Антифризы Liqui Moly основаны на высококачественных пакетах антикоррозионных веществ и выпускаются в виде концентратов или готовых к применению жидкостей. Здесь вы можете выбрать тип антифриза, рекомендованный производителем.
Виды охлаждающих жидкостей, советы по выбору
Наряду с другими техническими составами, охлаждающая жидкость является одним из важнейших расходных материалов и выполняет важную функцию. Неправильный выбор антифриза для системы охлаждения может привести к значительному повреждению автомобиля.
Для чего нужен антифриз автомобилю
Существует несколько названий автомобильной охлаждающей жидкости: антифриз, охлаждающая жидкость, жидкость для охлаждения или сокращенно ОЖ. Вода также может быть использована в качестве охлаждающей жидкости — дистиллированная вода особенно подходит, поскольку не содержит солей. Он безопасен, доступен, безвреден и достаточно теплый.
Однако эта охлаждающая жидкость замерзает при отрицательных показаниях термометра, имеет низкую температуру кипения, а также является несколько коррозийной. Поэтому в теплый период воду можно использовать только с добавлением антикоррозийного средства.
Антифриз можно использовать круглый год. Это продукт, который в последнее время стал повсеместно распространенным среди автомобилистов нашей страны. Антифриз представляет собой смесь:
- дистиллированной воды,
- незамерзающей составляющей,
- присадок, которые снижают коррозионную активность первых двух компонентов.
Это важно: этиловый спирт также может использоваться в качестве охлаждающей жидкости, но его летучесть и высокая стоимость не позволяют ему стать популярным среди автолюбителей. В отличие от него, метиловый спирт вступает в реакцию с алюминием и является токсичным — даже небольшого количества достаточно, чтобы отравить человека.
Основная функция охлаждающей жидкости — охлаждение двигателя внутреннего сгорания. Это тепловой агрегат, преобразующий энергию двигателя внутреннего сгорания в механическую энергию.
Для нормальной работы двигателя его нагрев должен поддерживаться в точно определенных пределах. Для этого автомобили оснащаются системой охлаждения — воздушной или жидкостной. В последнем случае охлаждающая жидкость циркулирует принудительно.
Однако, помимо охлаждения устройства, у него есть и другие функции:
- подогрев салона транспортного средства в холодное время года;
- защита системы охлаждения от активных процессов коррозии, а также накипи;
- поддержание каналов в чистоте;
- продление срока службы некоторых узлов автомобиля.
Охлаждающие жидкости для автомобилей должны быть жидкими, обладать высокой теплоемкостью и теплопроводностью, минимальным порогом начала кристаллизации, максимальной температурой кипения и физико-химической стабильностью. Он не должен пениться и должен быть агрессивным (с точки зрения воздействия на компоненты автомобиля).
Различные типы антифриза имеют разный состав. Свойства различных антифризов также меняются в процессе использования.
Как разводить концентрат антифриз для автомобиля
Антифриз для системы охлаждения предлагается производителями в виде концентрированного или готового к использованию продукта. В первом случае жидкость содержит все необходимые присадки, антифриз и пигменты.
Для приготовления антифриза необходимо добавить дистиллированную воду (смешивание можно производить в любой емкости). Пропорции воды и концентрата для готового к использованию антифриза приведены в таблице.
Таблица. Соотношения предварительного смешивания для приготовления антифриза с температурой замерзания, отличной от температуры замерзания концентрата.
Соотношение воды и концентрата, % | Температура замерзания готового антифриза, градусы |
50/50 | -35 |
40/60 | -55 |
60/40 | -25 |
Это важно: Категорически запрещается заливать неразбавленный конденсат в систему охлаждения.
Многие люди по привычке называют охлаждающую жидкость тосолом. Некоторые люди считают, что существует два типа: Зола и антифриз. Чтобы было понятно, антифриз — это тип антифриза, разработанный местными специалистами в советское время. Его можно назвать жидким хладагентом первого поколения.
