Сами делегации с осторожностью относятся к корректировке цен в списке. Менеджеры нескольких автосалонов признались, что этим летом они значительно снизили цены на автомобили, но не могут предсказать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.
Что будет с ценами на автомобили в 2023 году
В 2023 году россияне могут ожидать роста цен на новые автомобили, сообщили «Газете.Ru» автодилеры. Импорт автомобилей через параллельный импорт не удовлетворит рыночный спрос, а стоимость этих автомобилей не приблизится к докризисному уровню, убеждены собеседники газеты. Позиции китайских брендов в Российской Федерации укрепятся и выведут АвтоВАЗ на первое место, считают эксперты.
В 2023 году цены на российском авторынке могут вырасти на 10%, а дефицит автомобилей сохранится, несмотря на растущую популярность схемы параллельного импорта, сообщили «Газете.Ru» автодилеры.
«Стоимость автомобилей не снизится, а будет напрямую зависеть от курса валют в 2023 году.
Скорее всего, цены вырастут на 10% от текущих цен, если внешние факторы не изменят ситуацию существенным образом.
— Андрей Ольховский, генеральный директор компании «Автодом», рассказал «Газете.Ru».
Исходя из текущей ситуации на авторынке, одной из основных тенденций в 2023 году станет дефицит автомобилей, который продолжит влиять на продажи и воздействовать на динамику рынка, сказал о продажах новых автомобилей Алексей Стариков, заместитель генерального директора АО «Авилон».
«Можно предположить, что стоимость новых автомобилей в ближайшее время не изменится, ценники останутся на прежних позициях.
Что касается изменения цен, то я также должен упомянуть влияние обменного курса — если обменный курс будет расти, то и цены будут расти», — прогнозирует Стариков.
Условия для снижения цен на автомобили еще не созданы, считает Сергей Бургазлиев, независимый консультант по автомобильной промышленности.
«Если некоторые геополитические события и пакеты дополнительных санкций останутся в стороне, цены останутся на текущем уровне. Я не вижу хороших перспектив на рынке», — сказал Бургазлиев.
Все хорошие подержанные автомобили в ценовом диапазоне от 1 до 2,5 миллионов рублей уже проданы,
а на «вторичном» рынке есть либо непродаваемый, либо дорогой премиум-сегмент. По словам Бургазлиева, теперь автомобилисты будут особенно осторожны со своими машинами.
На рост цен влияет как падение курса рубля (из-за чего цены на автомобили, в том числе отечественные, растут за счет импортных комплектующих), так и количество доступных автомобилей, объясняет руководитель аналитического агентства Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи.
«Мы, конечно, не увидим резкого падения цен и возврата к прежним уровням. Однако, если курс рубля останется стабильным, мы также не увидим роста цен на автомобили. Дилеры уже говорят, что
Люди, готовые покупать даже популярные автомобили, стали менее охотно покупать их по мере роста цен», — говорит собеседник.
Что касается ситуации с ценами, АвтоВАЗ заявил, что сделает все возможное, чтобы контролировать стоимость своих автомобилей.
«Стоимость автомобилей определяется различными факторами. На него влияют общая макроэкономическая среда, стоимость материалов и компонентов, логистические затраты, потребительский спрос и другие факторы. В нынешней ситуации трудно предсказать ценовую тенденцию на следующий год», — сказали «Газете.Ru» в компании.
«Серый» ввоз не поможет
Объем ввоза автомобилей через параллельный импорт не удовлетворит рыночный спрос, объясняет Татьяна Арабатци. В прошлом году было продано 1,5 миллиона автомобилей, импортированных таким образом, а в следующем году ожидается, что это число будет вдвое меньше, говорит она. Это очень дорогая логистическая система, и дилеры не заинтересованы в импорте дешевых автомобилей.
«Не стоит полагаться на параллельный импорт, чтобы ввозить в Российскую Федерацию автомобили по докризисным ценам», — говорит он.
