Как изменилось отношение россиян к алкоголю за 30 лет. Отношение к пьянству в россии в разные времена.

Николай II увидел ситуацию и категорически запретил производство и продажу алкогольных напитков. Поскольку производство алкоголя никогда не прекращалось полностью, статистика пьянства значительно снизилась. Производительность труда увеличилась на 10-15%, а прогулы сотрудников сократились на 30%.

Как изменилось отношение россиян к алкоголю за 30 лет

Вместе с национальным проектом «Демография» в год 30-летия России мы решили изучить историю взаимоотношений россиян с алкоголем — от запретительного закона Михаила Горбачева до наших дней.

Как изменилось отношение россиян к алкоголю за 30 лет

Я согласен, что культура потребления алкоголя — это тест на здоровье и путь развития нашей страны. Давайте поговорим о разных исторических эпохах. А если вы хотите непредвзято оценить свои отношения с алкоголем, рекомендуем викторину, созданную журналом Menʼs Health в сотрудничестве с Национальной демографической программой, «Каковы ваши отношения с алкоголем?». — который вы найдете в конце этого материала.

От «Обществ по борьбе с пьянством» до сухого закона Горбачева

Во-первых, борьба с пьянством и алкоголизмом всегда велась в Советском Союзе и никогда не прекращалась. Другое дело, что она периодически затихала или, наоборот, обострялась, в зависимости от обстоятельств момента. Все началось с создания «Российского общества профилактики алкоголизма» и формирования в школах групп «юных врагов водки», которые в день зарплаты приходили к проходной завода с транспарантами: «Папа, не пей водку! Антиалкогольная пропаганда была направлена в первую очередь на молодое поколение, для которого использовались активные мультфильмы. Например, была создана серия мультфильмов о различных видах спорта. Одним из самых ярких примеров этих лет стал мультфильм «Ваше здоровье», снятый «Союзмультфильмом». В ней рассказывается история жизни одного человека. Родители приносят его домой из родильного дома, он растет, ходит в школу, занимается гимнастикой. Он обладает крепким здоровьем (он — особый персонаж мультфильма). Повзрослев, он отправляется в Тайгу работать на стройке, а затем поступает в институт. Хорошее здоровье помогает ему везде — в учебе, наслаждении жизнью и работе.

  Как создать условия для роста и цветения Алоэ Вера. Алоэ вера цветок домашний.

Но тут его ждет испытание: коллеги-алхимики предложили отмыть его диплом и новую работу. И так оно и есть. Молодой человек пьет, постоянно курит, ест нездоровую пищу и растрачивает себя на глазах. В 40 лет ему как-то удавалось ползти дальше, а потом — ничего. Что ж, мораль мультфильма была проста и понятна: алкоголь — это зло, которое убивает людей.

В конце 20-го века потребление алкоголя (и, соответственно, смертность) среди населения в СССР стремительно росло, так что Генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев решил «закрутить гайки» и 17 мая 1985 года издал указ «Об усилении борьбы с пьянством». Он заявил, что «особое значение приобретает строгое следование принципам коммунистической морали и этики, преодоление вредных привычек и отступлений и, в частности, такого уродливого явления, как пьянство. «Реализация указа привела к широкомасштабной кампании против алкоголя по всей стране. Магазины спиртных напитков открываются только в 2 часа дня, что вызывает нездоровые перебои в работе и километровые очереди у входов.

«В психоаналитической теории существует определение закона отца, — объясняет Елена Илюшина, дипломированный психолог, работающий с трансактным анализом: — Речь идет о роли отцовской фигуры в воспитании и формировании личности ребенка. Отец некоторым образом ограничивает стремление к удовольствию, чтобы дать возможность получить удовольствие другого рода — социально конструктивное, способствующее росту и развитию. То же самое верно и для общества — мы живем по букве закона и сталкиваемся с реальными последствиями, если нарушаем его. Давайте попробуем понять взаимодействие между фигурой отца (тем, кто издает законы) и теми, кому эти законы адресованы, на разных этапах развития нашего общества. «

Так в 1985 году у нас появился новый «папа». Как видно из указа, его основной принцип ориентирован на мораль, этику, преодоление вредных привычек и отсталости. Громкое дело, не так ли? Практика показывает, что резкая замена кнута и пряника не приносит пользы ни семье, ни государству. Все изменения требуют времени и плавного перехода к альтернативе через объяснение и формирование культурных привычек.

