15 Сие есть верное и благоугодное слово, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. 16 Но для того и дана мне благодать, чтобы Иисус Христос явил во мне прежде все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него в жизнь вечную. (1 Тим 1:15-16) .
Жизнь – не компьютерная игра с набиранием очков
— Мартину Лютеру принадлежит фраза: «Бог любит меня не потому, что я хороший, а я хороший, потому что Бог любит меня». В нашей церковной педагогике с раннего возраста мы слышим только одно: «Будь хорошим мальчиком/девочкой, и Бог будет любить тебя». Согласны ли вы с тем, что вам нужно заслужить Божью любовь?
— Нет, я так не считаю. «Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего своего и ненавидь врага своего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, чтобы вам стать детьми Отца вашего Небесного, ибо Он восходит солнце Свое на злых и на добрых, и посылает дождь на праведных и на неправедных» (Матфея 5:43-45).
Бог призывает нас любить не только «добро», но и «зло», потому что Он любит и то, и другое.
Когда-то эти слова произвели особое впечатление на 14-летнего Эндрю Блума, будущего митрополита Антония Сурожского. Он понял, что если он хочет быть с Богом, то должен любить всех людей — потому что Бог любит всех людей. Таким образом, он обосновывает необходимость любить всех людей, даже наших врагов.
Однако если вы только что присоединились к церкви и еще не мыслите взрослыми христианскими категориями, может показаться, что жизнь похожа на компьютерную игру с точками. Если вы поможете пожилой женщине перейти дорогу, вы получите очки, если вы посетите церковную службу, вы получите очки, если вы простоите много часов в монастыре, вы получите много очков. А если вы совершаете грех, ваши очки сгорают.
Нет, наши отношения с Богом — это не игра, в которой мы должны собирать очки и тратить их. Ефрем Сирин говорит: «Бойтесь называть Бога праведным. Если бы Бог судил только по справедливости, то все мы давно были бы так наказаны, что от нас ничего бы не осталось.
Наш Бог — милосердный и долготерпеливый Бог, и Он заботится обо всем мире и о каждом человеке одновременно. А человек думает о том, что было бы хорошо, даже «спасительно» для него самого (его семьи), а как с этим связана судьба других — это уже не так интересно.
Но для Бога каждый человек — его сын или дочь. Все.
— В чем разница между попыткой заслужить Божью любовь и попыткой жить хорошей жизнью в соответствии с заповедями, Божьим Словом?
— В ветхозаветной традиции существует три уровня служения Богу:
1. служить в рабстве, из страха наказания.
Когда человек, пришедший из язычества или атеизма, приходит к Богу, им поначалу может двигать тот же страх и расчет: Я должен совершать добрые дела, иначе Бог накажет меня.
2. наемная служба, с оплатой.
Слуга служит ради награды: я должен быть хорошим, чтобы Бог любил меня. Эти служения являются подготовительными, они естественны для нашей греховной природы, ума и сердца.
3. служение сыновству. Это истинно христианское отношение к Богу, Который больше не судья, не раздатчик наград, а Бог Отец. И сын служит Отцу не из корысти, не в ожидании награды, не из страха наказания, а из любви.
На этом этапе мы исполняем заповеди, потому что хотим этого. По нашей собственной воле. Потому что мы любим. На этом этапе мы можем почувствовать, что «иго Его легко», Его заповедь легка. Например, Ефрем из Сирии обратился к Богу в молитве:
Настоящая мать, как и Господь, любит свое еще не родившееся дитя
— Когда мы любим кого-то и хотим его одобрения (как ребенок, как волонтер в организации или как активный член церковной общины), мы стараемся сделать лучше то, что нам доверили. Разве это плохо?
— Это хорошо. Он соответствует степени заслуг в службе.
В идеале община должна быть похожа на семью. В семье, если сын думает: «Я уберусь в своей комнате, хорошо закончу четверть, и тогда родители подарят мне что-нибудь хорошее на Новый год», — это не плохо. Но если ребенок делает что-то, чтобы порадовать своих родителей, послужить общей цели порядка и гармонии в семье, а не для того, чтобы заработать деньги, то это еще лучше.
