесс взросления на разных этапах жизни ребенка.
От года у ребенка формируется доверие к миру и коммуникативные навыки.
Младенец не воспринимает людей по отдельности, они сливаются в одно целое. Мы называем эту стадию первичным нарциссизмом, когда ребенок считает, что все его потребности автоматически удовлетворяются миром в виде взрослых. Когда он хочет есть, он кормит себя сам.
И если потребности не удовлетворяются в это время, если мать не обладает эмпатической чувствительностью, чтобы понять, чего хочет ребенок, значит, она не удовлетворяет его потребности. И именно поэтому существует фундаментальное недоверие к миру. Ребенок плачет, потому что хочет есть, и мать дает ему куклу или игрушку, ребенку холодно, и мать кормит его.
В 2–3 года появляются навыки самообслуживания, умение переносить дискомфорт и трудности.
Это период, когда ребенок сам тянется к игрушкам. Он пытается сделать что-то самостоятельно. Он как-то смиряется с тем, что его потребности не всегда удовлетворяются.
С 3 лет начинается первый этап сепарации.
Ребенок начинает понимать, что есть и другие люди, что у них есть свои вещи и свои потребности. Он учится общаться с ними. Это время «я, я, я» / «иди ко мне», «я люблю» / «я не люблю», то подбегая, то убегая.
С 4 до 7 лет развивается эмпатия, ценности.
Ребенок впитывает все из родительской системы, как губка, и перенимает все навыки общения из семейной системы. До 7 лет ребенок ничего не критикует, и все, что говорят взрослые, предопределено на бессознательном уровне и положено в основу. Когда родители общаются функционально, ребенок видит это — и возникает функциональный тип взрослого.
С 7 до 13 лет формируются целеполагание, воля и произвольность.
В это время ребенок проходит социализацию в школе. Он должен вступать в контакт со своими сверстниками. Он учится заводить друзей, руководить и защищать себя.
С 13 лет начинается второй этап сепарации.
Подросток учится, как вести себя с окружающим миром. Если родители продолжают служить интересам подростка, говорить ему, что делать, и выполнять все его желания, он не вырастет. Обратная ситуация возникает, если родители не дают подростку необходимых инструментов для преодоления трудностей и нагружают его ответственностью, но в то же время не поддерживают его.
Психологическая зрелость — это когда развиты достаточные навыки и способности, и все этапы отделения завершены должным образом.
Психология развития: когда человек становится взрослым?
У всех людей разные представления о взрослой жизни. Исходя из возрастной психологии и периодизации, взрослость считается наступившей после 20 лет. Это возраст готовности к самостоятельной жизни, созданию семьи и развитию карьеры. Когда они становятся взрослыми, им уже не нужны родители, чтобы заботиться и поддерживать их. Обладая достаточно развитой взрослой личностью, они способны сделать это сами. Однако практика показывает, что в жизни так бывает не всегда и что человек может стать взрослым до 20 лет, позже или вообще не стать.
В трансактном анализе, который был основан американским психиатром и ученым Эриком Берном, существует состояние взрослого эго. Это означает, что в каждом человеке есть часть личности, которая отражает его психологическую зрелость. Что это значит?
- Способность жить в настоящем моменте;
- умение объективно анализировать свои поступки, действия окружающих и отношения с ними;
- способность управлять собственными эмоциями;
- хороший контакт с самим собой и личными потребностями;
- умение себя защищать;
- понимание собственных желаний.
Предполагается, что взрослые ведут себя подобным образом. В том же трансактном анализе эксперты указывают на другое состояние эго, которое существует у каждого человека — это та часть личности, которая отвечает за поведение детей. Говорят, что человек, несмотря на свой солидный возраст и размеры, не является психологически зрелым, если в нем доминирует поведение ребенка. Тогда он может вести себя следующим образом:
- не умеет сдерживать свои эмоции, когда происходит стрессовая или неприятная ситуация — кричит, бросает вещи, может публично оскорбить или ударить;
- считает, что все окружающие люди должны создавать условия для его спокойствия, счастья, здоровья и радости;
- уверен, что другие люди виноваты во всех бедах, которые с ним случается;
- стремится жить только в радости, гармонии и счастье и с трудом переживает трудности, кризисные периоды;
- вместо того, чтобы решать проблемы, стремится убежать от них или переложить решение на окружающих.