Интересно. Торговое название «Тосол» происходит от аббревиатуры «TOS», которая была образована от названия «Технология органического синтеза». Суффикс «ол» обычно указывает на принадлежность жидкости к спиртам.
Продукт был изобретен в 1971 году, но не запатентован. По этой причине многие производители сегодня выпускают свою продукцию под этой торговой маркой.
Зачем нужен антифриз
Основное назначение антифриза — охлаждать двигатель автомобиля. Циркулируя по системе охлаждения, жидкость поглощает тепло от нагретых частей двигателя и отдает его в воздух через радиатор. В прошлом для этих целей использовалась обычная вода. Однако его самым большим недостатком является высокая температура замерзания. Даже при небольшом морозе он превращается в лед, а при замерзании расширяется и легко раскалывает не только радиатор, но и рубашку охлаждения двигателя. Антифриз — Антифриз был изобретен для предотвращения осушения системы при длительной стоянке зимой.
Современные охлаждающие жидкости должны обладать определенными важными свойствами в дополнение к низкой температуре кристаллизации. Они должны быть нейтральными к металлу и резине, невоспламеняющимися и непенящимися. Для этого в антифриз добавляются специальные присадки.
Типы антифризов
Существует несколько типов антифриза, различающихся по химическому составу. Большинство антифризов основано на смеси этиленгликоля и воды. Однако используемые добавки различны. Используемые сегодня охлаждающие жидкости относятся к трем основным категориям: G11, G12 и G13. Давайте посмотрим, чем они отличаются:
- G11 — другие названия: Traditional coolants, Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology). Антифризы с присадками на основе неорганических соединений: силикатов, фосфатов, боратов, нитритов, нитратов. К этому классу относится популярный отечественный «Тосол». Создавая на металлических поверхностях защитную пленку, они защищают детали автомобильного двигателя от коррозии. Но при этом ухудшается теплоотдача. Кроме того, частицы пленки начинают со временем осыпаться, загрязняя жидкость. Срок службы таких составов — 2 года.
- G12 — здесь в качестве присадки используются карбоновые кислоты. Поэтому их часто называют карбоксилатными. Они обеспечивают отличную теплоотдачу, не склонны к загрязнению. Но антикоррозионные свойства таких составов оставляют желать лучшего. Срок службы — 3. 5 лет. Другие названия: Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology).
- G12+ — чтобы совместить достоинства двух типов антифризов, разработали состав, в котором применяются как неорганические, так и органические присадки. Такие антифризы называют гибридными (Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
- G12++ — карбоксилатные антифризы с небольшой добавкой минеральных соединений. Их еще называют лобридными (Lobrid coolants, SOAT coolants).
- G13 — Принципиально другой химический состав. В основе, вместо ядовитого пропиленгликоля используется этиленгликоль. Его основное преимущество — экологичность. А вот четкого соотношения цветов и типов антифриза не существует. Единой системы цветовой маркировки нет и производители могут использовать красители по своему усмотрению. Чаще всего, составы класса G11 сине-зеленые, G12 — красно-оранжевые, а G13 — розовые или фиолетовые. Но это правило не строгое, и возможны исключения.
Зачем менять охлаждающую жидкость
Как и все технические жидкости, антифриз имеет свойство стареть — со временем он теряет свои свойства. Старый антифриз снижает свою способность делать то, что он делает лучше всего — отводить тепло от двигателя. В нем также накапливается грязь, которая может засорить воздуховоды двигателя или шланги радиатора. При всем этом существует риск перегрева двигателя. Так вы можете «получить» капитальный ремонт двигателя. Насколько сложной и дорогой она будет, зависит от конструкции двигателя, степени перегрева и удачи.
Периодичность замены охлаждающей жидкости указана в руководстве по эксплуатации автомобиля. Там же можно найти информацию о типе используемого антифриза. Можно чаще менять антифриз. Реже — крайне нежелательно. Возможные проблемы перечислены выше.
