Однако каждый владелец автомобиля с газовой системой должен знать, что скопление газа в автомобиле может стать причиной пожара или даже взрыва. Тем не менее, воспламенение газа представляется маловероятным событием. Риск примерно такой же, как и риск утечки бензина. При авариях риск утечки бензина выше, чем риск утечки газа.
Взрыв ГБО в машине: как обезопасить авто?
Взрыв SDS в автомобиле возможен только при наличии нескольких факторов — высокой концентрации газа в воздухе и наличии искры. Речь идет о серьезном повреждении системы LPG и бездействии владельца автомобиля, который должен был заметить характерный запах гораздо раньше и принять меры по устранению проблемы.
Возможен ли взрыв ГБО в машине
Согласно статистике, количество взрывов газовых приборов в автомобилях стремится к нулю, и такие ситуации возникают лишь в очень редких случаях. В современных системах существует несколько уровней защиты, которые обеспечивают прекращение подачи топлива во всех аварийных ситуациях. Кроме того, в состав газа добавляются запахи — специальные ароматизаторы — для того, чтобы вы почувствовали запах газа гораздо раньше.
С точки зрения взрывоопасности пропан более опасен, чем метан, но из-за более низкого давления в системе взрыв ГБО в автомобиле менее вероятен. Наличие газа в воздухе еще не является причиной воспламенения, так как должна быть достигнута определенная концентрация. Для метана он должен составлять от 5 до 15%, а для пропан-бутана — от 2,5 до 9,5%. Еще одним фактором должна быть сильная искра. Если процент выше, то взрыва ГБО в автомобиле не происходит — состав просто загорается.
Что касается самого газового баллона, то он совершенно безопасен. Канистра имеет толстые стенки, которые предотвращают повреждения и утечки воздуха. Серьезные аварии являются исключением, но даже в этом случае риск повреждения бака и взрыва в автомобиле минимален.
Возможность взрыва повышается при использовании газовых приборов 1-го или 2-го поколения, неисправных детей, некачественных установок, повышенного давления в баллоне и т.д. Давайте поговорим об этом подробнее.
Причины взрыва в машине
В современных системах существует множество элементов, которые предотвращают взрыв ГБО в автомобиле. Основные элементы системы СУГ включают в себя запорный клапан, клапан перелива топлива, клапан сброса давления, противопожарную вставку и механический клапан перекрытия подачи топлива. Имеется также электромагнитный клапан и скоростной клапан.
Причины взрыва в автомобиле включают неправильную установку/регулировку мультиклапана. Техник мог неправильно отрегулировать мультиклапан, использовать подержанную деталь или снять запорный клапан/поплавок. Если машина находится в отапливаемом гараже, в случае утечки и при достижении определенной концентрации может возникнуть взрывоопасная ситуация. Но дополнительным фактором должна быть искра, например, из-за проблем с проводкой.
- применение б/у компонентов;
- низкое качество запчастей;
- установка баллона без крепежа;
- монтаж емкости с просроченным сроком годности;
- несвоевременная проверка баллона;
- нарушение сроков ТО;
- несоблюдение мер безопасности во время заправки;
- разрушение клапана в случае ДТП;
- перегрев емкости с газом;
- ошибки в настройке;
- заполнение выше положенной нормы.
Все рассмотренные случаи по отдельности не являются достаточными для взрыва ГБО в автомобиле. Необходим комплекс факторов, вызывающих проблему.
При использовании системы с метановым газом взрыв в автомобиле может произойти по тем же причинам: Установка использованного цилиндра, выход из строя цилиндра, несвоевременная проверка, ненадежное крепление и т.д. Кроме того, бак может быть поврежден в процессе эксплуатации, например, коррозией, вмятинами или небольшими трещинами. Поскольку метан легче воздуха, в случае утечки он не скапливается в автомобиле, а поднимается наверх. В то же время для взрыва газа в автомобиле требуется высокая концентрация — от 5 до 16 %.
Производители провели множество тест-драйвов с авариями, чтобы добиться взрыва ГБО в автомобиле (видеоролики легко найти в интернете). В данном случае удар был направлен прямо в заднюю часть, где установлен цилиндр. В результате столкновения ничего не было повреждено. Вместо этого цилиндр служил дополнительным буфером.
Автомобиль в ДТП получил повреждения спереди. Будет ли утечка газа?