Точно так же и в церковной общине, если член церкви делает что-то хорошее, заслуживающее внимания лидера, это не плохо, а процесс роста. Это может плохо сказаться на самом человеке, если он остановится на этом. Тогда он не может понять, что такое настоящая любовь, если человек не любит по какой-то «причине».
Так Бог любит нас. Нам трудно это понять, потому что в человеческой, более романтической любви, всегда есть это «почему» или «любовь» может быть страстью, зависимостью. Бескорыстная любовь больше похожа на любовь матери: в книге пророка Исайи говорится: «Неужели женщина должна забыть сосца своего, чтобы не пощадить сына чрева своего?». (Исаия 49:15). Мать любит своего ребенка, даже если он злой. Даже если она совершит ужасные поступки, она не перестанет любить его, но ее любовь превратится в боль.
Но Пророк продолжает: «Но даже если она забудет, Я не забуду вас. Действительно, здесь упоминаются такие матери, но Господь заверяет нас: «Я никогда не оставлю тебя.
Бог возлюбил нас первым, согласно Своему Слову: «Не вы Меня любили, а Я возлюбил вас». И Бог любит нас на каждом этапе, на котором мы находимся. Он любит нас даже тогда, когда мы не поднимаемся по лестнице.
— А как насчет других текстов Ветхого Завета? В Псалмах часто говорится: «Бог любит праведников», но Он ненавидит грешников, уничтожает их и так далее.
— Подобные отрывки есть и в Библии. Они призваны предостеречь человека от греха и показать ему последствия, которые могут произойти в его жизни.
Давайте вернемся к аналогии с матерью и ребенком. Например, она говорит: «Ты не должен совать пальцы в розетку», ребенок не слушается, он хочет обязательно провести эксперимент. И когда в следующий раз он дотрагивается до розетки, а мама ругает его, ребенок сердится и плачет: «Похоже, моя мама злая и не разрешает ему делать то, что он хочет». На самом деле все обстоит с точностью до наоборот.
Точно так же Бог — не карающий тиран, а милосердный Отец, который из любви пытается предупредить нас, иногда сурово: «Если вы будете служить идолам, то потеряете свою благодать». Это не угроза, а информация, предупреждение. Божья благодать не может соединиться со злом. Человек, который полон греха, просто сгорит, если у него не отнять Божью благодать.
Любовь Божия к каждому из нас неповторима, потому что каждый – неповторим
— Святой Силуан Афонит сказал: «Праведники будут друзьями Господа, а грешников Господь просто пощадит». Значит, любовь Господа не одинакова для всех?
— Любовь Господа особенна для каждого человека в том смысле, что каждый человек уникален. Я выросла в хорошей семье. У моих родителей нас было шестеро. Моя мама часто говорила каждому из нас: «Ты должен знать, что ты мой любимый сын». Она говорила это не тайком от других детей, а совершенно открыто.
Точно так же мы все любимы Богом в зависимости от того, в какой любви мы нуждаемся. Все, что мы можем вынести, мы принимаем.
У каждого из нас свои уникальные отношения с Богом. И когда мы отворачиваемся от Божьей любви, это становится болью Спасителя на кресте. Когда мы делаем что-то хорошее, это становится радостью, ликованием.
Тот, кто делает добро и угождает Господу, становится Его другом. Господь ожидает от нас такой дружбы: «Прости им Господи, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34).
Мы не разделены на две категории: праведники и грешники. Мы все разные, и у каждого из нас свои уникальные отношения с Богом. У большинства из нас есть друзья, но каждый из них — это особая дружба, каждый из них важен для нас по-своему.
Даже друзья Божьи — святые, праведники, те, кто угодил Богу, — все они разные. Иоанн Креститель, величайший из всех женщин, — Божий друг, и даже малоизвестный пастор, о котором мы знаем только его имя, — Божий друг. Мы должны предположить, что даже в Царстве Небесном праведники сохраняют свои различия. Я думаю, что грешники также находятся в другой ситуации.