Иногда возникает необходимость замены антифриза вне регламента. Например, при ремонте системы охлаждения: замена радиатора, шлангов и насоса охлаждающей жидкости. Изменение цвета охлаждающей жидкости может быть причиной преждевременной заправки новой охлаждающей жидкости, если светлый состав в расширительном бачке стал мутно-коричневым. Необходимо регулярно заглядывать в бачок для проверки уровня жидкости. Если ваш автомобиль не оборудован датчиком уровня охлаждающей жидкости.
Часто включающийся или постоянно работающий вентилятор также является причиной для диагностики системы охлаждения. Проблема может заключаться в старом антифризе или низком его уровне. Необходимо долить жидкость или заменить антифриз на новый.
Виды охлаждающей жидкости
Хотя все антифризы основаны на смеси этиленгликоля и воды, они делятся на разные категории. Отличительным критерием является тип добавки.
На рынке представлены три типа охлаждающих жидкостей:
- На карбоксилатной основе. Присадки базируются на солях карбоновых кислот. Наиболее распространенная категория антифризов, использующаяся автопроизводителями для первой заливки на заводе. Жидкости способны сохранять свои характеристики не менее 5 лет и выдерживать пробеги до 650 тыс. км.
- На гибридной основе. В состав жидкостей, предназначенных для автомобилей европейских концернов, входят присадки на силикатной основе. Азиатские автопроизводители вводят в вещество фосфатные присадки. Из-за них срок работы жидкости уменьшен и составляет не более трех лет.
- На пропиленгликолевой основе — лобридного типа. Ряд автопроизводителей заявляет жидкости, как не меняющие своих характеристик с течением времени и не нуждающиеся в замене. Примером такого антифриза может служить жидкость GM/Opel.
- Традиционные охлаждающие жидкости, имеющие неорганическую основу. В состав вводится комплекс присадок на основе силикатов, а также солей кремния, бора, фосфора и ряда других материалов. Классическим примером неорганического антифриза является жидкость тосол.
Характеристика антифриза
Основными свойствами антифриза являются температура кристаллизации и температура кипения. Наиболее важными свойствами антифриза являются точка замерзания и температура замерзания. Температуру можно изменять в ограниченном диапазоне путем увеличения или уменьшения доли воды и этиленгликоля. Добавление этиленгликоля к содержанию воды приводит к снижению коэффициента температурного расширения при замораживании. Основа, содержащая 60 % этиленгликоля, увеличивает свой объем на 1,5 % во время застывания. Это техническое свойство особенно важно, так как оно повышает интеграцию
Таблица соотношений концентрации и температуры замерзания для жидкости на основе многоатомных спиртов (этиленгликоль).
Вопреки распространенному мнению, в состав антифриза никогда не входили отдельные присадки, обеспечивающие смазывающие свойства. Единственным ингредиентом, отвечающим за смазку, является этиленгликоль.
Характеристика антифриза по цветам
Примерный метод классификации антифризов на группы — по цвету:
- антифриз красного цвета, обладающий максимальным сроком службы (до пяти лет);
- антифриз зеленого цвета, сохраняющий свои характеристики до трех лет;
- антифриз синего цвета, предназначенный для эксплуатации не более двух лет.
Цвет антифриза не является гарантией его свойств, поскольку существуют также жидкости, которые не имеют синего цвета. Кроме того, основные компоненты антифриза бесцветны. Пигменты используются для визуального контроля уровня жидкости в расширительном бачке и для обнаружения утечек в системе. Некоторые производители выпускают антифриз с одинаковым химическим составом, но с разными цветами в соответствии с требованиями заказчика.