То есть считается, что разнообразное поведение человека указывает на то, является ли он взрослым, психологически зрелым, эмоционально устойчивым или все еще остается ребенком, несмотря на свой возраст?
Личность человека и поведение ребёнка
Преобладающее эго-состояние ребенка с характером может указывать на то, что в детстве человек получал не так много родительского внимания, как ему хотелось бы. Поэтому его или ее детские потребности остались неудовлетворенными. В течение жизни он бессознательно выстраивает отношения с окружающими и ведет себя по отношению к ним так, чтобы удовлетворить их, ищет тех, кто мог бы заменить ему родителей, постоянно проявляя заботу и поддержку.
Бессознательная привычка ожидать, что другие будут его матерью и отцом, приводит к неудачам в отношениях. Взрослый человек понимает, что вы ничего друг другу не должны, что каждый имеет право просить и отказывать, и что каждый также должен быть готов к отказу партнера. Что нужно сделать, чтобы воспитать взрослую часть личности?
- Полюбить и принять в себе маленького внутреннего ребёнка и дать ему то, что он не получил от родителей в детстве — научиться поддерживать себя самостоятельно.
- Заняться развитием формирования самооценки и уверенности в себе.
- Понять, что брать ответственность за свою жизнь на себя — это не тяжкая обязанность, а умение управлять собой и теми условиями, которые есть.
- Научиться контролировать эмоции для того чтобы решать проблемы по-взрослому — подходя к ним разумно.
- Уметь смотреть на себя со стороны.
- Изучать свою личность и работать над характером, для того чтобы больше нравиться себе.
Отношение с окружающими
Психологически зрелый человек строит отношения с другими людьми в соответствии со следующими принципами:
- Он не ждет, что другие будут поступать так, как ему хочется;
- понимает, когда ему требуется помощь и умеет открыто просить людей об этом;
- если взрослому человеку что-то не нравится в поведении близких людей, он прямо сообщает им о своих чувствах;
- он заботливо относится к своим потребностям и уважает желания и чувства окружающих;
- взрослый не играет в манипулятивные игры и не стремится управлять другими людьми.
Что означает гиперопека родителя?
Ключом к решению проблемы является понимание потребностей и мотивов чрезмерно опекающего родителя. Вам нужно выяснить, почему они ведут себя или не ведут себя так, как ведут. Возможно, желание контролировать взрослого ребенка неразрывно связано с подобными чувствами:
- страх оказаться ненужным, лишним;
- недоверие, стремление уберечь от возможных трудностей и неверных решений;
- страх за будущее ребёнка («как же он без меня?»);
- ощущение внутренней пустоты, когда ребёнок вырос, неумение её чем-то заполнить;
- потребность в контроле и влиянии на жизнь близких.
Эти чувства и эмоции очень трудно игнорировать или преодолеть. Возможно, это приводит к чрезмерной опеке. В такой ситуации споры практически неизбежны, особенно если обе стороны не прилагают никаких усилий, чтобы понять друг друга и как-то договориться.
В этом случае было бы неправильно идти на эскалацию конфликта и требовать свободы любой ценой. Вы согласны с тем, что проявлять сочувствие и сострадание к близкому человеку, переживающему трудный период в жизни, более зрело, чем игнорировать его страхи и тревоги. Иногда достаточно, чтобы взрослый ребенок занял место любви и заботы чрезмерно опекающего родителя, чтобы в семье воцарился мир. Как это сделать, описано ниже.
Как построить новые отношения по модели «родитель и взрослый ребёнок»?
Старая модель взаимоотношений должна быть заменена новой, удовлетворяющей обе стороны. Важно, чтобы и родитель, и взрослый ребенок понимали потребности друг друга.
У каждого взрослого человека есть потребность в автономии, в осознании себя как личности, в принятии собственных решений, а также в понимании и принятии со стороны родителей. Родители, в свою очередь, нуждаются в общении и чувствуют себя нужными и важными в жизни своего ребенка. Им нужно чем-то заполнить тот большой пробел, который остается в семье, когда «птенец покидает гнездо».
Как взрослый ребенок может помочь своим родителям справиться с негативными чувствами и эмоциями?
В частности, они могут:
- заверять их в своей любви;
- уделять время общению с ними, не пропадать надолго;
- посвящать в детали своей самостоятельной жизни, делиться новостями;
- вести себя ответственно, чтобы родители были спокойны;
- помочь найти им интересное хобби, дело, которое отвлечёт от грустных мыслей и т. д.