— Как насчет слов апостола Иоанна: «Сия есть любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в жертву за грехи наши» (1 Иоанна 4:10).
— Продолжая аналогию между любовью Бога к человеку и любовью матери к своему ребенку: Когда ребенок рождается, он уже любим, даже если родители его почти не видели. Мать любит своего ребенка после рождения, когда он еще находится в утробе матери, даже если его еще нет, и мечтает о нем.
Ребенок сможет ответить на любовь матери только в том случае, если у него есть способность распознать ее. Но еще до этого она была любима.
Бог также любит прежде всего нас. Иоанн Богослов говорит об этом так: «Возлюбим Его, потому что Он первый возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19).
В прологе есть удивительные слова о сотворении мира — Отец обращается к Сыну: «Сын, мы создадим человека, который может грешить, а потом ты должен воплотиться и быть принесен в жертву на кресте. Вы готовы это сделать?» И Сын отвечает: «Да, Отец, да будет воля Твоя». И тогда был создан человек.
Еще до сотворения мира Бог возлюбил нас. Мы знаем, что отвернемся от Него, что предадим Его, что будем говорить, что Его не существует, а есть эволюция, что религия — это опиум и т.д.
В Откровении Христос назван Агнцем до сотворения мира (Откровение 13:8). Как это может быть, если мы знаем, что распятие произошло в определенный исторический момент, и мы намеренно подчеркиваем это в Символе веры — «при Понтии Пилате»? Но Спаситель был назван Агнцем (предназначенным на заклание) еще до сотворения мира.
Феномен подмены
Когда мы говорим о психологических проблемах, важно понимать, что они одинаковы для всех, как верующих, так и неверующих. Существует определенная (не обязательно религиозная) система, в которой строго расписаны правила и нормы того, что хорошо и что плохо. Человек попадает туда со своими неврозами, психическими расстройствами (их еще называют «тараканами», у каждого свои). Когда человек попадает в такую систему, неврозы могут быть «зацементированы», то есть заморожены. Особенно если найти в Евангелии, в Святых Отцах «подтверждение» своей правоты. Тогда он перестает видеть реальность.
Когда человек убежден в истинности своих идей, но в действительности за ними стоит что-то другое, это называется подменой. Например, праведная набожность с ненавистью ко всему, что отличается: «Я все делаю, я верующий христианин, а все — враги.
В чем здесь опасность? Кто-то убежден в истинности своей позиции. Он знает, что он все делает правильно, а другие — нет. Отчасти это похоже на фарисейство. Фарисей убежден, что он поступает правильно, что он хороший, а другие плохие. Это возвращает нас к проблеме суждения, непринятия. Кто из нас не судит? Кого не раздражают люди, которые отличаются от нас? Но когда я понимаю, что это не норма, осознаю, что у меня есть проблема, раскаиваюсь и хочу исправиться — замены нет. Неумение критически мыслить о себе, что с вами что-то не так — это подмена.
Когда человек вступает в религиозную жизнь, психологические заменители становятся препятствием на пути к Богу.
«Карикатура на христианство». Что стоит за соблюдением внешних правил?
Когда мы говорим об искажениях, что является нормой? Невозможно точно определить границы нормальности. Но, как ни парадоксально, очевидные искажения определить несложно. Предположим, вы приходите в храм искать Бога, и первый человек, которого вы встречаете, — ваша бабушка, от которой вы получаете строгие наставления, и вам долго не хочется идти в храм. Такой пример явно является искажением; он не похож на христианство. Это своего рода карикатура на него.
Другой уровень проблемы — вера в ритуалы, в традиции как в самоценность: «Меня спасают ритуалы и соблюдение. Это приводит к убеждению, что человек не может причащаться на Пасху, потому что он не строго соблюдал пост, не исповедовался в день причастия, не читал Правило и т.д. Или не мыться после причастия, не есть виноград, арбуз и т.д. после причастия, потому что они содержат кости. Что за этим стоит? Подмена, отсутствие понимания, неспособность отличить существенное от несущественного.
Очень важно поститься, посещать церковные службы и читать духовную литературу. Но это только средства. Они не должны стать самоцелью, они не должны затмевать Христа. Иначе я не встречусь с Богом, я спасен не Христом, а правилами.