  Зачем яблоки покрывают воском и вредно ли это. Природный воск на яблоках.

Лихие 90-е годы

Время проходит быстро, и если сегодня запрет на продажу алкоголя в ночное время и полное отсутствие рекламы алкоголя на телевидении, радио и в других СМИ — это само собой разумеющееся, то в трудные 1990-е годы все было совсем иначе. 1990-е годы были ужасным явлением, отмеченным полной анархией и отсутствием контроля, особенно в отношении продажи и употребления алкоголя, — объясняет Азат Асадуллин, доктор медицинских наук, руководитель Клиники наркологии № 2 Министерства здравоохранения Башкортостана, профессор кафедры психиатрии и наркологии Башкирского государственного медицинского университета. — Это яркий пример того, как не следует проводить алкогольную политику. А рост алкогольной зависимости, наблюдавшийся не так давно, является наследием 1990-х годов. «

Факт, что в 1990-е годы, после падения «железного занавеса» и открытия границ, на нашу страну буквально обрушилась волна «изобилия». Почему в инвертированных запятых? Потому что то, что они не хотели есть и пить на Западе, можно было легко продать в России. Любой иностранный алкогольный напиток, о котором мы не знаем, какого рода, шел как горячий хлеб. И западные, и отечественные «виноделы» смешивали все подряд, наклеивали на бутылки яркие этикетки и продавали под видом вина и крепких напитков спиртосодержащие жидкости (от «крепленого» портвейна «777», замаскированного под португальское вино, до «элитного» виски, сделанного из разбавленного технического спирта и подкрашенного карамелью до нужного цвета). Настоящим символом 1990-х годов стал голландский алкоголь, буквально поставляемый в Россию по железной дороге. Никто в Европе не пил его, потому что он был сделан для технических целей. В любом случае, этот алкоголь стал очень популярным благодаря своей низкой цене и невероятной устойчивости к 96 градусам. Поэтому многие люди разбавляли одну бутылку этого продукта водой взамен четырех или пяти бутылок обычной водки. Однако массовые отравления (в том числе со смертельным исходом) быстро привели к снижению популярности этой горячей жидкости. В 1994 году указом премьер-министра Виктора Черномырдина был запрещен ввоз этого алкоголя в страну.

  Почему нужно проводить больше времени на природе. Чем полезен отдых на природе.

Однако это не помешало показывать рекламу водки по национальному телевидению или даже показывать ее в рекламе потребления алкоголя как классический поведенческий сценарий. Например, в одном из популярных рекламных роликов тех лет двое мужчин из «рабочего класса» сидели на кухне, пили водку и обсуждали, честно или нечестно один из них зарабатывает на жизнь. «Я не фрилансер, я партнер», — утверждал один из них. Оба пили по обоюдному согласию за свой финансовый успех. Ситуация с алкоголем усугублялась тем, что до 1998 года в Российской Федерации была разрешена свободная торговля алкоголем, который продавали все желающие — от таксистов и бабушек на террасах до «крупных международных» компаний неизвестного размера. Более того, алкоголь продавался без ограничений всем желающим — от подростков до пенсионеров. «Что мы можем сделать? Это не наша вина — это вина жизни!». — Продавцы заменителей алкоголя оправдывали свою деятельность.

Да, жизнь в 1990-е годы была тяжелой — экономические кризисы, высокие цены на продукты питания, низкие зарплаты. «Психологические причины употребления алкоголя практически одинаковы, независимо от страны и времени, — комментирует Азат Райлиевич Асадуллин: — Конечно, речь идет о сильной тревоге и повышенном уровне депрессии. А алкоголь является отличным антидепрессантом мгновенного действия. Хотя в то время мало кто задумывался о том, что он имеет огромную кучу побочных эффектов и, самое главное, вызывает устойчивую зависимость — алкоголизм. Как вы понимаете, уровень тревожности наиболее высок во время кризиса, когда у человека нет защиты и уверенности в завтрашнем дне. Это напрямую связано с уровнем потребления алкоголя. «

Оцените статью
Блог Бабника