Они должны попросить родителей провести честный, открытый диалог, выслушать их и рассказать, какие эмоции вызывает чрезмерный контроль, потому что это не способствует любви и миру. И прежде всего, важно показать на деле, что вы действительно повзрослели и готовы взять свою жизнь в свои руки.
Когда родитель не готов к диалогу…
Иногда желание контролировать жизнь взрослого ребенка затмевает разум родителей. Они не хотят признавать, что выросли, что основная роль родителя закончена. В особо сложных случаях родитель не только контролирует ребенка, но и подавляет его психологически и делает все, чтобы задержать взросление. Что чувствует ребенок?
Конечно, он страдает. Взросление — это естественный процесс, который, если ему препятствовать, влечет за собой различные проблемы, не только психологические.
Таким образом, урегулирования не происходит. Даже если ребенок уже живет отдельно, родитель может часто навещать его, всячески заботиться о нем (включая стирку, уборку, приготовление пищи), наблюдать за ним, часто звонить и т.д. Конечно, это может вызвать целый ряд эмоций: Гнев (когда папа или мама отвлекают их от чего-то важного), обида (потому что их контролируют и им не хватает уверенности), гнев и бессилие (потому что они не могут отстоять свое право на личное пространство) и т.д.
Слишком часто родители, которые боятся остаться одни, начинают манипулировать своими детьми, чтобы заставить их чувствовать себя виноватыми. Знакомы ли вам такие фразы, как «Как я буду без тебя?», «Что если мне станет плохо ночью, а тебя не будет рядом?», «Ты меня бросаешь, да?», «Все, я тебе больше не нужен». «?
Обычно это происходит с матерями и детьми, которые имеют очень сильную эмоциональную связь друг с другом. И манипуляции особенно распространены среди матерей-одиночек, которые очень много занимаются со своими детьми. Когда ребенок вырастет, вы должны четко понимать: нельзя приносить свою жизнь, свои амбиции, свои планы и свое счастье в жертву эгоистичному желанию родителей оставить его для себя. Вы должны вовремя уйти и начать собственную жизнь.
Как же развестись, не впадая в чувство вины или агрессии?
- Готовьте родителей к «разлуке» заранее и начните с эмоциональной сферы. Как правило, это происходит само по себе. Взрослея, люди всё меньше зависят от мнения родителей и их одобрения.
- Разберитесь в себе. Вы действительно хотите настоящей самостоятельности или зависеть от родителей вам удобно? Если уж отделяться, то полностью (в том числе самостоятельно себя обслуживать и обеспечивать). Чтобы доверять, родителям необходимо почувствовать, что вы действительно взрослый. Об этом должны свидетельствовать все ваши дела и поступки.
- Не стоит устраивать ссор, они не приведут ни к чему хорошему. Вместо этого попробуйте прийти к взаимопониманию путём диалога.
- Старайтесь обходить стороной щекотливые темы (например, о некоторых трудностях, встречаемых в самостоятельной жизни). Чтобы из-за заявлений «А я говорила, что ты ещё недостаточно взрослый» не разгорались ссоры.
- Отдельное жильё — половина дела. Даже если это не всегда возможно, временно пожить на даче или у уехавших в отпуск родственников не помешает. Студенты могут жить в общежитии, к примеру, или снимать квартиру. Тогда процесс отделения от родителей пройдёт менее болезненно.
- Поймите, что родители переживут ваше отделение. Так же, как это переживают миллионы родителей по всему миру. И ваши отношения с ними не прекратятся, они просто перейдут на новый уровень!
Конечно, это не все рекомендации. Каждая ситуация уникальна, и лучшее решение, которое вы можете принять, — это обратиться к психотерапевту, который поможет вам «управлять» ситуацией и избежать негатива и непонимания.
Почему так мало психологически взрослых людей?
Если все так хорошо, почему так мало взрослых?
Дело в том, что нас этому не учат. Наши родители, по сути, научили нас выживать, адаптироваться, приспосабливаться к миру, как это делали они. И мы их копировали.
