Статья о свечах зажигания для двигателя автомобиля — виды, критерии выбора. В конце статьи есть интересное видео о том, как удалить нагар со свечей зажигания. Статья о свечах зажигания для двигателя автомобиля — виды, критерии выбора. В конце статьи есть интересное видео о том, как удалить нагар со свечей зажигания.
Никель, иридий, платина? Выбираем свечи зажигания
На первый взгляд, выбор свечей зажигания прост: откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля, найдите нужную маркировку и купите ее. Все усложняется, когда есть много рекомендуемых вариантов. Производители свечей зажигания также регулярно совершенствуют, разрабатывают и выпускают новые модели. И выбор не так прост. Давайте рассмотрим, какие свечи зажигания доступны на рынке и в чем их различия.
Чтобы понять, чем свечи зажигания отличаются друг от друга, необходимо знать их конструкцию.
Во-первых, конструкция свечи зажигания не меняется уже много лет. Внутри металлической оболочки находится центральный электрод (проводник), разделенный керамическим изолятором. Ток подается на верхний контактный провод свечи зажигания, который проходит по всей длине электрода внутрь и является … мертв. Однако рядом с ним находится другой электрод — заземляющий (боковой), который соединен с корпусом вилки. В воздушном промежутке между электродами возникает мощный электрический разряд (несколько тысяч вольт) — искра, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.
Искровой зазор свечей
Расстояние между центральным и боковыми электродами свечи зажигания — искровой промежуток — напрямую влияет на работу двигателя. Больший искровой промежуток означает большую продолжительность зажигания, лучшее сгорание смеси и большую мощность. Но чем больше зазор, тем сложнее создать в нем искру и тем больше риск, что электричество найдет другой путь: через изолятор свечи зажигания, высоковольтный провод или катушку зажигания. Поэтому искровой промежуток всегда является компромиссом, тщательно рассчитанным инженерами.
Электроды со временем изнашиваются, и искровой промежуток постепенно увеличивается, что повышает нагрузку на катушки зажигания. Трудно точно отрегулировать зазор вручную: Речь идет о десятых долях миллиметра. Лучше своевременно менять свечи зажигания, не дожидаясь, пока они износятся и сломаются.
Холодные и горячие свечи. Калильное число
Во время работы свеча зажигания сильно нагревается (до 800-900°C) — неудивительно, учитывая, сколько вольт через нее проходит. С одной стороны, это хорошо — высокая температура помогает свече зажигания удалить углеродистые отложения. Но есть и проблема для водителя: если свеча зажигания слишком нагревается, смесь в цилиндре может воспламениться от контакта с самой свечой, а не от искры. Это явление
Возгорание селитры не сулит ничего хорошего. Последствия аналогичны воспламенению (хотя это разные процессы): Неконтролируемое воспламенение смеси приводит к повышению температуры двигателя, падению мощности и повреждению деталей.
Старые карбюраторные двигатели с калильным зажиганием могли работать даже в выключенном состоянии — пока свечи зажигания не остынут или не закончится бензин. Это необычное явление ушло в прошлое после внедрения электронного впрыска топлива.
Тепловое сопротивление свечей зажигания определяется категорией свечей накаливания: Различают холодные пробки (которые становятся более холодными во время работы) и горячие пробки (которые становятся более горячими). Степень нагрева свечи накаливания регулируется длиной изолятора.
К сожалению, единой шкалы для количества лампочек не существует: каждый производитель называет их так, как ему удобно. Причем у одних марок более низкий индекс имеют более холодные свечи зажигания, а у других — более теплые. Настоящий беспорядок! Необходимо использовать сравнительные таблицы. Здесь указаны цены на свечи зажигания Denso, NGK и Bosch.
Как и искровой промежуток, коэффициент искрообразования является компромиссом. Инжекторы холодного накала используются в двигателях с принудительной индукцией, которые часто доводятся до предела (например, на гоночном треке). Поэтому важно не сопротивление обрастанию, а сопротивление работе свечи зажигания под нагрузкой. Горячие свечи зажигания необходимы для маломощных двигателей, которые долго работают на холостом ходу (автошколы, промышленность) — в этом случае требуется хорошая самоочистка свечей зажигания. Для обычных автомобилей производители выбирают нечто среднее.
Автомобилисты иногда меняют свечи зажигания сезонно. Зимой их размещают немного теплее, чем рекомендуется — так на них образуется меньше углеродистых отложений, что облегчает наступление морозов. А летом они прохладнее — они более устойчивы при высоких нагрузках в жаркую погоду. Необходим ли такой сезонный переход, вы должны решить сами. Все зависит от условий эксплуатации и настроения двигателя. Но руководства по эксплуатации современных автомобилей обычно не поощряют такую практику.