По словам Арабадши, автопроизводители могут сократить квоты на поставки в Казахстан и Беларусь, чтобы не ввозить новые автомобили в Россию, поскольку они рискуют попасть под вторичные санкции.
Тем не менее, автомобили в Беларуси и Казахстане все равно будут дешевле, чем в России, убежден Сергей Бургазлиев.
«В соседних странах спрос не такой, как в России, и там нет государственных программ, позволяющих компенсировать 20% стоимости автомобиля, купленного в кредит. Например, Lada Vesta продавалась в Казахстане в среднем на 200 тысяч рублей дешевле, а цены Geely в Беларуси были ниже, чем в России.
В следующем году на параллельный импорт будет приходиться не более 10% от общего объема продаж автомобилей,
отмечает Андрей Ольховский, генеральный директор компании «Автодом».
«Мы видим много проблем в параллельном импорте, это временное решение, и в будущем от него следует отказаться. Это не решает никаких проблем для потребителя, кроме того, что он получает автомобиль», — говорит представитель дилера.
Продажи автомобилей не превысят 800 000 единиц в 2023 году, считает представитель компании.
Наиболее важные тенденции, влияющие на российский рынок, напрямую зависят от общей ситуации за пределами России. Ольховский считает вероятным, что в контексте параллельного импорта будут введены значительные ограничения на поставку автомобилей. С точки зрения Министерства промышленности и торговли, в нынешней ситуации важно не ограничивать импорт автомобилей и мотоциклов, а сформулировать законодательство для регулирования поставок, сказал он.
Компания «Авилон» сообщила, что в рамках схемы параллельного импорта будут импортироваться следующие автомобили.
Volkswagen Bora, Volkswagen ID.6, Audi Q5 E-Tron, FAW Bestune T99 и Besturn B70, Jeep Grand Cherokee и другие модели.
«В настоящее время на рынке наблюдается заметный рост программ импорта таких автомобилей, и у дилеров есть в наличии модели, в том числе и такие, которые никогда ранее не появлялись на российском рынке. Однако следует понимать, что ситуация не изменится полностью с динамикой авторынка, поскольку параллельный импорт не может удовлетворить все требования», — подтверждает Алексей Стариков.
Курс на Китай
На первичном рынке легковых автомобилей в 2023 году будут доминировать АвтоВАЗ и китайские производители, уверяет Сергей Бургазлиев. Также продолжится импорт автомобилей премиум-класса через параллельный импорт, а также различных экзотических автомобилей, которые до сих пор не были представлены на нашем рынке.
«Дилеры будут пытаться выжить за счет параллельного импорта, но это не спасет ситуацию, поэтому нас ждут трудные времена.
Что касается электромобилей, то они будут пытаться продавать их всем, пока есть деньги на субсидии. Эволют» получит субсидии, и теоретически к ним присоединится и «Москвич». Однако не стоит ожидать массовых продаж в десятки тысяч автомобилей», — оценивает он.
При импорте автомобилей из других стран дилеры ищут поставщиков более дешевых деталей. Как правило, чем дешевле детали, тем они хуже. Дилеры будут пытаться купить более дешевые детали и продать их по более высокой цене, качество деталей снизится, и все это повлияет на безопасность эксплуатации, говорит эксперт.
«В настоящее время китайские производители играют главную роль на российском рынке. В плане продаж китайские бренды будут лидерами, учитывая местную сборку бесколесных комплектов. Следующим будет Автоваз, а затем все остальные», — резюмирует Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом».
После 11 месяцев 2022 года АвтоВАЗ продолжает лидировать на российском рынке с 165 тысячами проданных автомобилей Lada, сообщает Комитет Ассоциации европейских автопроизводителей в России (АЕБ), за ним следуют Kia и Hyundai (63 тысячи и 54 тысячи единиц соответственно), Renault и ГАЗ (по 34 тысячи единиц).