И если человек с детства приучен к безответственному образу жизни, его очень трудно перевоспитать, да и незачем это делать. Психологическая незрелость в некотором смысле является преимуществом. Вы всегда можете свалить свои проблемы на других, всегда найдется кто-то, кто поможет, пожалеет и обогреет несчастную жертву. Безответственный, психологически незрелый человек легко интегрируется в общество и удобен для государства. Он ни в чем не сомневается, не переходит границ, его легко контролировать, легко обмануть и запутать. Даже когда такой человек бунтует, он предсказуем. Он чувствует себя комфортно среди своих сверстников, среди тех, кто поощряет его в стремлении обвинить всех вокруг в своих проблемах, в то время как сам он ничего не меняет.
Можно ли повзрослеть?
Психологическая незрелость — это не наказание. Человек может измениться в любом возрасте, если у него есть желание это сделать.
Чтобы вырасти, нужно развивать в себе ответственность, решительность и осознанность. Но самое главное, чтобы вы поняли, что ответственность за вашу жизнь, ваше счастье, ваши проблемы и их решение лежит только на вас. Если вам больше 20 лет и вы говорите: «Моя мать разрушила мою жизнь», «Мой муж не дает мне расти», «Моя свекровь разрушила мой брак» или «Мои дети делают меня несчастной» — это не взрослая позиция.
Люди, особенно близкие, влияют на нас, но окончательное решение мы принимаем сами. Когда вы действительно понимаете это, вы взрослеете. И вы можете изменить свою жизнь.
Признать это трудно и некомфортно. Большинство людей не хотят этого. Но они редко достигают своих целей, строят гармоничные отношения или живут счастливой жизнью.
Вадим Куркин
Цикл, созревание, климакс — все про мужчин и женщин
Физическое и половое развитие человека — это сложный и многоступенчатый процесс формирования полноценного, здорового организма. В течение жизни женщины и мужчины проходят различные стадии сексуального развития — от полового созревания до менопаузы.
Этот длительный и сложный процесс полностью контролируется эндокринной системой и включает в себя большое количество различных гормонов. Знание физиологии женского и мужского организма помогает каждому человеку адекватно оценить состояние своего здоровья и нормальность развития ребенка.
УСЛУГИ КЛИНИКИ ДИАНА: МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ, ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ, МУЖСКОГО и ЖЕНСКОГО КЛИМАКСА
Цикл полового развития мужчины
Широко распространено мнение, что цикл сексуального развития более выражен у женщин. Мужская жизнь также делится на циклы, каждый из которых контролируется целым комплексом гормональных факторов.
Гормоны, влияющие на половой цикл и физическое развитие мальчика, вырабатываются гипофизом, гипоталамусом, простатой, яичками и другими эндокринными железами организма. Баланс гормонов определяет выраженность полового развития и способность мужчины к деторождению.
Этап 1 Половое созревание и пубертатный период у юношей
Половое созревание обычно начинается в возрасте 11-14 лет. В это время гипоталамус начинает активно вырабатывать особый гормон — гонадалибберин. Изначально гонадалибберин синтезируется исключительно во время ночного сна. Со временем этот процесс усиливается, и концентрация гормона в крови мальчика теряет свою зависимость от времени суток и ритма сна-бодрствования.
Гонадалиберин — это вещество, которое запускает пубертатные процессы в организме мальчика. Под воздействием гонадалибберина кора надпочечников и семенники начинают синтезировать ряд важнейших мужских андрогенных гормонов и тестостерон. Повышение концентрации этих эндокринных факторов в крови мальчика приводит к ряду физических и физиологических изменений, называемых половым созреванием.
В период полового созревания все гормональные изменения в организме направлены на формирование мужской половой и репродуктивной функции. В период полового созревания в яичках начинается важнейший процесс формирования полноценных, способных к оплодотворению гамет (сперматозоидов). Этот процесс в медицине называется сперматогенезом. Как только процесс сперматогенеза активизируется, подросток может стать отцом.
Признаки полового созревания: из мальчиков в юноши
О половом созревании мальчика можно говорить, когда появляются эти признаки и физические изменения:
- Активный рост. Начало полового созревания сопровождается фазой активного скачкообразного роста. Первый выброс мужских половых гормонов приводит к быстрому росту мальчика на 10-12 см. Далее рост может на некоторое время замедлиться, после чего происходит следующий скачок. Тело мальчика в возрасте 11-14 лет начинает развиваться по мужскому типу – увеличивается мышечная масса, возрастает ширина плечевого пояса. В это же время существенным изменениям подвергаются наружные половые органы – увеличиваются в размерах яички и половой член.