Редуктор-испаритель и трубопроводы топливного газа могут быть расположены в разных частях двигателя — это зависит от структуры трансмиссии, типа и марки двигателя, типа впрыска и т.д. Газовый испаритель может быть установлен на двигателе или спрятан в пространстве под кузовом. Таким образом, повреждение газового редуктора при столкновении с передней частью автомобиля зависит от многих факторов. Также не нужно беспокоиться о повреждении газовой трубы. Обычно газ поступает в выпускной редуктор через медную трубку, которая свернута в пространстве под капотом. Эта форма защищает топливопровод от повреждений, вызванных вибрациями. Эта прочная труба, по которой газ под высоким давлением подается к редуктору давления, является одним из ключевых элементов газовой безопасности.
Однако если участок топливопровода высокого давления газовой системы откроется во время работы двигателя, в системе низкого давления, расположенной ниже редуктора давления испарителя, будет не хватать газа. В этом случае датчик давления газа и датчик температуры, которые необходимы для нормальной работы газовой системы автомобиля, реагируют на ненормальное состояние. Система автоматически отключает газовую систему, перекрывая подачу топлива в двигатель. И это происходит очень быстро. Например, датчик давления реагирует на падение давления в течение 0,3 секунды.
Вы услышите характерный «щелчок» электромагнитного клапана.
Кстати, такое поведение газовых приборов было неоднократно подтверждено в различных краш-тестах, в которых проверялась безопасность систем, работающих на сжиженном газе. Эти ударные испытания проводились компаниями, которые производят газовые приборы для автомобилей.
Испытания также показали, что бензобак является единственным компонентом, который может пережить сильный удар — по сравнению с баками бензиновых и дизельных автомобилей и по сравнению с электромобилями, в которых для хранения энергии используется аккумулятор.
Следует отметить, что система газовой безопасности, которая автоматически перекрывает подачу газа в случае неисправности, очень похожа на обычную топливную систему бензиновых или дизельных автомобилей, где подача топлива в двигатель автоматически перекрывается в случае неисправности топливопровода или топливного бака (топливный насос автоматически прекращает подачу топлива через топливопровод).
Но в отличие от бензина, который менее опасен, если подача бензина или дизельного топлива прервана, в передней части автомобиля остается достаточно топлива, чтобы существовал риск воспламенения. Кроме того, в случае аварии из передней части автомобиля может вытечь бензин или дизельное топливо. К сожалению, этот вид топлива более опасен по сравнению с газом, если произойдет утечка.
Но даже если передняя часть загорается из-за утечки топлива, редко когда водитель и пассажиры успевают вовремя выбраться из автомобиля.
Удар в переднюю часть: что может еще случиться?
Не все знают, что топливо в вашем автомобиле — не единственное легковоспламеняющееся вещество. Знаете ли вы, что ваша система кондиционирования воздуха также имеет повышенный риск возгорания? Факт, что фреон, используемый в некоторых автомобилях, может воспламеняться при контакте с высокими температурами. Если в кондиционере используется старый фреон R134a, можете не беспокоиться — он не горит. Хуже всего обстоит дело с новым фреоном для автомобильных кондиционеров R1234yf, который может воспламениться при температуре 405 градусов Цельсия. При сжигании фреона выделяется фтористый водород — чрезвычайно опасное и коррозионное вещество, которое легко растворяет даже стекло.
Но для воспламенения этого фреона, как вы видите, требуется высокая температура в пространстве под капотом. А это возможно только в случае пожара. Вот почему так важно быстро заглушить автомобиль в первые несколько минут.
Машина горит. Будет ли взрыв?
Автомобиль может загореться по ряду причин. Чаще всего пожар возникает из-за короткого замыкания в электропроводке или, например, из-за контакта сильно нагретой части автомобиля с горючими веществами, используемыми в автомобиле. Иногда автомобили загораются в результате поджога.
Обычно пожар в автомобиле развивается постепенно, и требуется много времени, чтобы он достиг задней части автомобиля, где во всех автомобилях хранится топливо.
Когда огонь достигает задней части автомобиля, возникает опасность взрыва. Но также требуется время, чтобы топливо в баке воспламенилось. В этом случае топливный бак защищен лучше, чем бензобак. Дело в том, что в бензобаке есть воздушная подушка на случай, если газ увеличится в объеме, например, из-за высокой температуры. Эта воздушная подушка в конечном итоге предотвращает разрыв баллона. Конечно, нет, если высокая температура действует на баллон в течение длительного времени (например, если газовый баллон окажется в центре пожара), то в конечном итоге возникнет опасное давление. Но даже в этом случае он не взорвется. Как это возможно? Нет, это не научная фантастика и не доказательство того, что законы химии и физики можно изменить на противоположные. Это оригинальная конструкция газового баллона, который оснащен специальным клапаном, постепенно снижающим давление при повышении давления в баллоне. Это предотвращает взрыв газового баллона в автомобиле. Это позволяет пожарной бригаде потушить огонь задолго до того, как весь газ в баллоне выгорит.