Вопрос о том, нужно ли прогревать автомобиль зимой перед поездкой, когда температура наружного воздуха ниж е-40°C, больше не возникает. Более важный вопрос: как долго следует прогревать автомобиль после первого прогрева, если температура ниж е-40°C? Эксперты советуют прогревать автомобиль в течение 12-15 минут и повторно в течение 15 минут после первого прогрева.
Как понять в мороз, что мотор прогрет и можно ехать?
Опытные автовладельцы всегда очень внимательно относились к прогреву двигателя своего автомобиля, следуя не только рекомендациям в техническом отчете, но и погодным условиям и климатическим особенностям региона.
Однако с развитием технологий отпала необходимость в длительном прогреве автомобиля. Тем не менее, многие водители современных автомобилей продолжают это делать. Они правы? А сколько нужно прогревать двигатель в холодную погоду?
Нужно ли вообще прогревать двигатель
В советское время никто не прогревал двигатель, потому что долгое время в руководстве пользователя не было инструкций на этот счет.
Ситуация изменилась со временем, когда автомобилисты осознали недостатки езды на холодных оборотах и стали максимально прогревать двигатель, независимо от того, где им довелось ездить — на крайнем севере, в центре или даже в южной зоне.
Сегодня, когда надвигается экологическая катастрофа, когда превышены все пределы выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, во многих европейских странах не дают двигателю работать между поездками, не дают ему прогреться и устанавливают автоматическое отключение двигателя в пробках и на светофорах.
Однако следует помнить, что климат в странах Западной Европы достаточно теплый и мягкий, чего нельзя сказать о северных регионах России и Дальнего Востока.
И если вы сразу же уедете, не «коптя небо» понапрасну, то автомобилю придется крайне тяжело, ведь при низких температурах горюче-смазочные материалы начинают становиться вязкими и справляются со своей основной функцией гораздо хуже.
Расстояния между основными рабочими органами также увеличиваются, что приводит к их износу. Поэтому не нужно думать о том, прогревать ли двигатель перед поездкой, ведь ответ очевиден: прогревайте!
Но как долго должен быть включен двигатель перед запуском, ведь в инструкциях к современным автомобилям об этом ничего не сказано? При ответе на этот вопрос эксперты рекомендуют сначала рассмотреть характеристики двигателя внутреннего сгорания и помнить, что дизельные двигатели работают на холостом ходу гораздо дольше, чем бензиновые.
Это означает, что владельцам дизельных автомобилей необходимо всего несколько минут перед началом движения.
Во всех остальных случаях необходимо прогреть двигатель в течение примерно 5 минут, прогревая его вместе с автомобилем. Объяснение этой рекомендации довольно простое: 2 минуты — слишком мало для предварительного прогрева масла, а для коробки передач, независимо от того, автоматическая она или нет, 10-15 минут на холостом ходу недостаточно.
Исключением может быть сильный мороз, когда необходимо дать автомобилю прогреться не менее 10 минут, чтобы масло разошлось.
Признаки прогретого мотора
Некоторые водители ориентируются не по времени, а по другим признакам, которые указывают на то, что вы уже находитесь на дороге. И у каждого автомобилиста есть свои «маячки», которые помогают ему не ошибиться в этом плане в любую погоду, независимо от того, как долго автомобиль не ездил.
Снижение оборотов ДВС
Верный способ определить, готов ли автомобиль к езде, — посмотреть на обороты. Проще говоря, нужно подождать, пока обороты холостого хода упадут до 850 об/мин или хотя бы ниже тысячи, и тогда можно двигаться, не злоупотребляя акселератором.
Если первые 5-10 минут ездить в плавном режиме и избегать высоких оборотов, все рабочие холостые обороты в конце концов прогреются, даже в самом экономичном режиме.
Показатели датчика температуры
Другим универсальным индикатором, достижения определенных пределов, при которых вам условно разрешено управлять автомобилем, является указатель температуры.