- Выраженное оволосение. В первую очередь оволосение отмечается в области мошонки, паха и подмышечных впадин. Несколько позже волосы начинают появляться на лице, а далее и почти по всему телу.
- Поллюции. Еще один верный признак начала полового созревания – поллюции. Под этим термином медики понимают непроизвольное неконтролируемое семяизвержение. Этот вопрос следует обязательно обговорить с ребенком еще до появления поллюций.
- Изменение тембра голоса. В возрасте 12-13 лет у мальчика начинается процесс утолщения щитовидного хряща – появляется кадык. Это сопровождается удлинением голосовых связок и ростом горловых мышц. Проявляются эти процессы формированием более низкого тембра голоса. Процесс становления тембра называют еще «ломкой» голоса. Длиться он может около двух лет.
- Проблемы с кожей. Повышение концентрации половых гормонов ведет также к активизации работы сальных и потовых желез. Это может повлиять на состояние кожи мальчика, которая становится более жирной и может проявлять склонность к образованию угревой сыпи и акне.
Цикл полового развития женщины
В отличие от представителей сильного пола, девочки уже при рождении имеют ограниченный запас яйцеклеток в яичниках. Эти половые клетки обеспечивают фертильность женщины на протяжении всей ее жизни.
Поэтому весь пубертатный цикл направлен на рациональное использование фолликулярного резерва. Как и у мужчин, женское сексуальное развитие также делится на несколько фаз.
Этап 1 Половое созревание и пубертатный период
Половое созревание у девочек начинается несколько раньше, чем у мужского пола — в возрасте 8-9 лет происходят первые изменения в организме. К 13-14 годам половая система девочки почти полностью сформирована. Однако возрастной диапазон индивидуален.
Половое созревание у девочек обычно делится на две фазы:
- Пресексуальная стадия развития (9-12 лет) – на этом этапе девочка вступает в фазу быстрого роста. Ее организм активно меняется, первичные и вторичные половые органы развиваются, наблюдается появление первых выделений из влагалища.
- Пубертатная стадия (13 — 16 лет ) – о наступлении этого периода полового развития говорит первая менструация – менархе. На этом этапе активный рост девочки замедляется и в ее организме ежемесячно начинает происходить овуляторный цикл.
Гормональный всплеск при созревании
На эндокринном уровне половое созревание можно считать настоящим «гормональным взрывом». Примерно в 8-9 лет гипоталамус начинает вырабатывать один из важнейших гормонов полового созревания — гонадотропин.
Этот гормон стимулирует гипофиз, который затем синтезирует фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). Под действием ФСГ активизируется активная работа яичников.
Яичники — это парный эндокринный орган, который играет ключевую роль в формировании фертильности женщины. Активация яичников проявляется в выработке женских половых гормонов — эстрогенов. Действие этих гормональных факторов в организме девочки сопровождается физическими изменениями, которые происходят в период полового созревания.
Повышение уровня эстрогена в крови дает сигнал гипофизу вырабатывать другой важный женский гормон — лютеинизирующий гормон (ЛГ), который стимулирует процесс выхода яйцеклетки из фолликула, что врачи называют овуляцией.
Пубертатный период у девушек
Когда в организме девочки впервые происходит описанная выше цепочка гормональных реакций, можно сказать, что она вступает в период полового созревания. Яйцеклетка, вышедшая из разорвавшегося фолликула, начинает свой путь по фаллопиевым трубам в полость матки. Остатки разорвавшегося фолликула становятся лютеиновым телом. Это название относится к накоплению окрашенных веществ.
Лютеиновое тельце — это временный орган, который стимулирует выработку эстрогена в яичниках. Лютеиновый корпус также стимулирует синтез другого важного женского гормона — прогестерона. Этот гормональный фактор отвечает за подготовку внутреннего слоя матки (эндометрия) к имплантации зиготы в случае оплодотворения яйцеклетки.
Если беременность не наступает, уровень прогестерона и эстрогена снижается, и начинается менархе (первая менструация). Этот процесс проявляется в отслоении внутреннего слоя матки и ее изгнании из организма в виде кровянистых выделений из влагалища. Вместе с остатками отслоившейся слизистой оболочки матки, слизистая оболочка и сама неоплодотворенная яйцеклетка также изгоняются из организма девушки.