Примером такого антифриза является серия Cool Stream Premium, выпускаемая компанией Tekhinform и доступная в различных цветах:
Характеристика антифриза по стандартам
Антифриз классифицируется на основании спецификаций, выданных основными производителями автомобилей. Одним из самых известных стандартов является спецификация Volkswagen (обозначается буквой G и двумя цифрами). В зависимости от категории, антифриз может содержать или не содержать соединения на основе бора, а доля силикатов регулируется.
В чем разница между тосолом и антифризом?
Проводить различие между антифризом и антиобледенителем нецелесообразно, так как антифриз — это любая жидкость, которая остается жидкой при температуре ниже 0°C. Производители во всем мире используют термин Antifreeze Coolant, что буквально означает «антифриз». Затем каждый производитель добавляет свое фирменное название, например, GlasELF, Prestone или GlycoShell.
Антифриз — это торговое название одного из видов антифриза. Выше и ниже термин «антифриз» относится к жидкости на основе карбоксилатов.
В основе этих жидкостей лежат совершенно разные комплексы присадок. По этой причине они имеют разные температуры кипения и разные сроки хранения. По этой причине смешивание двух разных хладагентов строго запрещено. При переходе с одного типа на другой необходимо тщательно очистить систему охлаждения от остатков старого антифриза.
Преимущества антифриза перед тосолом
Использование антифриза имеет много преимуществ:
- Улучшенный теплоотвод, достигаемый комплексом присадок. Входящие в комплекс антикоррозионные присадки останавливают коррозию, покрывая поврежденный участок пленкой.
- Увеличенный срок эксплуатации без заметной потери характеристик.
- Защита алюминиевых деталей при высоких температурах. Одно из ключевых преимуществ, поскольку современные двигатели имеют тонкостенные алюминиевые блоки и головки, а также напряженный термический режим работы.
- Снижение кавитационного воздействия на крыльчатку помпы. Уменьшение нагрузок получено благодаря присадкам.
- Химически нейтральный состав антифриза, который не образует новых агрессивных соединений при контакте с материалами магистралей системы охлаждения. Это положительно сказывается на работе радиатора, поскольку каналы для прохода жидкости имеют малое сечение и подвержены засорению.
Недостатком антифриза является его высокая стоимость по сравнению с хладагентом. Однако этот недостаток перевешивается более длительным сроком службы жидкости.
Способность эффективно охлаждать двигатель
При использовании неорганических жидкостей на поверхности системы охлаждения образуется равномерная защитная пленка толщиной до 0,5 мм. Это эффективно защищает поверхность от коррозии, но также снижает теплообмен между компонентами и веществом. При высоких температурах окружающей среды снижение теплоотдачи может привести к локальному перегреву и повышенному износу двигателя.
Жидкости карбоксилатной группы образуют пленки только на корродированных участках. В данном случае толщина защитного слоя составляет 0,0006 мм и практически не влияет на теплопередачу в этой области.
Длительный срок эксплуатации
Соединения на основе силикатов и нитритов, используемые в неорганических хладагентах, не являются постоянно стабильными и разлагаются при повышении температуры выше 100 °C. Силикаты используются для защиты алюминиевых деталей от коррозии, а нитриты — для снижения эффекта кавитации. Средний срок службы компонентов составляет менее 40 000 км.
Жидкости на основе карбоксилатов сохраняют свои рабочие характеристики в течение всего срока службы. В основном это достигается за счет создания локальных точек защиты, что снижает расход присадок.
Эффективная защита алюминия в режиме высоких температур
Использование алюминия и сплавов на его основе в современных двигателях приводит к повышению рабочих температур и требует более быстрого отвода тепла. Жидкости на основе карбоксилатов обеспечивают лучший отвод тепла, а также снижают риск возникновения коррозии на поверхности проводников.
Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?
Никогда не следует смешивать органические и неорганические жидкости. При их соединении происходят химические реакции, в результате которых образуются вещества, способные оседать в густой осадок. Это засоряет узкие каналы системы охлаждения и снижает интенсивность теплообмена. Каналы в головках цилиндров особенно подвержены засорению. Снижение теплоотдачи приводит к локальному перегреву и деформации компонентов. Перегрев цилиндров приводит к коррозии колец в канавках.