Тепловое значение
Это один из немногих «невидимых», но очень важных параметров, определяющих тип свечей зажигания и степень отбора тепла от двигателя. Если свеча зажигания хорошо отводит тепло и поэтому меньше нагревается, ее называют «холодной». Если он рассеивает (удерживает) тепло в малой степени и нагревается сильнее, его называют «горячим».
Коэффициент теплотворности обозначается цифровым кодом. К сожалению, каждый производитель использует разные обозначения. По данным NGK, чем выше значение коэффициента теплотворности, тем «холоднее» свеча зажигания.
Производитель Bosch, с другой стороны, использует обратную нумерацию, где высокое числовое значение означает «горячий», а низкое — «холодный».
Правильное тепловое значение
Правильное значение температуры позволяет электродам работать при оптимальной температуре, которая может быть установлена на уровне 450 — 850 °C. Тогда происходит явление самоочистки электродов.
- Когда свечка слишком „холодная” — это явление не возникает и электрод покрывается нагаром, который затрудняет или даже делает невозможным появление искры.
- Когда свечка слишком „горячая” — высокая температура может привести к возникновению детонационного сгорания и плавлению электродов.
Прямое влияние на эффективность теплоотдачи оказывает длина нижней части изолятора, так называемого конуса. Чем больше длина, тем сильнее нагревается свеча зажигания.
Основная функция свечи зажигания — инициировать воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания двигателя. От бесперебойной работы двигателя зависит его запуск, плавность работы, производительность, диапазон скоростей и расход топлива.
Как правило, на каждый цилиндр приходится только одна свеча зажигания. Однако можно найти и другие решения. В двигателях Alfa Romeo Twin Spark, например, используются две свечи зажигания на цилиндр.
Обычно свечи зажигания заменяют каждые 20 000 — 30 000 км. Соответствующие платиновые и иридиевые диски заменяются даже после 100 000-120 000 километров пробега. При замене свечей зажигания важно следовать рекомендациям производителя относительно стоимости и типа свечей зажигания, используемых в автомобиле.
Как устроена свеча зажигания
Принцип работы не изменился с момента изобретения, но до сих пор производители стараются превзойти друг друга, используя новые технологии и материалы для производства. Оба имеют схожую структуру. Как различаются свечи зажигания, показано на следующем рисунке.
Типы заземляющих электродов:
a — стандартный, с выпуклым конусом изолятора; b — стандартный драйвер; c — одна сторона; d — два боковых электрода; e — два боковых электрода округлой формы; f — три боковых электрода; g — четыре боковых электрода; h — платиновый центральный электрод; i — платиновый наконечник; j — платиновые наконечники обоих электродов; k — платиновые наконечники обоих боковых и центрального электродов; l — платиновый центральный электрод.
Чем отличаются: стандартная, иридиевая и платиновая свеча
Стандартный — оснащен электродом из никелевого сплава. Обеспечивает эффективное вождение и низкий расход топлива. Элемент батареи из ионного никелевого сплава отличается высокой живучестью, а медный сердечник электрода, стандартно используемый в этих вариантах, обеспечивает хороший отвод тепла и предотвращает перегрев элемента. Это также самый дешевый вариант.
Иридиевые заглушки — это вариант, в котором в настоящее время используется технология высокого класса. Эти свечи зажигания имеют центральный электродный наконечник из иридиевого сплава. Использование этого металла обусловлено его особыми свойствами, так как иридий является одним из самых твердых металлов и характеризуется высокой коррозионной стойкостью. Использование иридия имеет дополнительные преимущества. Этот драгоценный металл позволяет производить более тонкие электродные стержни — даже 0,4 мм. Это, в свою очередь, снижает напряжение зажигания и улучшает распространение фронта пламени в камере сгорания. Из-за использования новейших технологий этот тип стоит дороже. Однако цена компенсируется вдвое большим сроком службы.
Платина — характеризуется очень долгим сроком службы. Платиновые пластины, используемые в основном электроде, обеспечивают стабильную работу даже в самых сложных условиях.
Этот электрод тоньше, чем стандартный электрод. Цена платиновых заглушек выше, чем цена соответствующих стандартных заглушек. Платиновые элементы идеально подходят для автомобилей, работающих на газе. При этом срок их службы даже в четыре раза больше, чем у обычных устройств.