Поэтому начало движения стрелки, свидетельствующее о том, что температура антифриза достигла 40 градусов Цельсия, считается немедленной необходимостью принятия мер, достаточных для безопасного вождения. Единственным недостатком этой функции является то, что она есть не во всех автомобилях.
Голубая лампочка на приборке
В отсутствие указателя температуры на приборной панели следует обратиться к голой лампочке, которая напомнит вам, что как только этот индикатор погаснет, можно начинать полноценную езду.
Длительная работа двигателя не только загрязняет окружающую среду, но и тратит топливо, причем, как показывает практика, совершенно напрасно.
И если автомобилист не живет в Якутске или Норильске, где машины зимой не ставят на стоянку, а можно завести только в период кратковременного потепления, то лучше не прибегать к таким методам, считая их бесполезными.
Как прогревать разные двигатели
Бензиновый двигатель с турбонаддувом можно прогревать около минуты, чтобы прогреть турбину и запустить систему смазки, рассказал Autonews технический директор сервисного центра «Автоглобус» Андрей Конев.
Поэтому эксперт уверен, что прогревать атмосферный бензиновый двигатель не нужно даже в сильный мороз.
Правила запрещают парковку автомобилей с работающим двигателем в жилой зоне. Такое правонарушение наказывается штрафом в размере от 1 500 до 3 000 рублей.
Дизельные двигатели должны прогреваться в течение трех-пяти минут, так как дизельное топливо немного застывает при температуре ниже минус 15 градусов.
Для электромобилей двигатель вообще не нужно прогревать. «Предварительный нагрев электродвигателя запрещен в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Его можно только охладить. В целом, чем холоднее электродвигатель, тем лучше. Идеальная температура для электродвигателя — минус 273 градуса, то есть абсолютный ноль», — говорит Владимир Когут, технический директор сервисного центра Hybrids.ru.
Зачем еще нужен прогрев
Автоматические трансмиссии и переменники должны быть предварительно прогреты. Резкая нагрузка на эти узлы приводит к быстрому выходу их из строя.
«С механической коробкой передач ничего не поделаешь, но полезно переводить рычаг селектора в положения D и R при нажатой педали тормоза, чтобы быстро прогреть и автомат, и двигатель», — советует Алексей Ревин, эксперт компании «За рулем».
Он добавил, что вы также можете повернуть руль вправо или влево, чтобы распределить жидкость в гидроусилителе руля. В случае с электроусилителем руля повышенная нагрузка на двигатель от генератора также приводит к более быстрому нагреву двигателя.
Как избежать заморозки авто
Хорошее масло. Двигатель с маслом 5W можно запускать при температуре окружающей среды до минус 34 градусов Цельсия. Масло 0W должно обеспечивать вращение коленчатого вала даже при температуре минус 34 градуса Цельсия.
Однако масло должно быть свежим и качественным. При замене следует учитывать, что частые холодные запуски (например, автоматический предварительный подогрев) сокращают интервал замены вдвое.
В очень холодную погоду (ниже 35 °C) аккумулятор теряет 50 % своей емкости, а если он очень слабый, то замерзает.
«Если автомобиль не заводится через 3-5 секунд после запуска, сделайте паузу на 30-50 секунд и снова заведите автомобиль. Если после трех-четырех повторов реакции нет, возможно, напряжение на аккумуляторе недостаточно для образования искры (оно падает ниже 9 В при вращении стартера)», — советует директор AKBSTART Данила Любимов.
«Чтобы избежать разрядки аккумулятора во время прогрева, следует запускать двигатель в течение 15-30 минут после каждого запуска. При этом предполагается, что аккумулятор полностью заряжен, а электрооборудование автомобиля находится в хорошем состоянии. Количество стартов за ночь не должно превышать четырех. Этого достаточно даже при температуре до минус 45 градусов», — говорит Фанис Зиннатов, директор компании «Автомотив».
Правильная парковка. Если автомобиль припаркован на склоне с открытым капотом, конденсат не может выйти из выхлопной трубы при работающем двигателе. Жидкость внутри замерзает, и образуется лед.