Антифриз на основе карбоксилатов можно смешивать, за исключением некоторых случаев:
- жидкость стандарта G12 недопустимо смешивать с антифризом типа G11;
- антифриз G12 возможно смешивать только с G12+;
- жидкости типа G13, G12++ или G12+ полностью совместимы с G11.
Производители антифризов допускают смешивание готовой к использованию жидкости и дистиллированной воды. Однако следует помнить, что добавление воды изменяет точку замерзания, что является важным свойством антифриза. Неконтролируемое разбавление антифриза приведет к замерзанию при более высокой температуре и может вызвать разрыв системы охлаждения. Рекомендуется заменить разбавленный антифриз новым антифризом до начала холодного сезона.
В видеоролике, созданном для канала AutoMUM Shop, рассказывается о допустимых смесях охлаждающей жидкости.
Виды антифризов
Антифриз можно классифицировать по различным критериям. Сами потребители чаще всего различают их по цвету. Они отличаются пакетами антикоррозионных присадок и предназначены практически для каждого производителя автомобилей, имеют местные вариации и различные цвета.
В США распространен антифриз с фосфатными присадками, в то время как в Европе эта форма не используется. В Японии используется гибридный антифриз, содержащий фосфаты и карбоновые кислоты, т.е. нечто среднее между США и Европой.
Формула каждого антифриза разрабатывается и тестируется годами, с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого производителя автомобилей есть свои поставщики. Даже типы резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, используемого для изготовления двигателей и радиаторов. Антифриз должен быть окрашен, как и любая другая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о его качестве. Один и тот же антифриз может быть любого цвета на усмотрение производителя.
Важно: Выбор антифриза по цвету является ошибкой покупателя и может привести к серьезным негативным последствиям.
Правильная классификация антифризов
Большое разнообразие комбинаций и цветов антифриза легко вводит водителя в заблуждение. Однако в действительности систематизация возможна и оправдана. Антифризы для легковых автомобилей делятся на группы и подгруппы в зависимости от пакета присадок.
- Неорганические (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными из-за содержания силикатов. Могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые — одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:
- Североамериканские. Присутствуют фосфаты. Есть отдельная подгруппа антифризов, называемых Low Silicate Formula. Они имеют пониженное содержание силикатов.
- Европейские. Использование фосфатов запрещено. Отсутствует содержание аминов и некоторых из видов нитритов.
За последние десять лет содержание силикатов в большинстве антифризов, производимых в Европе, было снижено настолько, что они стали похожи на низкосиликатные антифризы, производимые в США.
Антифриз на силикатной основе маркируется G11 или G48.
В ассортименте продукции Liqui Moly GmbH этот тип антифриза называется Kuhlerfrostschutz KFS 11.
-
G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашены в оранжевый, красный или розовый цвет. Состав практически идентичен и похож на антифризы Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Их главная особенность заключается в том, что они в основном содержат два или более типов карбоновых кислот, но не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. В ассортименте Liqui Moly GmbH антифриз G12+ соответствует антифризу KFS 12+, а G33 — антифризу KFS 33.
- Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.
Все три группы также содержат некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.
Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?
Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету! Существует очень высокий риск ошибки!
Используйте правильный продукт, который использовался при сборке автомобиля. Категория антифриза указывается в руководстве пользователя и вводится в программах выбора. Поэтому нет необходимости проверять цвет антифриза. Например, один и тот же продукт итальянской компании Fraber может быть синим, зеленым, красным или желтым.
Мы рекомендуем выбирать антифриз только в соответствии со спецификациями производителя автомобиля!
Нужно долить. Как не ошибиться?