Идеал и маска. Кто будет встречаться с Богом?
В церкви формируется идеальный образ того, каким должен быть человек. Очень важно стремиться к идеалу, работать на себя. Но если идеальный образ слишком высок, слишком недостижим, возникает опасность лицемерия. Нарисовав идеальный образ себя, я должна признать, что не соответствую ему. Затем я могу «наклеить» ее на себя, создать маску, которую едва ли можно отличить от моей кожи, и заставить вас поверить в это. Внешне все хорошо, но в человеке нет жизни. С такими людьми очень трудно общаться.
Кто же тогда встретит Бога? Я больше не знаю, кто я, я не осознаю своих чувств, я действительно верю, например, что я никогда не бываю раздражительным. У меня больше нет возможности встретиться со своим нынешним «я», а значит, и с другим субъектом, будь то человек или Бог.
Не надо бояться вопросов
Протоиерей Александр Балыбердин
Протоиерей Александр Балыбердин, предстоятель церквей города Кирова:
Можно ли сочетать любовь и страх по отношению к Богу? Я думаю, что ответ на этот вопрос содержится в письме, где ключевой фразой является: «Бог — наш Отец». Именно поэтому мы обращаемся к Нему в молитве «Отче наш» и называем Его Отцом.
Из нашего опыта семейной жизни мы знаем, что когда вы любите кого-то, вы боитесь его потерять. Вы цените его мнение, его внимание, вы не хотите его разочаровывать. Так же обстоит дело и со страхом Божьим. Это страх огорчить Бога, как страх огорчить отца и мать, супруга, которого мы любим.
Так что страх Божий и любовь Божья действительно связаны. Мы любим Бога и боимся огорчить Его.
Апостол говорит нам, что «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:16). Если мы согласны с этим выражением апостола, если мы принимаем его, то из этого следует, что без Бога не может быть любви; истинная любовь — это любовь, которой я в Боге и которой Бог любит нас. Вот почему апостол говорит: «Сия есть любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в жертву за грехи наши» (1 Иоанна 4:10).
Первый шаг к любви к Богу состоит именно в том, чтобы человек признал пределы своих собственных сил. Он признает, что в нем самом мало или совсем нет любви. У него нет силы любить ближнего, как Бог любит нас. Поэтому человек, осознающий недостаток этой любви, задает вопрос: где я могу найти эту силу, как я могу любить ближнего?
И естественным ответом на этот вопрос, если мы христиане и признаем и принимаем слова апостола о том, что Бог есть любовь, является наше желание соединиться с Богом. Прежде всего в таинствах Церкви: мы принимаем Крещение, начинаем жить церковной жизнью, участвуем в таинстве Исповеди, причащаемся в Его Теле и Крови, посещаем Мессу, слышим и читаем Его Евангелие, ставим в своем доме икону, напоминающую нам об истинной, подлинной любви Бога.
И в наших отношениях с семьей и друзьями мы стараемся жить по Его заповедям. Это любовь к Богу и к ближним. Мы понимаем, что есть не две любви — любовь к Богу и любовь к ближнему, а любовь к Богу и ближнему. Это невозможно разделить, потому что если Бог есть любовь, то без Бога нет любви.
Нет причин бояться вопросов, возникающих в ходе церковной жизни, потому что вопрос уже является началом ответа для того, кто его задал. Хорошо, что эти вопросы существуют, потому что самое печальное, когда люди живут, не задумываясь об этом, не задавая вопросов о жизни, любви и Боге. И когда вы задаете себе эти вопросы, вы должны помнить, что ответы на эти вопросы даются в Церкви. Их решает Сам Бог, Его Евангелие, послания апостолов и, конечно, опыт церковной жизни.
«Завести» сердце на любовь
Протоиерей Федор Бородин
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, Москва:
Мы никогда не должны забывать, что говорит Библия: Бог первый возлюбил нас (1 Иоанна 4:19).
Бог любит нас прежде всего. Это невозможно понять, осмыслить или объяснить. Бог любит каждого из нас, независимо от того, заслуживаем мы этого или нет. Он все равно любит каждого из нас.
И эту любовь нельзя и не нужно заслужить, она уже есть. Это основа нашего существования, наших отношений с Богом. Об этом говорит притча о блудном сыне.
Нормальный, обычный отец всегда имеет в себе что-то такое, на что сын, даже если он грешит, может положиться, потому что он ему родственник. И отец всегда простит после раскаяния, возможно, наказание, бывает и по-другому. Но сын всегда знает, что это его собственная кровь.
Наши отношения с Богом очень похожи. Мы не сами придумали эту притчу, но Иисус сказал ее, когда объяснял нам, каковы наши отношения с Богом. Мы должны помнить об этом. Вся наша христианская жизнь заключается не в том, чтобы заслужить Божью любовь. Во-первых, потому что она существует; во-вторых, потому что ее нельзя заработать. Мы просто должны научиться жить так, чтобы нас уже любили, чтобы эта любовь излучалась из нас. Мы очень плохие ученики, мы не делаем хороших вещей, но Бог все равно любит нас, потому что мы связаны с Ним.
Источник радости христианина в том, что, несмотря ни на что, Божья любовь превосходит все плохое, что мы когда-либо могли сделать. И если мы будем стремиться к этому, мы будем там вечно.
Я не согласен, когда говорят, что легче бояться Бога, чем любить Его. Для человека, который верит в Евангелие, это лишь один из аспектов его отношений с Богом. В основе, однако, лежит филантропия, братская любовь к нему. Да, святые отцы говорят, что страх — это начало мудрости, страх Господень, как мы говорим. Но это не означает, что это начало пути. Это вездесущая грань бриллианта, которым является духовная жизнь. В этом бриллианте даже неограненная грань еще не является бриллиантом.
Поэтому в духовной жизни есть определенные сбалансированные грани. Есть радость и есть покаяние. Радость, что Бог любит меня, но если эта радость есть в человеке без покаяния, то это попахивает протестантской пустотой и дешевым весельем, не прошедшим никакой обработки. А если есть только покаяние и только страх Божий, но нет радости, то это вообще не христианство. Тогда вы должны уйти в пещеру, как еретики, и ждать конца света.
Христианство имеет много граней, и радость и страдание в нем находятся рядом. Вы не можете быть одним без другого. Истинная радость во Христе не может родиться в сердце, в котором нет сокрушения. Истинное сокрушение без радости не приносит плодов и ведет в глубины отчаяния.
Когда мы заглядываем внутрь себя, то обнаруживаем, что в нас очень мало любви, поэтому мы должны совершать дела любви. То есть мы должны делать то, что делали бы, если бы умели любить, и надеяться в ответ, что Бог даст нам любовь. Это как завести старую машину, которая заглохла. Двигатель должен вращать колеса через коробку передач. Но зимой двигатель может не запуститься. Затем вы запускаете его, нажимая на него. Вы запускаете двигатель, включив передачу, толкая машину в гору, например, или с помощью троса. А затем вращающиеся колеса запускали двигатель.
Божья любовь.
Цитаты нужно читать и изучать:
Бог милостив и сострадателен.
Божья любовь вечна.
Иеремия 3:22-23.
Божья верность велика.
Бог торжествует в тебе.
Он сострадает беспомощным.
Он ищет потерянных.
Его любовь к грешникам жертвенна.
Его любовь дает новую жизнь.
10. 1 Иоанна 4:16
Бог есть любовь.
Попробуй следующее:
Напишите свои мысли по каждому отрывку. Вот несколько идей, с которых можно начать:
1. как этот отрывок отражает идею о том, что Бог любит вас и хочет для вас самого лучшего?
2. запишите три вопроса, которые пришли вам в голову, когда вы читали отрывок. Ответьте на них, а затем спросите своего друга или руководителя группы. Запишите их ответы.
3. возможно, текст вдохновил вас. Напишите стихотворение, песню, рассказ или молитву, выражающую ваши чувства и мысли о том, через что вы прошли.
Перевод Алены Гальцевой