Если вы не знаете или не помните, какой тип антифриза использовался в вашем автомобиле (например, предыдущим владельцем), мы рекомендуем: заменить все содержимое системы охлаждения, промыв ее маркой, рекомендованной производителем, записать или запомнить марку и заливать его только при необходимости. При доливке небольшого количества антифриза можно использовать дистиллированную воду.
Если требуется небольшая заправка и нет подходящего антифриза, можно использовать дистиллированную воду. Это компенсирует потерю объема жидкости в результате испарения.
Какие виды бывают
В настоящее время на рынке доступны различные антифризы. Они отличаются по своему составу и цвету. Их можно разделить на четыре группы:
1. Неорганические (традиционные)
Этот антифриз содержит неорганические вещества в качестве ингибиторов коррозии: силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. К этой группе антифризов относится, например, используемый в СССР антифриз «Толсол» и его различные вариации. Одним из недостатков этих жидкостей является их короткий срок хранения (около двух лет). Кроме того, во время работы они образуют оксидную пленку на всех металлических деталях двигателя, которая защищает от коррозии, но в то же время ухудшает теплоотдачу. В старых двигателях это не было проблемой, но в новых двигателях с высоким давлением наддува это обязательно приведет к перегреву.
2. Органические (карбоксилатные)
Антифриз с карбоксилатами маркируется G12 или G12+. Основу присадок в этих жидкостях составляют органические кислоты, которые не образуют пены и отложений, как неорганические кислоты. Антифризы с карбоксилатами особенно подходят для современных алюминиевых двигателей.
При использовании жидкости в щелях не образуется пленка, что значительно увеличивает теплоотдачу. Кроме того, он не крошится по истечении определенного времени и не засоряет систему охлаждения. Срок службы охлаждающей жидкости составляет около 5 лет. Карбоксилатный антифриз эффективно защищает металлы от коррозии и кавитации и тем самым обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя.
3. Гибридные
Как следует из названия, гибридный антифриз (G11) содержит как органические, так и неорганические кислоты. В результате жидкость обеспечивает комбинированную защиту, но при этом содержит отрицательные свойства двух предыдущих типов (например, охлаждающий эффект). Гибридный антифриз имеет средний срок хранения три года.
4. Лобридные
Антифризы Lobrid (G12++ и G13) также являются смешанными типами охлаждающих жидкостей. Они содержат органическую основу и минеральные ингибиторы. Этот состав образует очень тонкую пленку, а некоторые присадки действуют специфически — только там, где коррозия уже началась. Неудивительно, что эти антифризы являются самыми дорогими. Высокая стоимость обусловлена сложностью производства. Антифриз Lobrid предназначен для современных двигателей.
Цвета антифриза
Антифриз также различают по цвету. В продаже есть синяя, красная, зеленая и даже фиолетовая жидкость. Однако важно знать, что цвет антифриза ничего не говорит о его составе или качестве. Пигменты, добавленные в жидкость, делают ее красной, зеленой или синей. И здесь нет строгих правил: Каждая компания сама решает, какой цвет она хочет использовать для антифриза для бетона. Например, по классификации VAG, гибридная жидкость имеет зеленый цвет, органическая — красный, а фиолетовый используется для лобрида антифриза.
Можно ли смешивать
Не рекомендуется смешивать охлаждающие жидкости разного качества (следует отметить, что они могут иметь одинаковый цвет). В противном случае может образоваться нерастворимый осадок. Это может привести к снижению теплоотдачи и перегреву двигателя. Другими негативными последствиями являются: Размягчение резиновых деталей, а также потеря защиты от коррозии и образование ржавчины в контуре системы охлаждения.
Чтобы избежать этого, рекомендуется заливать в автомобиль антифриз, предписанный производителем. Необходимую информацию можно найти в Интернете или у сервисного дилера. Чтобы сделать правильный выбор, можно, например, купить охлаждающую жидкость, которую распространяет сам производитель автомобиля.